По мысли Лукасевича, утверждения I-III должны быть теоремами всякой логической теории модальностей и их доказуемость является одним из критериев правильности такой теории.
Однако присоединение первых двух утверждений к двузначной логике высказываний ведет к тому, что оказываются эквивалентными друг другу высказывания «p», «возможно, что р», «невозможно, что не-р», с одной стороны, и высказывания «не-р», «возможно, что не-р», «невозможно, что р», с другой. В результате понятия возможности и необходимости становятся излишними. К этому явно нежелательному следствию приводит принятая символическая формулировка утверждения II. Лукасевичу кажется, однако, что в терминах пропозициональной логики (т.е. логика высказываний), дополненной понятиями «возможно» и «необходимо» это утверждение нельзя выразить удачней
С другой стороны, утверждение III вместе с тезисом прототетики (свободная логика, оперирует пустыми высказываниями), справедливым для всех одноаргументных функторов классической логики высказываний:
|
|
φр& φ~p φq,
(φ является одноаргументным переменным функтором) дает следствие Мр. Оно опять-таки неприемлемо, но данное утверждение нельзя выразить на языке расширенной двузначной логики.
И наконец, одновременное принятие утверждений II и III ведет к противоречию: если бы в соответствии с III оказались для некоторого высказывания α истинными выражения M α и M ~α, то в силу выводимых из II формул M α α и M α были бы истинными также высказывания α и ~α.
Таким образом, если принять утверждение II, надо отбросить утверждение III и согласиться с вырождением модальной логики в немодальную; если приинять III, необходимо отбросить II и принять в качестве следствия Мр. В этой несовместимости двух традиционных утверждений о модальных высказываниях нет ничего удивительного. В двузначной логике, к которой они присоединяются, имеются только четыре одноаргументных функции, ни одна из которых не удовлетворяет ограничениям, накладываемым на функтор М традиционными утверждениями.
Этот результат приводит Лукасевича к мысли, что классическая двузначная логика не может быть основанием для модальной логики. Построение последней требует отказа от принципа двузначности («каждое высказывание является либо истинным, либо ложным») и введения наряду с истинными и ложными высказываниями также высказываний, имеющих некоторое третье значение, отличное от истины и лжи. Необходима, иными словами, замена двузначной логики неклассической трехзначной логикой.
Эти рассуждения, призванные показать неудовлетворительность двузначной логики высказываний в качестве основания модальной логики, Лукасевич поддерживает таким примером. Очевидно, что мое пребывание в Варшаве в полдень 21 декабря будущего года не является сегодня определенным ни в позитивном, ни в негативном смысле. Возможно, но не необходимо, что в указанное время я буду в Варшаве. Поэтому, высказывание «Я буду в Варшаве в полдень 21 декабря будущего года» не является сейчас ни истинным, ни ложным. Если бы оно сейчас было истинно, мое будущее пребывание в Варшаве было бы необходимым, что противоречит исходному допущению; если бы это высказывание было сегодня ложным, мое пребывание в будущем в Варшаве было бы невозможным, что опять-таки не согласуется с естественным начальным допущением. Рассматриваемое высказывание не может быть сегодня ни истинным, ни ложным, оно должно иметь сегодня некоторое третье, промежуточное между истиной и ложью значение. Его Лукасевич обозначает через 1/2 и именует «возможностью».
|
|