Опыт 6. Определение значения рН почвы

Выполнение опыта

Водную вытяжку каждой из исследуемых почв налейте в две пробирки, в каждую добавьте 1 – 2 капли универсального индикатора. Отметьте изменение окраски индикатора и определите значение рН, используя шкалу универсального индикатора.

Запись результатов опыта

Результаты опыта занесите в таблицу:

№ почвы Окраска индикатора Значение рН
1.    
2.    

В выводе по значению рН дайте оценку исследуемых почв и укажите, наличием каких ионов обусловлено полученное значение рН.

В заключение сделайте сравнительный анализ исследуемых почв по степени их засоления (см. табл. 1), загрязнения и кислотности. Укажите тип засоления.

Вопросы для самоконтроля знаний

1. Какие функции выполняет почва в биосфере?

2. Что представляет из себя почва как экосистема? Из каких компонентов она состоит?

3. Что такое деградация почв и каковы ее причины?

4. Какие виды антропогенного воздействия на почвы Вам известны? Дайте краткую характеристику экологического ущерба от одного из них..

5. В каких районах проявляется заболачивание почв? Какими последствиями чревато заболачивание?

6. Обоснуйте следующее утверждение: «Если эрозия – это недуг ландшафта, то опустынивание – его смерть».

7. Когда возникает вторичное засоление почв? К каким последствиям оно может привести?

8. Почему отчуждение земель для различных хозяйственных нужд человека негативно влияет на состояние почв?

9. Чем определяется плодородие почв? Опишите, как образуется плодородный слой почвы. Какую роль в этом процессе играют живые организмы?

10. Какие факторы определяют почвенное плодородие?

11. В чем причина неустойчивого состояния агроэкосистем?

12. Перечислите главные источники загрязнения почв и основные виды загрязнения почв.

13. Какие загрязнители могут попасть в почву из других компонентов биосферы? К каким последствиям может привести повышение концентрации загрязнителей в почве?

14. Почему избыточное содержание минеральных солей в почве представляет опасность?

15. Что такое рН? В каких пределах рН возможна жизнь в почве?

16. Какие функции выполняет вода в почве?


ЛИТЕРАТУРА

1. Воронков Н.А. Экология общая, социальная, прикладная [Текст]: учеб. для вузов. М.: Агар, 2008. 432 с.

2. Коробкин В.И. Экология [Текст]: учеб. для вузов / В.И. Коробкин, Л.В. Передельский. Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. 608 с.

3. Николайкин Н.И. Экология [Текст]: учеб. для вузов / Н.И Николай- кин, Н.Е. Николайкина, О.П. Мелехова. М.: Дрофа, 2009. 624 с.

4. Прохоров Б.Б. Социальная экология [Текст]: учеб. для вузов. М.: Издательский центр «Академия», 2010. 416 с.

5. Прохоров Б.Б. Экология человека [Текст]: учеб. для вузов. М.: Издательский центр «Академия», 2010. 320 с.

6. Слинкина М.В. Человек и окружающая среда [Текст]: учеб. пособие / М.В. Слинкина, Г.В. Харина. Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2008. 132 с.


Методические указания к лабораторным работам

по дисциплине «Экология»

Подписано в печать Формат 60х84/16. Бумага для множ. аппаратов.

Печать плоская. Усл.печ.л. Уч.-изд.л. Тираж экз. Заказ

ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-
педагогический университет». Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.

Ризограф ФГАОУ ВПО РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: