Формы конкуренции в рыночных структурах

Формы конкуренции Признаки, определяющие форму конкуренции Поведение Результат Степень контроля
Совершенная Множество фирм, производящих данный продукт. Полная однородность производимой продукции. Отсутствие ограничений для межотраслевого перелива капитала. Полная информация, т.е. совершенное знание рынка потребителями и производителями. Максимизация прибыли Без рекламы Эффективное распределение ресурсов Отсутствие контроля над ценами
Несовершенная        
1.Монополия (чистая) Данный продукт производится только одной фирмой (отрасль состоит из одной фирмы) Максимизация прибыли Реклама Неэффективное распределение ресурсов Очень высокая степень контроля над ценами
2.Олигополия Относительно небольшое количество фирм, производящих данный вид продукции. Производится однородная продукция (или незначительная дифференциация продукции) По возможности максимизация прибыли Реклама и другая неценовая конкуренция Неэффективное распределение ресурсов Частичный контроль над ценами
3.Монополисти-ческая конкуренция с дифференциацией качества продукта Множество производителей, много действительных или воображаемых различий в качестве продукции По возможности максимизация прибыли Использование рекламы в небольших объемах Неэффективное распределение ресурсов Очень слабый контроль над ценами

Таблица

Типы строения рыночных структур (по Штакельбергу) (рассказать)

Покупатели Продавцы
  Много Несколько Один
Много Двусторонняя полиполия Олигополия Монополия
Несколько Олигопсония Двусторонняя олигополия Монополия, ограниченная олигопсонией
Один Монопсония Монопсония, ограниченная олигополией Двусторонняя монополия

Совершенная конкуренция — состязание экономических субъектов на товарном рынке, при котором ни один из них не имеет достаточно большой доли рынка, чтобы оказать влияние на цену продукта. Так как модель совершенной конкуренции является теоретической абстракцией, то все реально существующие рынки в той или иной степени несовершенны.

Совершенная (чистая) конкуренция в рыночной экономике не может решить многие вопросы развития производства:

- рациональное распределение доходов;

- конкурентная, система, цен не оказывает влияние на развитие многих важных производств (оборона, государственные структуры по подготовке кадров, контролю за состоянием окружающей среды).

Несовершенная конкуренция — характеристика рынка, где два или более продавцов, обладая некоторым (ограниченным) контролем над ценой, конкурируют между собой за продажи. В теории выделяют различные виды рынков с несовершенной конкуренцией (по степени убывания конкурентности): монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.

Теорию монополистической конкуренции разработал Э. Чемберлин. Он обратил внимание, что дифференциация товара приводит к тому, что вместо единого рынка складывается сеть частично обособленных, но взаимосвязанных рынков, существует широкое разнообразие цен, издержек, объемов выпуска продукции той или иной товарной группы.

Монополистическая конкуренция возникает там, где функционируют фирмы, тайный сговор между которыми практически невозможен. Каждая фирма сама определяет свою ценовую политику. Предсказать и учесть действия всех остальных участников конкуренции практически невозможно.

Такой тип рыночной конкуренции возникает в тех отраслях, где;

1) для осуществления производственной деятельности не нужно создавать особенно крупные предприятия и потому организация фирм не требует очень крупных денежных средств;

2) возможно создание многих разновидностей товара, удовлетворяющего определенную потребность;

3) права отдельной фирмы на исключительное изготовление созданной ею разновидности товара можно защитить с помощью авторских прав и прав на товарный знак.

Характерными примерами такого рода товарных рынков являются рынки продуктов питания, одежды, мебели.

Олигополия — это такая рыночная структура, при которой доминирует небольшое число продавцов, а вход в отрасль новых производителей ограничен высокими барьерами. «Олигополия» означает «немного продавцов».

Рынок олигополии может подразделяться на два типа: олигополия первого вида — это отрасли с совершенно однородной продукцией и большим размером предприятий. Олигополия второго вида — рынок нескольких продавцов, продающих различные по качеству товары.

Монополия — тип отраслевого рынка, на котором существует единственный продавец товара, не имеющего близких заменителей. Монополист осуществляет контроль над ценой и объемами выпуска, что позволяет ему получать монопольную прибыль. При монополии существуют запретительно-высокие барьеры вхождения в отрасль.

Монополист – предприятие, доля рынка которого превышает 35%. Если доля рынка предприятия составляет более 35%, то его положение признается доминирующим, но не безусловным. Безусловным монополистом признается предприятие, контролирующее 65% и более товарного рынка.

Политика в отношении доминирования на рынке

В Российском законодательстве: Монополист – предприятие, доля рынка которого превышает 35%. Если доля рынка предприятия составляет более 35%, то его положение признается доминирующим.

Доминирующие положение, если у хозяйствующего субъекта доля рынка составляет:

- менее 65% (35%-65%), если это установлено антимонопольным органом исходя из критериев: стабильность доли, доступ на рынок конкурентов и др.

- 65% и более, если он не докажет, что несмотря на превышение, его положение не является доминирующим;

Если предприятие контролирует 65% и более товарного рынка, то оно признается безусловным монополистом.

Политика ЕС: в 1998 г. – закон о Конкуренции (для предотвращения установления доминирующими фирмами избыточных цен). Свыше 40% доли рынка – доминирующая. 25-40% - попадает под расследование Комиссии по Конкуренции.

В реальной действительности практически невозможно найти ситуацию, когда на рынке действовал бы один-единственный производитель товаров, не имеющих заменителей. Даже чистая монополия вынуждена считаться с потенциальной конкуренцией. Эта конкуренция может обостриться в связи с нововведениями, возможным появлением товаров-заменителей, конкуренцией импортных товаров.

Наряду с монополией со стороны производителей (монополией в прямом смысле слова) встречается монополия со стороны покупателя — монопсония. Покупатель-монопсонист заинтересован и имеет возможность покупать товары по наиболее низкой цене (например, военная промышленность). Гораздо чаще монопсоническое преимущество реализуется на локальных рынках.

Двусторонняя монополия — это рыночная структура, когда монополисту противостоит монопсонист (единственный продавец сталкивается с единственным покупателем) (производство космических кораблей, шкуры на рынке).

Количественными показателями, характеризующими структуру товарного рынка, являются:

• численность продавцов, действующих на данном товарном рынке;

• доли, занимаемые продавцами на данном товарном рынке;

• показатели рыночной концентрации.

Численность продавцов, действующих на данном товарном рынке, не позволяет сделать полных и достоверных выводов о наличии (отсутствии) и характере конкуренции между ними, за исключением случаев, когда их количество очень мало. Для более полной картины рынка необходимо знание долей фирм, действующих на рынке.

Рыночная доля отражает наиболее важные результаты конкурентной борьбы и показывает степень доминирования организации на рынке. Исследование рыночных долей конкурентов позволяет выявить распределение сил в конку рентной борьбе.

Доля предприятия на рынке рассчитывается в большинстве случаев как

где di— доля i-го предприятия на рынке; qi — объем продаж i-го предприятия; q — совокупный объем продаж участников рынка.

Для определения типа рыночной структуры используются показатели, в основе расчета которых лежит понятие доли предприятия на рынке (коэффициент концентрации CR, индекс Херфиндаля-Хиршмана, коэффициент энтропии, дисперсия логарифмов рыночных долей, коэффициент Джини, индекс Холла-Тайдмона).

Чаще всего в аналитических исследованиях используются следующие показатели концентрации:

а) коэффициент концентрации (CR). Рассчитывается как процентное отношение реализации (поставка) продукции определенным числом крупнейших продавцов к общему объему реализации (поставки) на данном товарном рынке. Рекомендуется использовать уровень концентрации трех (СR-3), четырех (СR-4), шести (СR-6), восьми (СR-8), десяти (СR-10), двадцати пяти (СR-25) крупнейших продавцов:

.

где di — доля продаж данной фирмы в объеме реализации рынка;

б) индекс концентрации Херфиндаля-Хиршмана (HHI). Рассчитывается как сумма квадратов долей, занимаемых на рынке всеми действующими на нем продавцами:

где n – число хозяйствующих субъектов, действующих на рынке (в отрасли);

- доля i-го хозяйствующего субъекта (в %) в объеме реализованной продукции на рынке (в отрасли).

HHI варьируется в пределах от 0 (полная деконцентрация) до 10000 (абсолютная монополия).

По результатам анализа показателей устанавливается принадлежность хозяйствующего субъекта высоко, средне или низко концентрированному рынку, оценивается наличие и степень конкуренции на рынке.

В соответствии с различными значениями коэффициентов концентрации и индексов Херфиндаля-Хиршмана выделяются три типа рынка:

I тип — высококонцентрированные рынки: при 70% < СR3 < 100%; 2000 < HHI< 10000; (слабая конкурентная среда).

П тип —умеренно концентрированные рынки: при 45% < СR3 < 70%; 1000 < HHI< 2000;

III тип — низкоконцентрированные рынки: при СR3 < 45%; ННI < 1000.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: