Машиностроение в силу неоднородности его структуры называют машиностроительным комплексом, который включает в себя более 20 крупных подотраслей.
В классификаторе отраслей (ОКОНХ) на машиностроение приходится пункты 14100 – 14790.
В зависимости от технико-экономических особенностей выделяют:
1. Тяжелое машиностроение (=60% товарной продукции отрасли). Эта группа подотраслей отличается высокой металлоемкостью, электроемкостью и малой трудоемкостью. Предприятия тяготеют к металлургическим базам, но некоторые виды металлоемких машиностроительных производств, выпускающих крупногабаритные машины с малой рентабельностью и узкоотраслевым потреблением, располагаются в районах потребления. Включает: производство металлургического оборудования, горно-шахтного, для нефтяной и газовой промышленности, энергетическое машиностроение, производство тяжелых станков и кузнечно-прессовых машин, локомотивостроение, вагоностроение, судостроение. Для этой отрасли характерны как предприятия законченного производственного цикла, самостоятельно осуществляющие заготовку, обработку и сборку деталей и узлов, так и заводы, сочетающие эти операции с монтажом поступающих в порядке кооперирования деталей, агрегатов и секций. В составе отрасли и узкоспециализированные, и универсальные заводы.
|
|
2. Общее машиностроение (1/4 товарной продукции отрасли). Характеризуется повышенной или средней металлоемкостью, невысокой трудоемкостью и средней фондоемкостью. Предприятия ориентируются на районы потребления продукции, за исключением тех случаев, когда выпускаемые изделия отличаются значительной металлоемкостью и тяготеют к металлургическим базам. Включает: сельскохозяйственное машиностроение, оборудование для химической, нефтеперерабатывающей, бумажной, лесной, строительной промышленности (предприятий с химической переработкой сырья).
3. Среднее машиностроение (=15% товарной продукции отрасли). Предприятия отличаются малой металлоемкостью, трудоемкостью и фондоемкостью продукции. Они наиболее многочисленны, узкоспециализированы, имеют широкие связи по кооперации. Размещать целесообразно в сложившихся и формирующихся центрах машиностроения, где есть необходимые трудовые, электроэнергетические ресурсы, достаточно высокая техническая культура и созданы условия для широкого производственного кооперирования. Включает: автомобилестроение, самолетостроение, тракторостроение, станкостроение, технологическое оборудование для легкой, пищевой, полиграфической промышленности.
4. Точное машиностроение - производство точных машин, механизмов, приборов и инструмента отличается высокой трудоемкостью, низкой металлоемкостью, повышенной электроемкостью, энергоемкостью и фондоемкостью. Размещение предприятий точного машиностроения ориентировано на районы высокой технической культуры, располагающие квалифицированными кадрами, научно-исследовательскими институтами. Включает: значительная часть радиотехнической, инструментальной промышленности, приборостроения, электронной промышленности и отдельные производства электротехнической промышленности.
|
|
5. Производство металлических изделий и заготовок (сварные конструкции, конструктивно несложные машины). Отличаются низкой трудоемкостью, электроемкостью, энергоемкостью, фондоемкостью и высокой металлоемкостью единицы продукции. Могут размещаться повсеместно. Но производство металлических изделий связано с метами потребления, а производство заготовок тяготеет к источникам сырья.
6. Ремонт машин и оборудования.
Структура объемов выпуска по подотраслям показана на рис. 1.
Автомобилестроение 27,4%
Машиностроение для легкой и пищевой промышленности 2,4%
Химическое и нефтехимическое машиностроение 6,0%
Строительно-дорожное машиностроение 2,1%
Электротехника и приборостроение 12,3%
Станкоинструментальная промышленность 1,9%
Тракторное и с/х машиностроение 1,8%
Тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение 10,3%
Оборонные и другие отрасли 31,9%
Прочие отрасли 3,9%
Рис. 1. Доля основных подотраслей в продукции машиностроительного комплекса в 2003 г., в %
Для исследования рынков машиностроительной продукции (вопрос 3 этой темы) удобнообъединять все подотрасли в пять групп, каждая из которых выходит на своих потребителей:
1) группа наукоемких (комплектующих) подотраслей (электротехника, приборостроение, станкостроение и др.); эти подотрасли развиваются в соответствии с потребностями других отраслей промышленности, включая и само машиностроение.
2) группа инвестиционного машиностроения (энергетическое, транспортное, строительно-дорожное машиностроение, оборудование для ТЭК); их развитие определяется инвестиционной активностью топливно-энергетического, транспортного и строительного комплексов.
3) Группа подотраслей сельскохозяйственного машиностроения для перерабатывающих отраслей АПК и предприятий легкой промышленности; их развитие зависит от платежеспособности предприятий сельского хозяйства, легкой промышленности и частично от спроса населения;
4) Автомобильная промышленность, а также предприятия, выпускающие бытовые товары;они ориентированы в основном на потребительский спрос населения (домашние хозяйства);
5) Машиностроение для ОПК, продукция которого направляется в «силовые» министерства и на экспорт.