В подготовительный период многие операторы разрабатывают операторскую экспликацию.
В экспликации фиксируется творческий замысел операторского решения будущего фильма на экране, принятый на основе режиссёрской художественной трактовки сценария. Операторская экспликация — это по существу специальная дополнительная разработка режиссёрского сценария в его съёмочной части.
В экспликации устанавливаются световые и цветовые решения как павильонных, так и натурных кадров, приёмы и съёмочные средства, с помощью которых оператор собирается решать отдельные эпизоды и кадры фильма.
Кроме того, в экспликации оператор излагает свои творческие, технические и производственные соображения по поводу декораций, костюмов,оформления постановки, выбора натурных мест съёмок.
Наконец, в экспликации записывается, какую производственно-техническую подготовку необходимо провести операторской группе для работы над фильмом.
Учитывая экспликационную разработку, оператор и его ассистенты проводят техническую подготовку как для съёмок фильма в целом, так и по отдельным объектам на натуре и в павильоне.
|
|
В экспликации могут быть указаны и записаны результаты подготовительных работ, проведенных операторской группой фильма —экспонометрического режима съёмок в павильоне и на натуре, грима, костюмов, фактур материалов, специальных эффектов и съёмочных приёмов.
Полезно иметь в операторской экспликации и специальную разработку техники съёмки массовых сцен, требующих большой организационной и технической подготовки; сцен, снимаемых движущейся камерой, а также с применением специальных эффектов и пиротехники.
Операторская экспликация может включать:
список литературного и иллюстративного материала, который следует проработать и изучить оператору;список иллюстративного материала, фотографий и зарисовок, которые необходимо сделать самому оператору;перечень специалистов, с которыми следует проконсультироваться по вопросам, связанным со спецификой съёмки и постановки данного фильма;
перечень музеев, коллекций, собраний материалов, которые следует осмотреть, а может быть, частично и репродуцировать;
список натурных мест (иногда и интерьеров), которые могут быть использованы для съёмок и которые необходимо предварительно осмотреть;
список исторических и географических материалов, которые необходимо проработать для выбора натурных съёмок;список возможных натурных мест, а также материалов, определяющих климатические и световые условия съёмки в выбранных местах;
описание съёмочной техники и материалов, необходимых для съёмки фильма (фильтров, оптических насадок, операторских конструкций и т. п.).
|
|
Составление операторской экспликации преследует цель всесторонней подготовки оператора к предстоящим съёмкам.
Целесообразно дополнять операторскую экспликацию графической разработкой экспозиционных общих планов, массовых сцен, кадров проходов и проездов, панорам и т. д.
Предварительная зарисовка кадра на производстве рассматривается не как обязательный эскиз будущей композиции, а как наглядная графическая запись содержания кадра. Такой рисунок помогает наглядно показать то, что обычно записывается в словесной форме в постановочном сценарии и что иногда не даёт исчерпывающего представления о задуманном решении кадра.
В рисунке показываются те элементы декорации, которые будут сняты в кадре, элементы натуры, которые следует дооформить или достроить, количество и схема расположения актёров в кадре и т. д.
Для оператора такая графическая разработка, выражающая замысел режиссёра и содержащая монтажную и покадровую планировку действия в конкретном месте для конкретного приёма съёмки (точка зрения, ракурс, план, панорама), имеет большое значение. На основе её оператор может конкретно разработать построение освещения и композицию всех оптических элементов кадра.