Вторая составляющая речевого события - это речевая ситуация, включающая его участников, их взаимоотношения, обстоятельства, в которых происходит общение.
Таким образом, речевое событие можно представить в виде формулы:
«дискурс + речевая ситуация + речевое событие».
Компоненты речевого события:
■ словесная речь и то, что ее сопровождает;
■ речевая ситуация (контекст высказывания).
Речевое взаимодействие представляет собой очень сложное явление: с одной сторокы, это говорение, порождение речи субъектом, с другой — восприятие речи адресатом, ее декодирование, понимание содержания, оценка полученной информации и реагирование (вербально, мимикой, жестами, поведением и т.д.).
Для речевого взаимодействия требуется коллектив (самое меньшее два человека).
В процессе речевого (вербального) взаимодействия субъектов участвуют их мышление, воля, эмоции, знания, память.
Помимо непосредственных участников — говорящего (S-субъект) и слушающего (А-адресат), обычно меняющихся ролями, необходим и предмет речи, то, о чем говорят и по поводу чего происходит обмен информацией. Обозначим его символом Б, поскольку этот компонент связан со зна-ниями о реальной действительности. Необходимо знание языка (L), или коммуникативного кода, той системы, которая обеспечивает возможность перевода смыслов, значений передаваемой информации в знаки, слова, единицы передаваемого сообщеңия. И, наконец, необходимо само высказывание (V), та коммуникативная речевая единица, которая содержит в себе все то, что исходит от говорящего (S) по поводу того, о чем он говорит (Б) для своего адресата (А) при помощи языка (L), известного им обоим.
|
|
Высказывание оказывается центром коммуникативного взаимодействия, вокруг которого расставляются все остальные «участники» диалога.
Представим это наглядно:
Данная схема коммуникативного речевого акта есть воплощение системы, системного взаимодействия, самодостаточного, целостного и полного.
Эффективность речевой коммуникации
Принципы организации речевого взаимодействия. Эффективность речевого взаимодействия. Слушание как необходимое условие эффективной коммуникации.