Модальности (ранее понимались как «нечто существует и происходит»)в логике впервые были введены Льюисом, в связи со специальной целью построения теории необходимой, или строгой, импликации, логические законы которой находились бы в лучшем соответствии с понятием импликации как отношения, оправдывающего выводимость (чтобы избавиться от парадоксов при выполнении операции «импликация», например, «ложное высказывание имплицирует каждое высказывание» и «истинное высказывание имплицируется любым высказыванием»).
По мысли Лукасевича, модальности выполняют специфические функции в процессе познания и не могут быть замещены никакими иными понятиями. «Модальная логика важна как теория возможности» - писал он[2].
Существуют истинные проблематические высказывания, которые не могли бы быть истинными в качестве ассерторических (т.е. утвердительных) высказываний. Имеются высказывания, которые не могут быть доказаны без введения возможности. Высказывания обоих этих видов выходят за пределы множества тех истин, которые могут быть получены с помощью немодальной логики.
|
|
Под модальным высказыванием Лукачевич понимает высказывание, имеющее одну из следующих форм:
1. возможно, что p (Mp);
2. невозможно, что p (Mp);
3. возможно, что не-p (M p);
4. невозможно, что не-p ( M p).
M в данном случае соответствует словам «возможно, что», а p означает некоторое высказывание.
Лукасевич выделяет три группы утверждений, касающихся модальных высказываний и имеющих большую историческую традицию. К первой из них относятся хорошо известные из истории логики утверждения:
(a) Ab oportere ad esse valet consequentia (Правильно заключать от должного к тому, что есть),
(b) Ab esse ad posse valet consequentia (Правильно заключать оттого, что есть, к возможному),
(c) Ab поп posse ad поп esse valet consequentia (Правильно заключать от невозможного к несуществующему).
В качестве типичного представителя первой группы Лукасевич избирает утверждение:
I. Если невозможно, что р, то не-р, ~Мр ~р.
Ко второй группе относится менее известное, но представляющееся Лукасевичу совершенно очевидным положение Лейбница:
(d) Unumquodque, quando est, oportet esse (Все, что бы то ни
было, когда оно существует, является необходимым).
Это положение нелегко истолковать правильно. Встречающееся в нем слово «quando» является не условной, а временной частицей. Лукасевич думает, однако, что временная форма переходит в условную, когда в высказываниях, содержащих ссылку на время, указание времени включается в содержание высказываний. Основываясь на этом, он в качестве типичного представителя второй группы модальных утверждений, включающей положение Лейбница и связанные с ним положения, избирает условное высказывание:
|
|
II. Если предполагается, что не-р, то (в силу этого положения)
невозможно, что р; ~p ~Мр.
Например, то, что я сегодня вечером буду дома, не необходимо; но если, однако, я действительно нахожусь вечером дома, то при этом предположении необходимо, что сегодня вечером я дома. Другой пример: если случилось (в какой-то момент t) так, что у меня нет какой-то вещи, то невозможно, чтобы (в этот же момент t) у меня она была.
Эти приводимые Лукасевичем примеры не особенно ясны, так как они не раскрывают ни того, какой смысл имеют слова «необходимо» и «невозможно» в контексте высказываний, содержащих ссылку на время, ни того, как от таких высказываний можно было бы перейти к условным высказываниям, истинностное значение которых не зависело бы от времени их употребления.
Третья группа включает утверждение, основывающееся на аристотелевском понятии «двусторонней» возможности. Согласно Аристотелю, некоторые вещи таковы, что могут быть, но могут и не быть. Например, возможно, что плащ будет разрезан на куски, но может быть также, что он не будет разрезан. Понятие двусторонней возможности глубоко укоренено в повседневном мышлении и речи.
Третье утверждение Лукасевича говорит о существовании истинных двусторонне возможных высказываний:
III. Для некоторого р: возможно, что р, и возможно, что не-р; ( р)(Мр& М~р).