Операторская экспликация является важной составной частью постановочного проекта фильма

Тема: Факт.Оператор. Кадр. Зритель.

Р. Кармен «Снимать – значит думать».

Нас окружает реальный трёхмерный мир, и задача творческой группы каждый раз состоит в том, чтобы найти в хаосе явлений какую–то конкретную ситуацию и сформировать её изобразительную модель. Определив объект, оператор фиксирует его, имея в своём распоряжении съёмочную камеру. Этот процесс в любых его вариантах начинается с осмысления объекта и проходит следующие этапы: факт,оператор,кадр,зритель.

Внутрикадровое содержание – это изобразительная модель факта, где всё условно – и пространство, и время, и движение. Перед зрителем появляются только иллюзорные объекты, и их убедительность зависит от того, как осмыслил и смог выполнить свою задачу оператор. Поэтому, прежде всего, важно, чтобы оператор понял истинную суть реального факта и сумел выразить её изобразительными средствами. Любая жизненная ситуация, становясь объектом съёмки, сначала действует на оператора своими внешними признаками, по которым он судит о её качествах, своеобразии, значении и только потом, уяснив себе, суть содержания, оператор ищет для него изобразительную форму. Задача оператора состоит в том, чтобы нажимая пусковую кнопку камеры, определить, понятна ли ему истинная значимость объекта съёмки и передаст ли снятый кадр авторский замысел. Понять объект, составить себе правильное представление о нём – это для оператора – документалиста важнейший творческий акт, в результате которого снятый объект предстанет перед зрителем не случайной комбинацией второстепенных кадров, а изобразительной моделью составленной из главных, основополагающих признаков. Из бесконечного многообразия многозначности признаков намеченного к съёмке объекта оператор должен выбрать и зафиксировать те, которые, по его мнению, будут отражать сущность объекта.

Сущность по определению философии это смысл данной вещи, то, что она есть сама по себе, в отличии от других вещей и в отличии от изменчивых состояний этой вещи под влиянием тех или иных обстоятельств. Сущность объектов съёмки проявляется во внешних показателях – явлениях.

От того, что в итоге отобрано оператором – хроникёром из хаотичного конгломерата жизненных ситуаций, зависит, сумел ли он создать выразительный образ факта и обратиться к разуму и чувствам зрителя. Осмысление факта обязательно включает в себя настроенческие оценки. Именно обращение к чувствам помогает изобразительному ряду активно воздействовать на зрителя. Цель каждого творческого человека – сделать так, чтобы его произведение вовлекло зрителя в сопереживание, будило чувства и вызывало эмоции!

Чувство – это переживание человеком своего отношения к окружающей действительности, к людям и их поступкам. Оператор сначала должен понять и почувствовать, а уже потом призвать на помощь ту профессиональную подготовку, которая даст возможность найти форму, выражающую его замысел. Позиция творческого человека, которая заключается в том, что он стремиться внушить людям определенные мысли и чувства, называется тенденциозностью.

Тенденциозность (от лат. Tender – направляю, стремлюсь) – это идейно – эстетическая направленность произведения, выраженная через систему художественных образов.

Каждый оператор выступает на съёмке как субъект. Поэтому каждый оператор по – своему решит тему и по – своему отразит её в аудио – визуальном материале, который будет смонтирован в экранную модель действительности, это и есть субъективный фактор, который уже на съёмке определяет характер будущего произведения.

От того, в какой момент события оператор будет вести съёмку, на что он обратит внимание, как он покажет то или иное действие, зависит конечный итог экранного произведения, которое будет создано из снятого материала. Субъективизм, тенденциозность – это в той или иной степени неотъемлемое качество всех без исключений произведений искусства.

Информация – совокупность данных, поступающих в человеческий мозг. Снятый кадр действует на зрителя, который на основании полученных сведений судит о реальном жизненном факте.

Вывод: информация нужна для управления. Управление заключается в том, что снятый материал будет воспринят зрителем.

Восприятие – это чувственный образ внешних характеристик предметов и процессов материального мира, отношений, присущих им, и таким образом восприятие является основой для формирования в нашем сознании представлений, по которым мы судим о событиях, происходящих в реальной действительности. Нажимая на пусковую кнопку камеры, оператор даёт основу формирования зрительских представлений. Наиболее важной для процесса познания является именно система зрительских восприятий.

Творчество оператора – это процесс, при котором жизненный материал воздействует на оператора, а оператор – на материал, который служит основой для будущего экранного произведения. Оператор – должен быть личностью со своим отношением к жизни, искусству, тогда и зритель становится личностью. Зритель получает впечатление о реальной жизни, которое уже пропущено через сознание оператора. Определив для себя ЧТО снимать, оператор неминуемо задаёт себе вопрос КАК снимать. Для этого в творческом арсенале оператора существуют изобразительные средства:

1.Выбор оптимальной съёмочной точки.

2.Выбор оптики.

3.Использование съёмочного приёма.

4.Выбор свето- и цветотонального решения.

5.Создание динамических характеристик.

Творчество – процесс таинственный, индивидуальный, но знание общих закономерностей этого процесса всегда поможет оператору найти оптимальное решение при съёмке каждого конкретного кадра.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: