Стратегические барьеры входа на отраслевой рынок

Стратегические (субъективные) барьеры создаются сознательной деятельностью самих фирм, стратегическим поведением, препятствующим проникновению новых фирм в данную отрасль. Стратегические барьеры могут формировать лишь активные фирмы, т.е. фирмы, обладающие рыночной властью.

Стратегические барьеры входа подразделяют на два вида
— связанные с ценовыми и неценовыми стратегиями поведения фирм.

Ценовая стратегия активной фирмы представляет собой установление такого уровня цен, который способен предотвратить появление на данном рынке новых конкурентов: активная фирма, опасаясь входа на рынок потенциальных конкурентов, сознательно снижает цену до уровня ниже цены, приносящей максимальную прибыль в краткосрочном периоде. Такой уровень цен называют запретительным.

Неценовые стратегии представлены четырьмя формами:

1) дополнительное инвестирование в оборудование. Если активная фирма имеет незадействованные производственные мощности, то при угрозе входа на рынок новых конкурентов, она может максимально увеличить объем выпуска продукции. Однако в этом случае перед активной фирмой стоит дилемма: что выгоднее, осуществлять дополнительные инвестиции в оборудование или позволить новой фирме войти на рынок;

2) устойчивые связи с другими участниками рынка, вертикальная интеграция и вертикальные ограничения. Любая фирма, действующая на рынке длительное время, имеет устоявшиеся связи со всеми рыночными агентами, в то время как новой фирме потребуется определенное время для установления таких связей. Широкое распространение долгосрочных контрактов с поставщиками сырья и с покупателями продукции предотвращают вход потенциальных конкурентов в отрасль. Вертикально интегрированная фирма обладает дополнительными конкурентными преимуществами, так как она может в большей степени снижать цену товара или получать большую прибыль при данной цене благодаря более низким издержкам либо по закупке сырья, либо по продаже конечного продукта.

3) дифференциация продукта. Суть стратегии активной фирмы состоит в возможном разнообразии предлагаемой продукции. Для фирмы, пытающейся войти на новый рынок, затраты, связанные с увеличением количества торговых марок, исследованиями рынка всегда будут выше, чем у фирмы, уже действующей на рынке.

4) диверсификация фирмы – распределение выпуска фирмы между разными целевыми рынками. Она означает одновременное развитие несвязанных друг с другом видов производств, расширение номенклатуры и ассортимента произведенной продукции в рамках одного предприятия. Диверсификация выражает процесс расширения активности фирм, которые используют собственные накопления не только для поддержания и развития основного бизнеса, но и для освоения новых видов продукции, создания новых производств и оказания всевозможных услуг. В результате диверсификации производства предприятия превращаются в сложные многоцелевые комплексы, включающие производства, зачастую выпускающие продукцию совершенно разного назначения.

Диверсифицированным считается предприятие, когда более 30% общего объема продаж приходится на товары и услуги, не связанные с основной деятельностью предприятия. В условиях перехода РФ на рыночные отношения актуальность диверсификации производства на предприятии резко возрастает, так как это связано со стремлением оградить себя от банкротства и получить максимальную прибыль. Диверсификация производства способствует:

1. Большей выживаемости хозяйственного субъекта в условиях рынка.

2. Большему использованию ресурсов предприятия.

3. Наиболее полному насыщению рынка необходимыми товарами и услугами.

Непродуманная, экономически необоснованная диверсификация может еще в большей мере подорвать финансовое положение предприятия.

Диверсифицированная фирма обычно обладает большими размерами. В силу этого повышается минимально эффективный объем выпуска в отрасли, что затрудняет вход новых фирм, либо данная фирма обладает преимуществами в издержках, что также упрочивает ее рыночную власть. Диверсификация деятельности позволяет фирме снизить риск, связанный с конкретным рынком. Диверсифицированная фирма более устойчива за счет способности компенсировать прибылью от деятельности на одном рынке возможные убытки на другом. Кроме того, сам факт наличия диверсифицированной компании в отрасли отпугивает потенциальных конкурентов, зная о ее возможностях вести конкурентную борьбу. Таким образом, диверсификация производства может служить и барьером входа в отрасль, и фактором снижения барьеров выхода из отрасли.

В качестве показателя диверсификации удобно рассматривать индекс энтропии:

, i = 1…n.

Р – доля от реализации продукта в общей выручке фирмы.

Показатель энтропии будет принимать значения от нуля до бесконечности, отражая степень диверсифицированности фирмы. Уместнее использовать именно абсолютный, а не относительный индекс энтропии (1/n). Число производимых наименований продукции, оказывающее существенное воздействие на значение индекса, само по себе отражает уровень диверсификации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: