Ведущие идеи гуманистической педагогики. Утопический социализм

На смену раннему средневековью в Западную Европу пришла новая эпоха позднего европейского Средневековья, прошедшая под знаком гуманистических идей Возрождения (конец XIV - начало XVII вв.). Это было время интенсивного развития экономической жизни и производства, зарождения буржуазных отношений, небывалого расцвета науки и искусства, мощного духовного подъема. В этот период получают большое развитие математика, астрономия, механика, география, естествознание. Это время великих изобретений и открытий в различных областях знаний: изобретение книгопечатания в Европе, открытие Америки Колумбом, морского пути в Индию и мн. др. Эта эпоха была ознаменована высочайшим уровнем развития культуры и искусства: Петрарка, Данте, Боккаччо, Микеланджело, Рафаэль, Леонардо да Винчи, Уильям Шекспир, Пауль Рубенс, Ван Дейк, Рембрандт, Эль Греко и мн. др. В науке был произведен подлинно революционный переворот: Роджер Бэкон и Френсис Бэкон, Авиценна, Николай Коперник, Галилео Галилей, Тихо Браге, Джордано Бруно, Филипп Парацельс и др. Деятели эпохи Возрождения – гуманисты провозглашали человека главной ценностью на земле и прокладывали новые пути его воспитания, стремясь раскрыть в человеке все самое лучшее. Гуманисты заново открыли, как много сделали античные народы Греции и Рима. Стремясь подражать им, они и назвали свое время «Возрождением», то есть восстановлением античной традиции. Новая эпоха выдвигала новые педагогические идеалы, искала адекватные им механизмы образования. Если раннее средневековье выработало модель авторитарного, патриархального воспитания с опорой на традицию, авторитет и волю, то в эпоху Возрождения наметилась тенденция к переосмыслению на принципиально иных основаниях. В последующие столетия центр тяжести стал смещаться в сторону индивида с его способностями и потребностями, стремлениями и мотивами поведения. Маятник качнулся в сторону личных интересов детей, самостоятельности их мышления. Возрождение, оставаясь в строгих рамках христианской идеологии, дававшей духовной жизни прочный религиозно-нравственный стержень, универсальный для всех носителей западной культуры, повернулось лицом к человеку, увидело в античном наследии достойный подражания и культивирования идеал высокой гражданственности. Внимание гуманистов к педагогической проблематике во многом объяснялось их стремлением исправить и улучшить человека и общество, а это, если не исключительно, то преимущественно, связывалось с воспитанием и обучением. В рассматриваемую эпоху произошел уникальный синтез античной традиции, и традиции средних веков с характерной для нее религиозной обращенностью к интимным глубинам человеческой души, все обладатели которой, будучи «венцом творения», были равны перед Богом. Гуманистический идеал образованного человека включал в себя представления о человеке культурном, умеющем хорошо говорить, убеждать собеседника. Гуманисты призывали к нравственному воздействию на ум воспитанников, и на их сердце, чувства, волю. Свои идеи педагоги-гуманисты отыскивали не только в классическом наследии. Они взяли много от рыцарского воспитания, когда говорили о физическом совершенстве человека. Отвечая на вызов времени, педагоги-гуманисты ставили задачу формирования общественно полезной личности. В результате педагогическая триада Возрождения (классическое образование, физическое развитие и гражданское воспитание) складывалась из трех основных слагаемых: античности, средневековья и будущих идей Нового времени. Социальную цель образования, выражавшуюся в стремлении содействовать более тесным связям человека с другими людьми, гуманисты соединяли с идеей его обязательного интеллектуального, нравственного и эстетического развития. По мнению гуманистов, в условиях усилившегося разделения труда и возросшей мобильности образование было призвано, прежде всего, помочь человеку осознать свое призвание, правильно оценить собственные силы, занять соответствующее место в обществе. Гуманисты Возрождения, видевшие в образовании способ развития и восполнения природных задатков людей, ставили задачу и искали пути воспитания личности активной, разумной, образованной, преисполненной гражданского долга, следующей христианским ценностям, способной к служению обществу и достижению жизненного успеха. По их мнению, образование обеспечивало «шлифовку» природы человека, формировало его ум, чувства и волю, делало поступки человека сообразными культуре и гражданскозначимыми, обеспечивало счастливую личную жизнь в общении с другими людьми. Колыбелью европейского Возрождения оказалась Италия. Борьба итальянских городов за свою независимость, пробуждение чувства причастности к единому этносу породили духовное движение, которое выдвинуло идеи гражданского воспитания. Среди них Витторино да Фельтре и Томазо Кампанелла. Вслед за Италией идеи Возрождения проникают в соседнюю Францию, где культивируются и распространяются в Парижском университете, знаменитом очаге культуры и искусства. В дальнейшем идеи гуманизма распространились на всей территории центральной и Северной Европы. Представителями французского Возрождения, повлиявших на развитие педагогической мысли и школьной практики, выделяются Франсуа Рабле и Мишель Монтень. Европейскую славу и признание снискали философские и педагогические идеи Эразма Дезидерия Роттердамского и Томаса Мора.

Общая характеристика утопического социализма. Следствием бурного развития капитализма после французской буржуазной революции XVIII века и промышленного переворота было разорение крестьянства и ремесленников, обнищание трудящихся. Замена ручного труда машинным вызвала безработицу. Увеличилась эксплуатация рабочих, продолжительность их рабочего дня дошла в Англии до 14—15 часов. Капиталисты привлекали на свои предприятия женщин и детей, труд которых особенно низко оплачивался. Характеризуя это время, Ф. Энгельс писал, что быстрое развитие промышленности на капиталистической основе сделало бедность и страдания рабочих масс необходимым условием существования общества. Капиталистический строй, пришедший на смену феодальному, оказался совсем иным, чем его представляли себе идеологи буржуазной революциипросветители XVIII века. «Недоставало еще только людей, способных констатировать это разочарование, и эти люди явились на рубеже нового столетия». То были социалисты-утописты Ш. Фурье, А. Сен-Симон и. Р. Оуэн. Они жестоко критиковали капиталистический строй, понимая, что труд при капитализме является «проклятием человека», что он основан на нужде, насилии, угрозе голодной смерти. Они выдвигали мысль о новом, грядущем социалистическом строе, основанном на началах разума и справедливости, где не будет эксплуатации человека человеком. Выражая протест против социальной несправедливости, социалисты-утописты «мечтали о мирном преобразовании социализмом современного общества без учета такого основного вопроса, как вопрос о классовой борьбе, о завоевании политической власти рабочим классом, о свержении господства класса эксплуататоров». Подобно философам-просветителям XVIII века, социалисты-утописты думали, что достаточно просветить и перевоспитать людей, чтобы общество поднялось на новую ступень, стало социалистическим. Они придавали огромную роль воспитанию и окружающей среде в формировании человека, но, подобно французским материалистам, рассматривали людей как пассивный продукт обстоятельств и воспитания. Утопический характер социализма Фурье, Сен-Симона и Оуэна был результатом того, что на грани XIX века пролетариат лишь складывался как класс и не был еще способен к самостоятельным политическим действиям.

Роберт Оуэн (1771—1858) родился в семье ремесленника и рано начал жить своим трудом. Отличаясь недюжинными способностями, он в двадцать лет стал уже руководить крупным предприятием. Он видел ужасающие условия, в которых находились трудящиеся. Оуэн понимал, что капитализм несет страдания народным массам, и стал разрабатывать реформаторские планы, которые должны были улучшить положение рабочих. С 1800 года Оуэн встал во главе большой бумагопрядильной фабрики в Ныо-Лэнарке, в Шотландии. Условия труда на этой фабрике были такие же, как и на остальных фабриках того времени: рабочий день продолжался 13—14 часов, заработная плата была ничтожной, жилищные условия ужасны. Культурный и моральный уровень рабочих был низким. На фабрике широко применялся детский труд (многие дети работали уже в возрасте 6—7 лет). Исходя из положения, что каждый человек является продуктом окружающей его среды, Оуэн решил улучшить условия жизни и труда рабочих. Он сократил рабочий день до 10 1/2 часов, значительно увеличил заработную плату, построил для рабочих новые жилища, организовал для них разумный отдых. Оуэн категорически запретил привлекать детей моложе 10 лет к работе на фабрике и создал ряд воспитательно-образовательных детских учреждений: школу маленьких детей — от года до шести лет, которая включала в себя ясли, детский сад и площадку для игр; начальную школу для детей от 6 до 10 лет; вечернюю школу для подростков, работающих на производстве. Для взрослых рабочих и их семейств вечерами организовывались лекции, беседы и культурные развлечения.
Очень заботился Оуэн о школе для маленьких детей. Здесь дети учились пению и танцам, много времени проводили на свежем воздухе. Особое внимание было уделено физическому воспитанию, гимнастике, играм. Большое значение придавалось воспитанию детей в духе коллективизма. Детям подробно разъясняли правила коллективного общения, указывали, что они не должны обижать своих товарищей, а уважать их и оказывать им помощь, когда это необходимо. В этой школе не проводилось систематическое обучение письму и чтению, грамоте детей учили в процессе бесед о природе, об окружающих предметах и явлениях. Много внимания уделялось эстетическому воспитанию, музыкальным и ритмическим занятиям. При этом Оуэн справедливо полагал, что не следует давать детям учебных книг, которые пронизаны религиозной идеологией. Для воспитания маленьких детей Оуэном были приглашены молодые рабочий и работница с фабрики, хотя и не подготовленные педагогически, но внимательно и ласково обращавшиеся с детьми. В начальной школе учащиеся изучали родной язык, арифметику, географию, естествознание и историю. Иначе говоря, курс начальной школы был неизмеримо шире, чем во всех других английских начальных школах. Кроме того, Оуэн совершенно исключил из школы обычное для того времени религиозно-догматическое обучение. Он стремился дать детям доступные для их возраста знания, развить их мышление. Все обучение строилось на основе широкого применения наглядности: стены школы были покрыты рисунками, изображавшими животных и растения; на занятиях использовались различные наглядные пособия.
Большое значение Оуэн придавал трудовому воспитанию детей. С детства они видели труд взрослых, а в школе сами приобретали некоторые трудовые навыки. Мальчики овладевали простейшими приемами ремесленного труда, занимались садоводством, а девочки обучались кройке и шитью, учились приготовлять пищу. С десятилетнего возраста дети посещали вечернюю школу, а днем работали на фабрике. Оуэн осуществлял соединение обучения с производительным фабричным трудом детей. С начала 1816 года Роберт Оуэн создал в Нью-Лэнарке «Новый институт для образования характера», который объединил все ранее организованные им просветительные учреждения. Таким образом, Оуэн впервые в истории создал дошкольные учреждения (ясли, детский сад) и начальную школу для детей рабочих с широкой общеобразовательной программой. Он основал для детей старше 10 лет и для подростков, занятых на производстве, вечернюю школу, соединив обучение с производительным индустриальным трудом, организовал для взрослых рабочих клуб, где проводились культурно-просветительные мероприятия. Вся жизнь в Нью-Лэнарке, как отмечал Ф. Энгельс, решительно изменилась к лучшему. В соединении обучения с производительным трудом, осуществленным Оуэном, К. Маркс видел «зародыш воспитания эпохи будущего, когда для всех детей свыше известного возраста производительный труд будет соединяться с обучением и гимнастикой не только как одно из средств для увеличения общественного производства, но и как единственное средство для производства всесторонне развитых людей». Деятельность Оуэна в Нью-Лэнарке пользовалась широкой популярностью. «Новый институт» посещали капиталисты и аристократы, государственные и общественные деятели, многие ученые. Оуэн широко пропагандировал свои достижения, стремился придать им всеобщий характер. В результате долгих усилий Оуэна в 1819 году в Англии был принят первый закон, ограничивавший в известной мере работу женщин и детей на фабриках.




double arrow
Сейчас читают про: