Развитие рынков машиностроительной продукции

Анализ рынков машиностроительной продукции имеет для отрасли первостепенное значение, т.к. именно его покупательная способность определяет возможные финансовые потоки, а его требования к качеству и конкурентоспособности продукции определяют те ниши, которые может занять продукция машиностроительных предприятий.

Внутренние рынки


Рис. 2. Основные рынки сбыта продукции машиностроения

На внешнем рынке развивается процесс постепенного наращивания объемов экспорта машиностроительной продукции, прежде всего энергетического, нефтехимического оборудования, продукции электротехнической промышленности и приборостроения. Необходимо создание инфраструктуры поддержки экспорта, т.к. на этом рынке конкурируют не только отбельные производители, но и стоящие за ними государства.

По итогам 2003 г. экспорт машиностроительной продукции увеличился на 17% к соответствующему периоду прошлого года, в т.ч. на 8% - в страны дальнего зарубежья и почти на 40% - в страны СНГ. Возрастанию объему поставок в страны СНГ способствует развитие кооперационных связей на уровне хозяйствующих субъектов. В ряде областей Украины организованы сборочные производства автомобилей различных модификаций на базе их комплектных поставок с Ульяновского, Тольяттинского и Нижегородского автомобильных заводов с последующей реализацией конечной продукции, в основном, на Украине.

Наиболее перспективные секторы рынка: автомобильный, энергомашиностроение и оборудование для ТЭК, транспортное, сельхозтехники, станкостроения.

Автомобильный рынок стабильно рос в последние годы, причем по всем его составляющим: легковые, грузовые автомобили и автобусы. Разработана Концепция развития автомобильной промышленности: поддержка этого бизнеса, повышение качества выпускаемой техники при сохранении ценового преимущества по сравнению с зарубежными автомобилями. Предусмотрен переход на стандарты Евро-2, Евро-3, в 2008 – на Евро-4, как по легковым автомобилям, так и по грузовым, автобусам. Осуществляется господдержка через реализацию Российско-Белорусской программы «Развитие дизельного автомобилестроения». Продолжается работа совместно с предприятиями автомобилестроения по оптимизации ввозных таможенных пошлин на автомобильные компоненты для промышленной сборки, защита внутреннего рынка от подержанных грузовых автомобилей старше 7 лет. Начать выпуск современных двигателей. Именно перспективность данного рынка вместе с мерами, принятыми Правительством позволили привлечь в отрасль крупнейших мировых производителей: компании Форд, Дженерал Моторс, Рено, Вольво, БМВ, КИА.

Рынок энергетического машиностроения можно считать глобальным рынком, т.к. 70% выпускаемой продукцией этого профиля идет на экспорт. За последние два года наши производители выиграли конкурсы по крупным проектам в Сербии, Индии, Китае, Вьетнаме на общую сумму около 500 млн. долларов. Реализация этих проектов в ближайшие годы даст рост объемов выпуска в 7-8 %. Однако потенциал данной конкурентоспобной на мировом уровне отрасли гораздо выше. Для его раскрытия предлагаются предложения по развитию внутреннего рынка путем расширения тендерных закупок оборудования в субъектах «естественных» монополий (РАО «ЕЭС России»). Тендер - конкурс среди потенциальных исполнителей или поставщиков на выполнения заказа, каких-либо работ, по условиям заказчика. Позволяет заказчику оптимизировать свои затраты по критериям "цена - качество - сроки".

Рынок оборудования для газо- и нефтедобывающих отраслей неоправданно сужен. Доля России на мировом рынке нефти более 10%, газа – около 23%, а производство оборудования занимает всего 3% от мирового. Необходимо повышать качество поставляемого оборудования и гармонизировать его по стандартам к другим мировым поставщикам. Рынок слабо структурирован.

Алгоритм расширения рынка энергомашиностроительной продукции впрямую проектируется на рынок транспортного машиностроения. Повышение доли заказов, размещаемых через тендерные торги, должно стать нормой для ОАО «РЖД». Программа по обеспечению железнодорожного транспорта новыми моделями подвижного состава. Будут обновляться: локомотивы, грузовые и пассажирские вагоны, путевая инфраструктура, автоматизация управления движением.

Чрезвычайно важный и перспективный – рынок сельхозтехники. Важность связана с актуальностью развития АПК и несоответствием стоящих перед ним задач с уровнем его технической оснащенности. Для развития необходимо:

1) стимулирование платежеспособного спроса, в т.ч. через развитие государственной компании «Росагролизинг» (работает с 2002 г., через неё продается 1/3 продукции сельхозмашиностроения).

2) реализация «Комплекса мер по восстановлению и развитию инженерно-технической базы сельского хозяйства на 2003-2007 гг.» для перехода на новые агротехнологии (Минпромнаука России + Министерство сельского хозяйства).

3) защита внутреннего рынка от импорта подержанной сельхозтехники (анализ показывает, что при незначительных количествах ввоза подержанных комбайнов, отток с рынка финансовых средств значителен и соизмерим с объемом отечественных закупок).

Для решения задач обеспечения АПК современной сельхозтехникой необходимо использовать мировой опыт: создавать крупные структуры с диверсифицированной деятельностью, оказывающие услуги и финансового характера (в 2003 г. созданы концерн «Тракторные заводы», ОАО «Агромашхолдинг»).

Важность станкоинструментального рынка определяется тем, что 80% парка металлообрабатывающего оборудования, а это около 2 млн. станков - отечественного производства. При этом 60% парка физически и морально устарело. Производство станков в последние годы снижается.

Потребителю нужен не просто станок, ему нужно технологическое решение. Организационно эта проблема решается через создаваемые технологические центры (инжиниринговые фирмы). В дополнение к ним предлагается создание федеральных центров двух типов:

- Центров технологического развития, идея создания которых состоит в переходе от разрозненных поставок оборудования к решению технологических проблем заказчика;

- Центров инновационного типа – например, научный центр «Инновационное машиностроение и мехатроника». Этот центр будет заниматься разработкой и освоением новых технологий обработки металлов.

Благодаря этому, произойдет усиление инновационных процессов в машиностроении.

Одно из направлений – модернизация имеющегося парка станков и развитие вторичного рынка оборудования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: