Процедура 1503

В 1970 году ЭКОСОС утвердил «процедуру рассмотрения сообщений, касающихся нарушения прав человека и основных свобод». Эта процедура известна под названием «процедура 1503» по порядковому номеру резолюции Совета, в которой она была утверждена. Процедура касается не частных случаев нарушений прав человека, а ситуаций, которые затрагивают интересы большого числа людей на протяжении продолжительного периода времени. Сообщения, проходящие по процедуре 1503, рассматриваются следующим образом.

Ежемесячно Генеральный секретарь ООН передает перечень всех поступивших сообщений с краткими описаниями каждого случая, а также все ответы, которые были представлены правительствами, в Подкомиссию по поощрению и защите прав человека. Рабочая группа Подкомиссии, состоящая из пяти ее членов, рассматривает все сообщения и ответы и выбирает случаи, которые неоспоримо свидетельствуют о грубых систематических нарушениях прав человека. Вопрос о передаче сообщения на рассмотрение Подкомиссии решается голосованием. Таким образом, Рабочая группа действует в качестве фильтра, отсеивая огромное количество сообщений. Формальным критерием отбора служат правила процедуры, согласно которым сообщение является приемлемым только в том случае, если имеются достаточные основания полагать, что имеют место систематические, грубые и достоверно подтвержденные нарушения прав человека.

Отобранные Рабочей группой случаи, рассматриваются на закрытом заседании Подкомиссии. Подкомиссия обсуждает каждый случай отдельно и путем тайного голосования принимает решение (большинством голосов) о его передаче на рассмотрение Комиссии по правам человека.

На третьей стадии в действие вступает Рабочая группа по ситуациям (состоит из пяти членов). Группа проводит свою закрытую сессию, на которой изучает все досье, и готовит проекты решений по каждому случаю. Эти проекты передаются на рассмотрение пленарного заседания Комиссии по правам человека.

Заседание Комиссии по правам человека, на котором рассматриваются проекты решений по каждому случаю, являются закрытыми. Помимо представителей 53 государств-членов Комиссии, в этих заседаниях могут участвовать представители государств, о которых идет речь в рассматриваемых досье. Комиссия может делать рекомендации ЭКОСОСу, но на практике это случается редко. ЭКОСОС рассматривает рекомендации Комиссии по данному вопросу и на их основании может делать рекомендации соответствующему государству. Рекомендации не имеют обязательного характера, однако имею вес как отражение обеспокоенности международного сообщества ситуацией с правами человека в данном государстве.

Все меры, принимаемые в соответствии с процедурой 1503, носят конфиденциальный характер до тех пор, пока Комиссия по правам человека не представит свой доклад ЭКОСОСу.

Верховный комиссар ООН по правам человека – был учрежден ГА ООН 20 декабря 1993 года. Верховный комиссар является главным должностным лицом, ответственным за координацию всей деятельности в области прав человека в рамках ООН. Главной задачей Верховного комиссара является содействие максимально полному осуществлению всех прав человека путем претворения в жизнь соответствующих решений, принятых руководящими органами ООН.

Следующей правозащитной структурой в рамках системы ООН является Управление Верховного комиссара ООН по правам человека ( до 1997 года – Центр ООН по правам человека). Управление состоит из трех отделов:

1. отдел исследований и права на развитие. Проводит исследовательскую и аналитическую работу по различным вопросам прав человека и разрабатывает стратегию осуществления права на развитие;

2. отдел организационного обеспечения. Обеспечивает организационную сторону работы Комиссии по правам человека, Подкомиссии по поощрению и защите и договорных органов;

3. отдел программной деятельности. Занимается программами технической помощи в области прав человека отдельным странам, обеспечивает работу специальных докладчиков и рабочих групп по расследованию нарушений прав человека на местах, оказывает содействие в осуществлении образовательных программ.

Управление Верховного комиссара по делам беженцев было создано резолюцией ГА ООН в 1951 году. Основная задача Управления состоит в предоставлении международной защиты беженцам и поиске окончательного решения проблем беженцев.

Наряду с деятельность самой ООН, все большее значение приобретает функционирование органов (комитетов), учрежденных в соответствии с международным договором. Договорные органы контролируют соблюдение только тех прав, которые признаны в договоре и имеют только те полномочия, которые определены в договоре. Организационно-техническую сторону работы договорных органов обеспечивает Управление Верховного комиссара ООН по правам человека.

Среди таких органов (комитетов) можно отметить следующие:

· Комитет по права человека (создан в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 года);

· Комитет против пыток (создан в соответствии с Конвенцией против пыток... 1984 года);

· Комитет по ликвидации расовой дискриминации (Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 года);

· Комитет по правам ребенка (Конвенция о правах ребенка 1989 года) и т.д.

Общими для всех комитетов являются следующие направления деятельности:

· получение и обсуждение докладов государств-участников соответствующих соглашений о состоянии прав человека и о мерах, принимаемых для прогресса в их реализации;

· прием и рассмотрение сообщений государств о невыполнении каким-либо государством своих договорных обязательств, вынесение рекомендаций на основе их рассмотрения.

Органы ООН продолжают свою деятельность в области прав человека и готовят новые проекты, направленные на поощрение уважения и соблюдения прав человека. Одной из актуальных задач в этой связи является разработка новой Хартии прав человека для 21 века, которая будет призвана объединить все имеющиеся международные соглашения в области прав человека, а также закрепить новые принципы и нормы, сложившиеся в последние десятилетия. Кроме того, высказывается идея о создании единого крупномасштабного органа по правам человека, что могло бы значительно повысить эффективность контроля за выполнением государствами договорных обязательств в области прав человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: