Структура личности и влияние на ее поведение

1. Личность есть понятие социальное, она возникает в результате куль­турного и социального развития индивида. Личность можно опре­делить в следующих словах: личностьэто объект и продукт общественных отношений, активный субъект деятельности, общения, сознания и самосознания.

Быть личностью — это значит иметь активную жизненную пози­цию, осуществлять выборы, возникающие в силу внутренней не­обходимости, оценивать последствия принятого решения и отве­чать за него. Быть личностью — это значит постоянно строить самого себя и других, владеть собственным поведением. Особен­ная личность в силу своего опыта, знаний, убеждений, характера и темперамента называется индивидуальностью.

2. Основными факторами, характеризующими личность и ее поведе­ние, являются следующие:

• природные свойства индивида, его индивидуально-психологичес­кие особенности (это прежде всего активность и эмоциональность, выражающие себя в темпераменте, характере, способностях);

• система потребностей мотивов, интересов;

• система управления личностью, ее «я-образ» или «я-концепция».

Знание менеджером возможной реакции индивида исходя из его темперамента (холерик, флегматик, меланхолик, сангвиник), ха­рактера, способностей позволяет опираться на положительные чер­ты темперамента и преодолевать отрицательные, использовать ха­рактеристические черты (трудолюбие, аккуратность и др.) и спо­собности к определенному виду деятельности.

Потребности личности во многом определяют успех занятий биз­несом. Само проявление интереса к бизнесу, работа в нем являют­ся реакцией индивида на удовлетворение своих социальных по­требностей (преуспеть, заняться общественно значимым делом и т. д.). Знание истинных мотивов поведения работника поможет менеджеру сохранить в коллективе хорошего специалиста. Не ме­нее значимым для успешной деятельности специалиста и управле­ния им является знание его интересов.

Суть третьего компонента, определяющего поведение личности («я-образ»), состоит в осознании человеком своей индивидуаль­ности, неповторимости, своего «я». Данное понятие включает представление личности о себе, своих интересах, склонностях, самоуважение, уверенность в себе. Его практический смысл со­стоит в том, что все наши отношения с окружающим миром стро­ятся исходя из видения своего «я». Человек строит свои отноше­ния с окружающими в соответствии с набором представлений о себе, делает самооценку и дает оценку другим людям. В ряде случаев он может игнорировать объективную информацию, если она не соответствует его представлениям, и соглашаться с оши­бочными, ложными сведениями. При завышенной самооценке всякое замечание будет восприниматься как оскорбление, при за­ниженной самооценке человека мучают переживания, сомнения. Личность с идеализированным «я» всегда жаждет признания, по­ощрения. Все это должен иметь в виду менеджер в своей работе с подчиненными.

Личность не может находиться вне общества, коллектива, груп­пы, она реализуется, утверждается в группе. Процесс адапта­ции индивида к социальной среде называется социализацией лич­ности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: