Воспитательные традиции Древней Руси. Положительное влияние христианской веры на характер обучения детей и народной мудрости

Педагогическая мысль Древней Руси опиралась на воспитатель­ные традиции, насчитывающие более двух тысяч лет. Во второй по­ловине Iтысячелетия н. э. завершилось расселение славян и их раз­деление на три группы: западную, восточную и южную. За длитель­ное время своей истории славяне выработали свою практику воспи­тания, создали свою культуру, которая выросла из глубин трудовой жизни народа. Воспитание детей происходило в соответствии с не­обходимостью наследования подрастающим поколением обществен­но-исторического опыта, накопленного предыдущими поколения­ми, с целью подготовки к жизни и труду.

Трудсоставлял основу жизни славян, лишь упорным трудом народ мог обеспечить свое существование, поэтому детей рано включали в трудовую деятельность, воспитывали трудолюбие, раз­вивали трудовые умения и навыки.

Особое значение имела забота о здоровье и физическом развитии детей. Важнейшими средствами физического воспитания были за­каливание, подвижные игры и физический труд. Исторические предания, легенды и былины воспевали подвиги богатырей, защищавших русскую землю от завоевателей, воспитывали гордость за свое отечество, формировали патриотическое сознание. Образы былинных героев воспринимались как нравственный идеал. В их подвигах подрастающее поколение находило проявление лучших духовных качеств человека, черпало веру в силу народа, в торжество справедливости.

Особое место занимали на Руси праздники. Составной частью многих русских народных праздников были игры,представляющие сокровищницу народной культуры и педагогики. Неотъемлемой частью педагогического наследия древних славян является устное народное творчество,в котором мир впервые предстает перед ребенком в образах, звуках и красках. Колыбельные песни, потешки, сказки, загадки, пословицы, былины, предания на протяжении веков являлись важнейшими средствами воспитания подрастающих поколений. Через первые поэтические произведения (колыбельные песни, песенки-потешки и частушки), являющиеся средствами развития речи, эмоциональной сферы ребенка, эстетичес­ких чувств, познается родная речь. Глубокий нравственный смысл этих произведений служит фундаментом, на котором строится эстетический мир ребенка.

Когда ребенок подрастал, он усваивал первые нравственные заповедидетства: о почитании старших, главенствующей роли отца, повиновение которому было беспрекословным, об уважении к ма­тери, об обязанности беречь достоинство, осознавать сыновний долг, быть благодарным людям. Детей в русских семьях воспитыва­ли в любви и строгости, использовали наказания, в том числе и физические. Но родителям рекомендовалось заботиться о своих детях, воспитывать их добрыми советами, учить «благочинию», а также ремеслу и рукоделию.

Важнейшей основой просвещения на Руси послужила христи­анская вера(дата крещения Руси 988 г.). Она внесла новые, живот­ворные начала в русское воспитание, определила нравственный характер народной жизни. Христианская вера сообщила религиоз­но-церковное направление русской жизни. Религиозный дух гос­подствует и в сочинениях духовного содержания, и во взглядах наставников и государственных людей.

Летописи свидетельствуют, что уже Владимир Равноапостоль­ный начал ставить по городам церкви и священников, повсюду начал приводить людей ко священному крещению и повелел отбирать детей у знатных граждан и отдавать их «на ученье книгам». Про Ярослава Мудрого летопись повествует, что при нем начина­ются у нас монастыри с училищами и что он любил книги, при­лежно читал их и сильно содействовал распространению их пере­пискою, и очень покровительствовал учению книжному. С самого начала нашего просвещения правительственная власть содейство­вала успехам воспитания и образования.

Первоначальные русские школы имели две цели: приготовить для церкви сведущих служителей и научить русских людей догмам веры и христианской нравственности. В первые века христианства на Руси в этих школах обучались дети не исключительно духовных лиц, но вообще — всяких званий, даже вовсе неизвестного зва­ния, пленники; вместе с детьми могли учиться и взрослые. По окончании «учения книжного» не все поступали непременно на службу церкви, но шли также и на другие поприща. Призвание, способности и успехи в учении всякому ученику обеспечивали даль­нейшую служебную карьеру.

Сами монастыри, при которых устраивались школы, в Древней Руси вовсе не чуждались жизни, не впадали в аскетизм и не огра­ничивали своей педагогической деятельности тесным кружком спе­циалистов-учителей, но охотно наставляли всех приходивших — вере, благочестию, добрым делам и обучали грамоте. Так велось и в мужских, и в женских монастырях. Летописи сохранили имена многих русских женщин, которые потрудились для обучения де­виц ремеслам, пению, рукоделиям, чтению и списыванию книг. К таким личностям принадлежат, например: инокиня Анна Все­володовна, дочь Великого Князя Всеволода Ярославовича; святая Ефросиния Полоцкая, дочь Князя Ростислава Всеславича и дру­гие.

Кроме того, с самого начала христианства на Руси при церквах и монастырях содержались на церковный счет сироты и дети бед­ных родителей. Они получали в этих приютах содержание, христи­анское воспитание и «книжное обучение». Таким образом, цер­ковь для русского народа являлась источником умственного света и добра. Школы получили значение как христианские, педагоги­ческие и благотворительные учреждения. Духовенство, естествен­но, имело в народе высокий нравственный авторитет.

Внутреннее устройство древнерусской школы вначале совер­шенно соответствовало византийским образцам, так как первые представители православной церкви и первые же наши учителя были, по преимуществу, греки. При дальнейшем развитии шко­лы, в ней, кроме грамоты, преподавались разные учебные пред­меты, составляющие круг тогдашней византийской учености. И та­кие училища уже в первые века христианства на Руси существова­ли не только в Киеве и Новгороде, но и в Курске, Смоленске, Владимире-Волынском, Владимире-на-Клязьме, Галиче, вообще в городах юго-западной и северо-западной Руси.

Дисциплина в древнерусской школе во весь период, предше­ствующий схоластике, была разумная и кроткая. Из наставления митрополита Михаила учителям видно, что им предписывалось основательно и стройно «учить детей книжному разуму, воспиты­вать же — в духе заповедей Божьих, в благонравии, правде и люб­ви, ни яростью, ни гневом, ни жестокостью, а снисходительно и кротко», чтобы в детскую душу не западали страх и уныние.

Из учебных предметов псалтырь, церковное пение и письмо с древних времен были наиболее распространены в школе и привле­кали особое внимание учителей. Псалтырь в старину была первой настольной книгой для всякого грамотного человека, и простолю­дина, и князя. Книга эта, полная религиозного вдохновения и по­эзии, имела в старину у нас, как и на западе, глубоко воспита­тельное и образовательное значение. Пение в старину употребля­лось не только в церкви, но и в собраниях, на княжеских и бояр­ских пирах и служило удовлетворением живой общественной по­требности, присущей всем людям, не стесняемым в своем есте­ственном духовном развитии. Поэтому и школа была внимательна к этой потребности.

Письмо составляло единственное в то время средство распрос­транения книг святого писания, нравственных поучений и свет­ских сочинений. Понятно, что письму деятельно обучались в шко­ле, а еще деятельнее предавались в монастырях, в княжеских и боярских теремах.

К тому же само писание уставом и полууставом, со всеми уда­рениями, титлами, строчными и надстрочными знаками, прямо, правильно и отчетливо, составляло занятие гораздо более слож­ное, нежели теперешнее письмо; оно имело характер скорее чер­чения или рисования, нежели письма.

Положение учителя в старину на Руси обусловливалось тем взгля­дом, который народ имел на церковь, школу и духовенство, и тем авторитетом, которым эти учреждения и это сословие, естествен­но, пользовались в обществе. В тех официальных документах, в ко­торых законодательная или административная власти стараются вы­яснять отношение народа к церкви, школе и учителям, везде замет­но старание поддержать и усилить нравственное влияние последних. Они и называются соответственными, характерными названиями: книжниками, уставодержателями, учительными людьми.

Очевидно, что в то время учитель в своей общине был не то, что мастеровой грамотник, ремесленник-специалист по части обу­чения, а близкий народу, человек, влиятельное лицо, наставник.

В числе учебных пособий того времени следует назвать, кроме псалтыря, еще и те книги, которые были наиболее распростране­ны в школе и у состоятельных светских людей. Все это больше книги переводные — с греческого, болгарского, сербского, — оригинальных было мало. Сюда относятся патерики, т. е. собрания жизнеописаний разных святых — египетских, иерусалимских, гре­ческих, печерских, — в которых интересно сочетались вымысел и описание реальной жизни, хроники, т. е. летописи; изборники или сборники весьма разнообразного содержания литературно-науч­ного и нравственно-поучительного; повести и рассказы полуисто­рического, полусказочного содержания; хождения по святым зем­лям, т. е. записки о различных достопримечательностях иерусалим­ских, царьградских и других святынь; пчелы — сборники множе­ства разнохарактерных отрывочных научных сведений, поучений, афоризмов, замечаний мудрецов и поэтов; азбуковники — род энциклопедий, лексиконов и справочных книг по всевозможным отраслям знаний. Этот запас чтения унаследован русской школой от византийского просвещения. Византийское же влияние господ­ствует в нашем просвещении все первые пять столетий по приня­тию христианства.

На Руси ценились и такие виды литературных произведений как летописи; апокрифы — переводы канонических изданий с тол­кованием, например, о мудрости царя Соломона; проповеди свя­щенников, например, проповеди Луки Жидяты — Новгородского епископа «Не ссорь других, а примиряй», «Не копай яму другому, Бог тебя туда и бросит»; поучения — наказы молодежи, первый такой педагогический памятник — «Поучение» Владимира Моно­маха.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: