Вопрос. Защита культурных ценностей иправо собственности на них

Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 г.

Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г.

Конвенция УНИДРУА по похищенным или незаконно вывезенным культурным ценностям 1995 г.

ФЗ «О вывозе и ввозе культурных ценностях» 1993 г.

Целями конвенций явл. защита культурных ценностей, содействие борьбе с незаконной перевозкой, торговли культурными ценностями.

Культурные ценности - ценности, которые обладают важностью для археологии, истории, литературы и т.д.

Конвенция УНИДРУА по похищенным или незаконно вывезенным культурным ценностям обязывает владельца, похищенной культурной ценности ее вернуть - реституциировать.

Просьба о реституции д.б. заявлена в 3-х летний срок, считая с того момента когда истцу стало известно о месте нах. его ценности и 5 лет - с момента похищения.

Владелец культурной ценности, который приобрел ее после незаконного вывоза, имеет право требовать от гос. истца справедливого возмещения. Оно м.б. заявлено только добросовестным приобретателем.

ФЗ «О вывозе и ввозе
культурных ценностях»

Закон основан на принципе единого таможенного пространства и уст. единый порядок вывоза и ввоза культурных ценностей на всей терр. РФ.

Вывоз КЦ - перемещение любыми лицами в любых целях через таможенную границу РФ КЦ, нах. на территории РФ.

Ввоз КЦ - перемещение любыми лицами в любых целях через таможенную границу РФ КЦ, нах. на территории иностранного государства.

Коллекция КЦ - совокупность однородных предметов, которые вместе имеют историческое, научное, культурное значение.

Положения распространяются на след. КЦ:

ü культурные ценности, созданные гр. ПФ на ее терр.,

ü КЦ, созданные ино гр. и лицами без гр. на терр. РФ,

ü КЦ, которые б. приобретены в результате экспедиций,

ü КЦ, полученные в качестве дара.

Категории предметов:

ü исторические ценности,

ü почтовые марки,

ü редкие музыкальные инструменты.

Закон не распр. на современные сувенирные изделия.

Не допускается вывоз с терр. РФ:

ü КЦ, представляющие историческую, научную, худ. ценность,

ü КЦ, находящиеся на постоянном хранении в музеях, библиотеках,

ü КЦ, созданные более 100 лет назад.

Основные органы гос. и контроля в данной области:

1. Мин. культуры РФ,

2. Гос. архивная служба России,

3. Гос. таможенный комитет РФ.

4. Специально уполномоченной явл. - Фед. служба по сохранению культурных ценностей.

Функции фед. Службы по сохранению культурных ценностей:

1) принимает решение о возможности вывоза, временного вывоза КЦ,

2) обеспечивает экспертизу,

3) выдает свидетельство на право вывоза,

4) осущ. регистрацию временно ввозимых КЦ на терр. РФ.

При принятии решения о возможности вывоза обязательно проводится экспертиза, по результатам которой выдается свидетельство.

Оно явл. основанием для пропуска КЦ через таможенную границу.

В соотв. с м/н договорами запрещается ввоз КЦ, в отн. которых объявлен розыск.

Временный вывоз КЦ м.б. осущ. музеями, библиотеками, а т. физ.л.

Цели: выставки и научные исследования.

Также проводится экспертиза, выдается свидетельство.

Ходатайство о временном вывозе подается в фед. службу по сохранению культурных ценностей.

Если КЦ временно вывозится музеем, библиотекой, к заявлению прилагаются:

ü договор с принимающей стороной о целях и условиях временного вывоза,

ü документ, подтверждающий комм. страхование,

ü документация, подтверждающая гарантии принимающей стороны в отн. сохранности, а т. возврата.

Если КЦ временно вывозится физ. или юр.л. к заявлению прилагаются:

ü свидетельство о внесении КЦ в охранные списки,

ü договор с принимающей стороной о целях вывоза,

ü гарантии принимающей стороны в отн. возврата таких КЦ.

В ходатайстве м.б. отказано по след. основаниям:

1) при отсутствии со стороны физ.л., юр.л гарантий обратного ввоза КЦ,

2) состояние КЦ не позволяет изменять условия их хранения,

3) не опр. собственник КЦ,

4) в стране ввоза произошло стихийное бедствие.

Условия договора о целях и условиях вывоза не м.б. изменены после выдачи свидетельства.

КЦ, которые временно ввозятся в РФ, обязательно д. пройти экспертизу, на них распр. положения м/н договоров и внутреннего законодательства.

Вывоз КЦ м.б. осущ. законным собственником либо лицом, уполномоченным собственником.

Фед. служба по сохранению культурных ценностей имеет право купить КЦ, которая была заявлена к вывозу физ. лицом временно. Стоимость назначается собственником и м.б. назначена отсрочка 1 год, в течение которого м.б. выкуплена ценность.

Если граждане выезжают за пределы РФ на постоянное жительство КЦ у них выкупается немедленно.

Все споры, связанные с приобретением КЦ решаются в суд. порядке.

Если КЦ задержаны или конфискованы на границе, они передаются на хранение в фед. службу по сохранению культурных ценностей, которая осущ. их хранение, обеспечивает проведение экспертизу, публикует сведения о данных КЦ.

1. Если найдется собственник, то КЦ передается собственнику, а средства, затраченные на хранение и т.п. перечисляются на счет собственника.

2. Если собственник не найдется, то КЦ передают на хранение в музей, библиотеку.

3. КЦ, которые не б. переданы на хранение, реализуются и средства от этой реализации поступают органам, которые осущ. ее хранение, публиковали сведения и т.п.

С целью предотвращения незаконного вывоза, хищения юр.л. и физ.л., осущ. внешнеэкономическую деятельность обязаны вести спец. реестры, в которых д.б. указаны фамилия, адрес поставщика, описание, происхождение и стоимость.

При вывозе КЦ экспортная таможенная пошлина не взимается.

Вывод:

За незаконный вывоз и ввоз КЦ, передачу КЦ в собственность уст. дисциплинарная, адм., уг. ответственность.

Гос. обязуется сотрудничать путем заключения соглашений.

В законе говорится, что если м/н договором уст. иные правила, то применяются они.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: