Лекция 4. Учет во время ведения процедур банкротства

Для нормального функционирования хозяйствующих субъектов в рыночной экономике одним из условий является надлежащая организация бухгалтерского учета. Применение принципов бухгалтерского учета должно обеспечить достоверность и полноту финансовой информации заинтересованных пользователей.

Организация бухгалтерского учета на несостоятельном предприятии вызывает определенные трудности для всех участников процесса. Как известно, хозяйственный процесс на предприятии непрерывен. В условиях несостоятельности (банкротства) производственный процесс имеет циклический характер. И возникает вопрос: как осуществлять ведение бухгалтерского учета в создавшихся условиях? Нормативного регулирования учета несостоятельности операций, связанных с процедурой банкротства, в настоящее время нет. Специфические особенности ведения бухгалтерского учета, вызванные чрезвычайной ситуацией, определены Законом № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Ведение бухгалтерского учета в период процедур банкротства возложено на арбитражных управляющих, исполняющих полномочия органов управления предприятия-должника.

Бухгалтерский учет ведется на предприятии на протяжении всего периода ведения процедур банкротства в полном соответствии с требованиями профильного законодательства Российской Федерации.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета возложена на руководителя предприятия, а в период ведения процедур банкротства — на арбитражного управляющего.

Специфика бухгалтерского учета на предприятии, в отношении которого были введены процедуры банкротства, обусловлена прежде всего составом пользователей бухгалтерской (учетной) информацией, составом и содержанием самой учетной информации, необходимой им.

В период ведения процедуры наблюдения у предприятия-должника возникает множество расходов и затрат, не относящихся к хозяйственной деятельности. В состав расходов и затрат включают следующее:

• расходы на проведение и созыв первого собрания кредиторов;

• расходы на уведомление кредиторов о возбуждении дела о банкротстве;

• вознаграждение арбитражному управляющему;

• на основании решения арбитражного суда расходы на хранение;

• судебные расходы;

• расходы на проведение экспертизы;

• расходы на публикацию о торгах;

• расходы на проведение торгов;

• расходы на проведение оценки имущества и другие. Отсутствие нормативной базы учета операций, связанных

с банкротством предприятий, ставит вопрос учета расходов и затрат, связанных с банкротством предприятий, отнесения их на себестоимость продукции (работ, услуг) и правильности исчисления налогов. Согласно Положению по бухгалтерскому учету «Расходы организации ПБУ 10/99», утвержденному

приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № 33н, расходы организации в зависимости от характера, условий осуществления и направления деятельности организации подразделяются на две группы:

• расходы по обычным видам деятельности;

• прочие расходы.

Расходы и затраты, связанные с процедурой банкротства, относятся к прочим расходам, но напрямую отнести на себестоимость продукции (работ, услуг) их нельзя. Так как они не увеличивают стоимость продукции (работ, услуг), то целесообразно их учитывать на отдельном счете «Расходы, связанные с процедурами банкротства». К нему могут быть открыты отдельные субсчета в зависимости от видов расходов и источников их покрытия. Данного мнения придерживается группа ученых — А. П. Бархатов, И. Н. Богатая, Г. В. Федорова, Г. Б. Юн.

По дебету этого счета отражают суммы понесенных расходов с кредита счетов учета денежных средств, расчетов с дебиторами и кредиторами.

Списание расходов отражается с кредита счета в дебет счетов источников их покрытия: собственных средств предприятия (капитала и фондов, включая счет 86 «Целевое финансирование», а также прибыли (убытков) отчетного года, нераспределенной прибыли (непокрытого убытка)); счетов реализации имущества (91 «Прочие доходы и расходы») или продажи предприятия.

При отнесении данных расходов к прочим расходам в соответствии с п.15 Положения по бухгалтерскому учету ПБУ 10/99 необходимо произвести зачисление на счет прибылей и убытков, кроме случаев, когда законодательством или правилами бухгалтерского учета установлен инойпорядок.

В процессе ведения процедуры возникают расходы, связанные с рассмотрением дела о банкротстве, и судебные издержки.

В состав судебных издержек в соответствии с Арбитражно-процессуальным кодексом РФ от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ (АПК РФ) включают:

• денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам;

• расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте;

• расходы на оплату адвокатов и иных лиц, оказавших юридическую помощь (представителей);

• иные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, связанном с рассмотрением дела в арбитражном суде.

Состав расходов по делам о банкротстве согласно статье 59 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» представлен:

• расходами на уплату государственной пошлины;

• расходами на опубликование сведений в СМИ;

• расходами на выплату вознаграждения арбитражным управляющим и оплату услуг лиц, привлекаемых арбитражными управляющими для обеспечения своей деятельности.

Данной статьей предусмотрено покрытие этих расходов имуществом должника, и возмещаются они вне очереди. В случае отсутствия у должника средств, достаточных для погашения расходов, заявитель обязан погасить указанные расходы в части, не погашенной за счет имущества должника.

При обращении в арбитражный суд предприятиям необходимо уплатить государственную пошлину. Она будет учтена в составе прочих расходов и отнесена на счете 91 «Прочие доходы и расходы». Порядок уплаты и размеры государственной пошлины установлены Налоговым кодексом РФ. Размер зависит от цены и характера иска.

В бухгалтерском учете расходы по оплате государственной пошлины отражают следующим образом:

Начислена государственная пошлина, подлежащая уплате в бюджет —

Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы»;

Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Внесена государственная пошлина в бюджет —

Дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»;

Кредит счета 51 «Расчетные счета».

Списывается сторно ранее начисленная государственная пошлина при возврате искового заявления —

Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы» Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».

На основании решения арбитражного суда возмещена кредитору или кредиторам, объединившим свои иски к должнику, сумма государственной пошлины —

Дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»;

Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 1 «Прочие доходы».

Принято требование истца о возмещении государственной пошлины по решению арбитражного суда —

Дебет счета 91«Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы»;

Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Возмещена государственная пошлина истцу —

Дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»;

Кредит счета 51 «Расчетные счета».

При проведении процедуры банкротства обязательному опубликованию подлежат сведения о введении наблюдения, о признании должника банкротом, о прекращении производства по делу о банкротстве. В случае если количество кредиторов должника превышает 100 или оно не может быть определено, обязательному опубликованию подлежат также сведения о начале каждой процедуры банкротства, применяемой в отношении должника.

С введением процедуры банкротства назначается арбитражный управляющий из числа членов саморегулируемой организации. Для ведения процедуры наблюдения назначается временный управляющий. За ведение процедуры управляющему выплачивается вознаграждение за каждый месяц осуществления им своих полномочий.

Размер вознаграждения определяется кредитором или собранием кредиторов, утверждается арбитражным судом, но оно не может быть ниже 10 тыс. руб. в месяц согласно п. 1 ст. 26 Закона «О несостоятельности (банкротстве)». Также конкурсный кредитор, собрание кредиторов могут установить дополнительное вознаграждение за счет средств кредиторов.

В процессе ведения процедуры наблюдения полномочия руководства предприятием возлагаются на временного управляющего, а значит, затраты на выплату его вознаграждения следует учитывать в бухгалтерском учете как расходы на управление.

На вознаграждение управляющего не надо начислять единый социальный налог (ЕСН), взносы по обязательному пенсионному страхованию, а также удерживать с него налог на доходы физических лиц. Управляющим может быть только индивидуальный предприниматель, который вносит платежи самостоятельно.

В бухгалтерском учете организации учет на выплату вознаграждения учитывают следующим образом:

Начислено вознаграждение временному управляющему —Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Выплачено вознаграждение временному управляющему —

Дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»;

Кредит счета 50 «Касса».

Если возникает необходимость, то для ведения судебных действий привлекаются квалифицированные специалисты (эксперты, юристы и т. д.). Это могут быть и штатные сотрудники, и специализированные организации. Специалистам собственной юридической службы начисляют заработную плату и учитывают расходы на счете 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», а услуги специализированной организации учитывают в составе общехозяйственных расходов.

Расходы по начислению и выплате вознаграждений специалистов отражаются следующими записями:

Начислена заработная плата штатному сотруднику юридической службы организации —

Дебет счета 26 «Общехозяйственные расходы»;

Кредит счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».

Принято по акту выполнение юридических услуг —

Дебет счета 26 «Общехозяйственные расходы»;

Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Начислен НДС —

Дебет счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»;

Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Произведен налоговый вычет по НДС —

Дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»;

Кредит счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».

Выдан аванс организации, оказывающей юридические услуги —

Дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;

Кредит счета 51 «Расчетные счета».

Ответственность за ведение бухгалтерского учета возлагается на управляющего, ведущего процедуру банкротства.

Судебные расходы могут быть списаны только после вступления решения суда в законную силу. Поэтому в случае производства в апелляционной и кассационной инстанциях не следует списывать судебные расходы вплоть до окончания решения дела.

Согласно статье 30 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» в целях предупреждения банкротства организаций учредители (участники) должника, собственник имущества должника, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обязаны принимать своевременные меры по предупреждению банкротства организаций, принимать меры по восстановлению платежеспособности должника. Меры, направленные на восстановление платежеспособности должника, могут быть приняты кредиторами или иными лицами на основании соглашения с должником.

В период ведения процедуры банкротства предприятию-должнику в целях улучшения финансового состояния организации может быть оказана финансовая помощь. Ее могут оказать собственники имущества предприятия, учредители (участники) юридического лица до момента подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом.

Финансовая помощь может быть оказана следующими способами:

• в виде возвратной финансовой помощи — кредита и займа (процентного, беспроцентного);

• в виде безвозвратной финансовой помощи — безвозмездное поступление ценностей;

• путем принятия решения о выпуске и размещении облигаций, векселей;

• путем принятия решения об увеличении уставного капитала (увеличение номинальной стоимости акций или дополнительного выпуска акций). • путем получения государственной помощи. Наиболее простым, недорогостоящим способом в плане

оформления операции и налогообложения является предоставление финансовой помощи предприятию-должнику в виде процентного или беспроцентного займа.

Порядок выдачи и погашения кредитов определяется законодательством и кредитными договорами. В договорах указывают объекты кредитования, условия и порядок предоставления кредита, сроки его погашения, процентные ставки, порядок их уплаты, права и ответственность сторон, формы взаимного обеспечения обязательств, перечень и периодичность предоставления соответствующих документов и т. п.

Учет операций по получению и погашению кредитов и займов ведется с использованием счетов 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам».

В бухгалтерском учете производятся следующие записи:

Получен заем в зависимости от срока предоставления —

Дебет счетов 50 «Касса», 51 «Расчетные счета»;

Кредит счетов 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам».

Возвращена сумма займа —

Дебет счетов 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам»;

Кредит счетов 50 «Касса», 51 «Расчетные счета».

Уплачены проценты, предусмотренные договором займа —

Дебет счетов 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», 99 «Прибыли и убытки»;

Кредит счетов 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам».

В аналитическом учете по счетам 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» суммы кредита и процент по нему учитываются отдельно. Задолженность по кредитам и займам отражается в отчетности с учетом причитающихся на конец отчетного периода процентов к уплате.

В соответствии с ПБУ 10/99 «Расходы организации» проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов), могут отражаться по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Для погашения задолженности предприятию-должнику может быть предоставлен целевой заем, т. е. с «условием использования заемщиком полученных средств на определенные цели». В этом случае определенной целью может быть погашение задолженности должника по текущим обязательным платежам и прочей кредиторской задолженности.

По письменному заявлению (уведомлению или приложению к договору займа) заемщика заимодавец может направить денежные средства на погашение долгов заемщика-должника.

В учете производят следующие записи:

Погашена задолженность перед поставщиками за счет полученных кредитов и займов —

Дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;

Кредит счетов 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам».

Погашена числящаяся задолженность заказчикам за полученные от них авансы за счет полученных кредитов и займов —

Дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»;

Кредит счетов 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам».

Погашена задолженность перед бюджетом по налогам и сборам за счет полученных кредитов и займов (без зачисления на расчетные счета организации-заемщика) —

Дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»;

Кредит счетов 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам». Погашена числящаяся кредиторская задолженность (в том числе по оплате труда) за счет полученных кредитов и займов (без зачисления на расчетные счета организации-заемщика) —

Дебет счетов 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»;

Кредит счетов 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам».

Предприятие-должник может получать краткосрочные и долгосрочные займы путем выпуска и продажи акций, облигаций и других долговых обязательств.

Реализация ценных бумаг отражается в бухгалтерском учете следующим образом:

Дебет счетов 50 «Касса», 51 «Расчетные счета»;

Кредит счетов 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам».

Реализованы ценные бумаги по цене выше их номинальной стоимости, и разница между номинальной стоимостью и ценой реализации принимается к учету следующими записями:

Дебет счетов 50 «Касса», 51 «Расчетные счета»;

Кредит счета 98 «Доходы будущих периодов».

Списывается ежемесячно часть разницы между продажной и номинальной стоимостью облигаций —

Дебет счета 98 «Доходы будущих периодов»;

Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 1 «Прочие доходы».

Начислены ежегодные проценты по облигациям —

Дебет счета 97 «Расходы будущих периодов»;

Кредит счета 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам».

Ежемесячно списываются на прочие расходы проценты по облигациям —

Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы»;

Кредит счета 97 «Расходы будущих периодов».

Погашены облигации —

Дебет счета 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам»;

Кредит счета 51 «Расчетные счета».

Погашена задолженность по процентам —

Дебет счета 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам»;

Кредит счета 51 «Расчетные счета».

Поступление средств от продажи акций трудового коллектива, акций и облигаций организации, а также по другим обязательствам отражают по дебету денежных средств или счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и кредиту счетов 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам». Если ценные бумаги проданы организацией по цене, превышающей их номинальную стоимость, то разницу между ценой продажи и номинальной стоимостью отражают по кредиту счета 98 «Доходы будущих периодов», а затем равномерно на протяжении всего срока займа списывают с дебета счета 98 «Доходы будущих периодов» в кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы». Если облигации размещаются по цене ниже их номинальной стоимости, то разница между ценой размещения и номинальной стоимостью доначисляется равномерно в течение срока их обращения. На сумму доначисления дебетуют счет 91 «Прочие доходы и расходы» и кредитуют счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» 15Если полученные займы связаны с приобретением производственных запасов, внеоборотных активов и другого имущества (до момента оприходования этих активов), то начисление процентов осуществляется следующим образом:

Дебет счетов 08 «Вложения во внеоборотные активы», 10 «Материалы», 11 «Животные на выращивании и откорме» и другие счета источников выплат.

Кредит счетов 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам».

Введение процедуры внешнего управления на предприятии предполагает улучшить финансовое положение за счет закрытия нерентабельных производств, прекращения убыточного вида деятельности, продажи предприятия (бизнеса), увеличения уставного капитала, привлечения инвестиций, уступки права требований и других мероприятий.

Одним из способов восстановления платежеспособности предприятия-должника является уступка права требования (цессия).

Уступка права требования регулируется гл. 43 «Финансирование под уступку денежного требования» Гражданского кодекса РФ.

Цессия — уступка прав требования на дебиторскую задолженность.

По договору финансирования под уступку денежного требования (договору цессии) одна сторона (финансовый агент или цессионарий) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту или цеденту) денежные средства в счет денежного требования клиента или цедента (кредитора), к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а

клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование.

Денежное требование к должнику может быть уступлено клиентом финансовому агенту также в целях обеспечения исполнения обязательств клиента перед финансовым агентом. Финансовыми агентами могут выступать банки и другие коммерческие организации, имеющие разрешение на осуществление деятельности такого вида. 19

Права требования могут передаваться третьему лицу путем составления обычного договора купли-продажи. Цессия совершается в той же форме, что установлена для сделки, права по которой уступаются. Согласно статье 384 Гражданского кодекса РФ, уступаемые права переходят к цессионарию в таком же объеме, в каком они принадлежат цеденту. В частности, для нового кредитора сохраняют силу условия о процентах и способах обеспечения обязательств, если стороны не достигли по ним иного соглашения. 20Данные виды сделок выступают как способы обеспечения обязательств сторон первоначального договора и не изменяют сути самого договора.

Для перехода прав кредитора к третьему лицу согласия должника не требуется, стороны договора цессии обязаны лишь уведомить его о состоявшейся уступке требования. Момент перехода права требования по договору цессии определяется днем уведомления должника о совершенной сделке.

На основании статьи 387 Гражданского кодекса РФ момент перехода права требования возникает при следующих обстоятельствах:

• в результате универсального правопреемства в правах кредитора;

• на основании решения суда о переводе прав кредитора на другое лицо;

• вследствие исполнения обязательств должника его поручителем или залогодателем, не являющимся должником по этому обязательству;

• при передаче страховщику прав кредитора к должнику, ответственному за наступление страхового случая;

• в других случаях, предусмотренных законом.

Порядок отражения в бухгалтерском учете сделок по переуступке права требования в настоящее время не определен нормативными документами, поэтому переуступка права требования дебиторской задолженности оформляется у кредитора как погашение дебиторской задолженности по поставленным товарам, выполненным работам, оказанным услугам, и в планесчетов открывается субсчет «Расчеты по уступке требования» к счетам учета задолженности по первоначальному договору.

Предприятие, приобретающее право требования задолженности, учитывает их на счете 58 «Финансовые вложения» в сумме фактических затрат.

В бухгалтерском учете право уступки требования оформляется следующим образом.

У предприятия-должника:

Отражена уступка права требования —

Дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Списана стоимость права требования —

Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Начислен НДС по оплаченной продукции, выполненным работам, оказанным услугам

Дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Определен финансовый результат от операции уступки права требования —

Дебет счета 99 «Прибыли и убытки».

Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы».

У организации, приобретающей право требования:

Приобретено право требования —

Дебет счета 58 «Финансовые вложения».

Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Поступили платежи в погашение долга от организации —

Дебет счета 51 «Расчетные счета».

Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Списана стоимость права требования —

Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Кредит счета 58 «Финансовые вложения».

Начислен НДС с положительной разницы между ценой продажи —

Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Определен финансовый результат от операции —

Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Кредит счета 99 «Прибыли и убытки».

В целях улучшения финансового положения предприятие-должник имеет право прекратить свою деятельность полностью или частично. Прекращение деятельности регламентируется ПБУ 16/02 «Информация о прекращаемой деятельности» и может осуществляться:

• путем продажи имущественного комплекса (предприятия) или его части, представляющих собой совокупность активов и обязательств, относящихся к прекращаемой деятельности, в результате заключения единой сделки;

• путем продажи отдельных активов и прекращения (исполнения) в установленном законодательством порядке отдельных обязательств, относящихся к прекращаемой деятельности;

• путем отказа от продолжения части деятельности.

Кроме этого, прекращение деятельности может осуществляться при реорганизации организации в форме выделения из ее состава одного или нескольких юридических лиц.

В соответствии с п. 8 ПБУ 16/02 вследствие признания деятельности прекращаемой, у организации, как правило, возникают обязательства, обусловленные требованиями законодательства, условиями договора либо добровольно принятые на себя организацией перед физическими и юридическими лицами, интересы которых будут затронуты в результате прекращения деятельности.

Для урегулирования подобных обязательств, в отношении величины либо срока исполнения которых существует неопределенность, организация образует резерв.

В этом случае резерв создается по каждому виду обязательств.

При прекращении деятельности путем продажи имущественного комплекса (предприятия) или его части резерв создается после заключения договора о купле-продаже.

При прекращении деятельности путем продажи отдельных активов и прекращения (исполнения) обязательств резерв создается на ожидаемый период исполнения обязательств, под который планируется образовывать резерв, приходящийся на период, следующий за отчетным.

Резерв создается в сумме возникающих вследствие прекращения деятельности затрат по увольнению работников, выплате штрафов, пеней, неустоек за нарушение условий договора и тому подобного, по состоянию на конец года в сумме предполагаемых затрат.

Образование резерва в учете учитывается на счете 96 «Резервы предстоящих расходов», и открывается следующая корреспонденция счетов.

Дебет счетов 08 «Вложения во внеоборотные активы», 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу».

Кредит счета 96 «Резервы предстоящих расходов».

На конец года, начиная с признания деятельности прекращаемой, до завершения прекращения этой деятельности бухгалтер должен скорректировать сумму резерва. Если зарезервированных сумм недостаточно для погашения обязательств, то непокрытая сумма расходов списывается в общем порядке. При избыточности резерва неиспользованная сумма признается прочим доходом организации, в случае отмены программы прекращения деятельности должны быть восстановлены суммы ранее созданных резервов. После принятия резервов необходимо снизить стоимость активов, связанных с прекращаемой деятельностью. Убыток от снижения стоимости отражается по состоянию на конец года, в котором деятельность признана прекращаемой, и является прочим доходом. Данные о прекращаемой деятельности должны быть обязательно отражены в годовой отчетности. Однако резерв по прекращаемой деятельности создается только в бухгалтерском учете, поскольку для целей налогового учета понятие «прекращаемой деятельности» не существует. Налоговый учет не предусматривает создания аналогичного резерва, следовательно, расходы на его создание в целях налогообложения прибыли не учитываются. 21

Продажу активов предприятия-должника в учете отражают следующими записями.

Например, продажа основных средств:

Списана первоначальная стоимость выбывающих основных средств —

Дебет счета 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств»;

Кредит счета 01 «Основные средства».

Списана накопленная амортизация на момент продажи —

Дебет счета 02 «Амортизация основных средств»;

Кредит счета 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств».

Списана остаточная стоимость выбывающих основных средств —

Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы»;

Кредит счета 01 «Основные средства», субсчет «Выбытие основных средств».

Отражена продажная стоимость основных средств —

Дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»;

Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 1 «Прочие доходы».

Начислен НДС —

Дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»;

Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 1 «Прочие доходы».

Отражена полученная прибыль от реализации основных средств —

Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 9 «Сальдо прочих доходов и расходов»;

Кредит счета 99 «Прибыли и убытки».

Отражен полученный убыток от реализации основных средств —

Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 9 «Сальдо прочих доходов и расходов»;

Дебет счета 99 «Прибыли и убытки». Продажа материалов:

Списана остаточная стоимость материалов —

Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы»;

Кредит счета 10 «Материалов».

Отражена продажная стоимость материалов —

Дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»;

Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 1 «Прочие доходы».

Начислен НДС —

Дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»;

Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 1 «Прочие доходы».

Отражена полученная прибыль от реализации материалов —

Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 9 «Сальдо прочих доходов и расходов»;

Кредит счета 99 «Прибыли и убытки».

Отражен полученный убыток от реализации материалов —

Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 9 «Сальдо прочих доходов и расходов»;

Дебет счета 99 «Прибыли и убытки».

Для удовлетворения требований кредиторов, финансового оздоровления в соответствии со статьей 110 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» возможна продажа предприятия как имущественного комплекса, в том числе филиалов и других структурных подразделений должника — юридического лица, так и бизнеса.

Под предприятием должника в Законе о «О несостоятельности (банкротстве)» понимается имущественный комплекс, предназначенный для осуществления предпринимательской деятельности.

В соответствии с п. 2 ст. 110 Федерального закона № 127-ФЗ продажа предприятия может быть включена в план внешнего управления на основании решения органа управления должника, уполномоченного в соответствии с учредительными документами принимать решения о заключении соответствующих крупных сделок должника. В решении о продаже должна быть указана минимальная цена продажи.

При продаже предприятия (бизнеса) отчуждаются все виды имущества, предназначенного для осуществления предпринимательской деятельности, в том числе земельные участки, здания, строения, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукция, права требования, а также права на обозначения, индивидуализирующие должника, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), другие принадлежащие исключительные права, за исключением прав и обязанностей, которые не могут быть переданы.

При продаже предприятия денежные обязательства и обязательные платежи должника не включаются в состав предприятия, за исключением обязательств должника, которые возникли после принятия заявления о признании должника банкротом и могут быть переданы покупателю предприятия на условиях, установленных Федеральным законом № 127-ФЗ. Налоговый кодекс РФ предусматривает определение налоговой базы при продаже предприятия в целом как имущественного комплекса отдельно по каждому из видов активов предприятия.

При продаже предприятия (бизнеса) все трудовые договора, действующие на дату продажи предприятия, сохраняют силу, при этом права и обязанности работодателя переходят к покупателю предприятия.

По договору продажи предприятия, в соответствии со ст. 559-566 части второй Гражданского кодекса РФ, продавец обязуется передать в собственность покупателю предприятие в целом как имущественный комплекс, за исключением прав и обязанностей, которые продавец не вправе передавать другим лицам. Если покупателю в составе предприятия передаются обязательства продавца (без согласия кредитора), то продавец и покупатель несут перед кредитором солидарную ответственность.

Продажа предприятия (бизнеса) осуществляется посредством проведения открытых торгов в форме аукциона. В случае если в состав имущества предприятия входит имущество, относящееся к ограниченно обороноспособному имуществу, продажа предприятия осуществляется толькопутем проведения закрытых торгов. В закрытых торгах принимают участие лица, которые могут иметь в собственности или на ином вещном праве указанное имущество.

Торги могут быть проведены как внешним управляющим, так и специализированной организацией с оплатой ее услуг за счет имущества должника.

Начальная цена продажи предприятия (бизнеса), выставляемого на торги, устанавливается решением собрания кредиторов или комитета кредиторов на основании рыночной стоимости имущества, определенной независимым оценщиком, привлеченным внешним управляющим. Начальная цена продажи предприятия (бизнеса) не может быть ниже цены продажи, установленной органами управления должника. Порядок и условия проведения торгов определяются собранием кредиторов или комитетом кредиторов. Условия проведения торгов должны предусматривать получение денежных средств от продажи предприятия не позднее, чем за месяц до истечения срока внешнего управления.

Размер задатка для участия в торгах устанавливается управляющим и не должен превышать двадцати процентов начальной цены. Продолжительность приема заявок (предложений) на участие в торгах не менее чем двадцать пять дней. Если заявка на приобретение получена от одного участника, то торги можно не проводить.

В средствах массовой информации внешним управляющим публикуются сведения о продаже предприятия (бизнеса) в официальном издании и по месту нахождения должника не позднее, чем за тридцать дней до даты проведения торгов. В сообщении должны быть указаны следующие сведения:

• сведения о предприятии, его характеристика и порядок ознакомления с ним;

• сведения о форме проведения торгов и форме подачи предложений о цене;

• в случае проведения закрытых торгов — требования к участникам торгов;

• условия конкурса в случае его проведения;

• срок, время и место подачи заявок и предложений о цене предприятия;

• порядок оформления участия в торгах, перечень представляемых участниками торгов документов и требований к их оформлению;

• размер задатка, сроки и порядок внесения задатка, реквизиты счетов;

• начальная цена предприятия;

• величина повышения начальной цены в случае открытой продажи;

• время и место проведения торгов;

• порядок и срок заключения договора купли-продажи;

• условия и сроки платежа, реквизиты счетов;

• сведения об организаторе торгов.

По итогам аукциона (конкурса) в день его проведения победитель и организатор торгов подписывают протокол, который имеет силу договора, а протокол, подписанный по итогам конкурса, служит основанием для заключения договора купли-продажи предприятия не позднее 20 дней со дня проведения конкурса.

К договору купли-продажи предприятия в обязательном порядке прилагаются следующие документы: акт инвентаризации имущества и обязательств, бухгалтерский баланс, заключение независимого аудитора о составе и стоимости предприятия.

Передача предприятия продавцом покупателю осуществляется по передаточному акту, в котором указываются данные о составе предприятия и об уведомлении кредиторов о продаже предприятия, а также сведения о выявленных недостатках переданного имущества и перечень имущества, обязанности по передаче которого не исполнены продавцом ввиду его утраты. Подготовка предприятия к передаче, включая составление и представление на подписание передаточного акта, является обязанностью продавца и осуществляется за его счет, если иное не предусмотрено договором. Предприятие считается переданным покупателю со дня подписания передаточного акта обеими сторонами. С этого момента на покупателя переходит риск случайной гибели или случайного повреждения имущества, переданного в составе предприятия22При принятии решения о продаже части имущественного комплекса большую роль играетинформация, формируемая в системе бухгалтерского учета. В бухгалтерском учете отражается информация в период процесса реализации имущества, где отражаются все расходы и доходы от процесса реализации части имущественного комплекса организации-должника, а также исчисление финансового результата от реализации.

По мнению ученых — А. П. Бархатова, И. Н. Богатой, Г. В. Федоровой, Г. Б. Юна, В. В. Григорьева, операции по продаже предприятия как имущественного комплекса, бизнеса следует учитывать на отдельном счете «Продажа предприятия (бизнеса)».

Операции по продаже предприятия (бизнеса) в бухгалтерском учете отражают следующим образом:

Списано с баланса имущество предприятия по балансовой стоимости —

Дебет счета «Продажа предприятия (бизнеса)»;

Кредит счетов 01 «Основные средства», 03 «Доходные вложения в материальные ценности», 04 «Нематериальные активы», 07 «Оборудование к установке», 08 «Вложения во внеоборотные активы», 10 «Материалы», 58 «Финансовые вложения» и прочие имущественные счета, а также счета права требования.

Списана накопленная амортизация основных средств и нематериальных активов —

Дебет счетов 02 «Амортизация основных средств», 05 «Амортизация нематериальных активов»;

Кредит счета «Продажа предприятия (бизнеса)».

Начислены налоги, относимые на обороты по продаже —

Дебет счета «Продажа предприятия (бизнеса)»;

Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Отражена задолженность покупателя предприятия по договору купли-продажи —

Дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»;

Кредит счета «Продажа предприятия (бизнеса)».

Поступили денежные средства на счет предприятия-должника —

Дебет счетов 50 «Касса», 51 «Расчетный счет», 52 «Валютный счет»;

Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Отражен зачет задатка, полученного от покупателя во время проведения торгов —

Дебет счетов 50 «Касса», 51 «Расчетный счет», 52 «Валютный счет»;

Кредит счета 86 «Целевое финансирование»;

Дебет счета 86 «Целевое финансирование»;

Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Определен финансовый результат —

Дебет счетов «Продажа предприятия (бизнеса)» или 99 «Прибыли и убытки»;

Кредит счетов 99 «Прибыли и убытки» или «Продажа предприятия (бизнеса)».

Сумма задатка, утраченная лицом, выигравшим торги, в связи с его отказом от подписания протокола или договора купли-продажи предприятия, включается в состав имущества должника за вычетом издержек организатора торгов на их проведение:

Дебет счета 86 «Целевое финансирование»;

Кредит счета 99 «Прибыли и убытки».

Расходы на проведение торгов целесообразно относить на дебет счета «Продажа предприятия (бизнеса)» с кредита счетов учета расходов, связанных с процедурами банкротства.

В процессе ведения процедуры конкурсного производства удовлетворение требований кредиторов возможно в случае продажи предприятия или его имущества по частям. Погашение задолженности может осуществляться как денежными средствами, так и неденежными. В случае погашения задолженности денежными средствами сумма списывается с расчетного счета, а неденежными — передается имущество.

В бухгалтерском учете хозяйственные операции отражаются следующим образом.

Погашение задолженности денежными средствами:

Погашена задолженность по оплате труда работников предприятия —

Дебет счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»;

Кредит счета 51 «Расчетные счета».

Погашена задолженность по налогам и сборам —

Дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»;

Кредит счета 51 «Расчетные счета».

Погашена задолженность перед органами социальной защиты —

Дебет счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»;

Кредит счета 51 «Расчетные счета».

Погашена задолженность перед прочими кредиторами —

Дебет счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»;

Кредит счета 51 «Расчетные счета».

Погашение задолженности неденежными средствами:

1) погашено требование задолженности путем передачи основных средств:

На продажную стоимость основных средств —

Дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»;

Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы».

На сумму начисленной амортизации —

Дебет счета 02 «Амортизация основных средств»;

Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы».

На сумму остаточной стоимости основных средств —

Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы»;

Кредит счета 01 «Основные средства».

На сумму начисленного НДС —

Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы»;

Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам». На сумму погашенной кредиторской задолженности путем передачи основных средств —

Дебет счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»;

Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Определение финансового результата (прибыль) —

Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы»;

Кредит счета 99 «Прибыли и убытки».

Определение финансового результата (убытка) —

Дебет счета 99 «Прибыли и убытки»;

Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы»;

2) погашение требований путем передачи товаров, готовой продукции:

На продажную стоимость товаров, готовой продукции —

Дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»;

Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы».

На сумму себестоимости готовой продукции, товаров —

Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы»;

Кредит счетов 41 «Товары», 43 «Готовая продукция».

На сумму начисленного НДС —

Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы»;

Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».

На сумму погашения кредиторской задолженности путем передачи готовой продукции, товаров —

Дебет счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»;

Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Определение финансового результата (прибыль) —

Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы»;

Кредит счета 99 «Прибыли и убытки».

Определение финансового результата (убытка) —

Дебет счета 99 «Прибыли и убытки»;

Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы»;

3) погашение требований кредиторов путем передачи прочих материальных ценностей:

На продажную стоимость материальных ценностей —

Дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»;

Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы».

На сумму начисленной амортизации —

Дебет счета 05 «Амортизация нематериальных активов»;

Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы».

На сумму остаточной стоимости материальных ценностей —

Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы»;

Кредит счета 04 «Нематериальные активы», 10 «Материалы», 58 «Финансовые вложения».

На сумму начисленного НДС —

Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы»;

Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».

На сумму погашенной кредиторской задолженности путем передачи основных средств —

Дебет счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»;

Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Определение финансового результата (прибыль) —

Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы»;

Кредит счета 99 «Прибыли и убытки».

Определение финансового результата (убытка) —

Дебет счета 99 «Прибыли и убытки»;

Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы». После того как сформирована конкурсная масса, составляется промежуточный ликвидационный баланс.

Промежуточный ликвидационный баланс представляет собой баланс ликвидируемого юридического лица, сведенный после окончания срока, установленного ликвидационной комиссией для заявления требований кредиторами и утверждения реестра требований кредиторов, содержащего данные о составе имущества и кредиторской задолженности ликвидируемой организации.

Промежуточный ликвидационный баланс предприятия — это система показателей, характеризующих имущественное и финансовое положение предприятия и отражающих величину реальной конкурсной массы предприятия (активов), суммы предъявленных и непредъявленных требований кредиторов, собственного капитала предприятия (пассива).

Промежуточный ликвидационный баланс должен отражать результаты рассмотрения требований кредиторов. А значит, его составление возможно не ранее закрытия реестра требований кредиторов, то есть истечения срока, установленного конкурсным управляющим для предъявления претензий.

Промежуточный ликвидационный баланс дает возможность определить, достаточно ли имущества юридического лица для удовлетворения требований кредиторов, и после его утверждения арбитражным судом или учредителями и согласования с регистрирующим органом осуществляются расчеты с кредиторами в соответствии с законом о банкротстве, ст. 64 Гражданского кодекса РФ.24

Ликвидационный баланс представляет собой баланс ликвидируемого юридического лица, составляемый после завершения расчетов с кредиторами, в котором отражаются данные о состоянии имущества должника после завершения расчетов с кредиторами.

Цель ликвидационного баланса — показать убытки, которые были понесены собственниками и кредиторами предприятия.

Данные промежуточного баланса являются входящими остатками ликвидационного баланса и показывают результат конкурсного производства. В активе ликвидационного баланса не должно быть каких-либо показателей, так как все имущество должно быть реализовано, либо списано и утилизировано, а дебиторская задолженности взыскана или списана. В пассиве ликвидационного баланса отражают непогашенные требования кредиторов и понесенные собственником предприятия убытки.

Г. В. Федоровой были выделены основные особенности формирования ликвидационных балансов в сравнении с операционными бухгалтерскими балансами.

1. Ликвидационный баланс, как любой заключительный баланс, относится к инвентарным, то есть формируется по данным инвентаризации.

2. Учетные регистры, на основе которых формируется баланс, не должны отражать остатков по регулирующим (02, 05, 14, 16, 59, 63) и бюджетно-распределительным (96, 97, 98) счетам бухгалтерского учета ввиду ограниченности периода существования организации.

3. Способы оценки статей актива ликвидационного баланса могут отличаться от установленных в статье 11 Федерального Закона «О бухгалтерском учете», поскольку в процессе ликвидации определяется та стоимость имущества (рыночная, ликвидационная и т. п.), которая позволит пользователям отчетности — участникам, инвесторам, кредиторам — с максимальной точностью рассчитать наиболее вероятное изменение собственных финансовых результатов вследствие ликвидации экономически связанного с ним лица.

4. В ликвидационном балансе должна применяться иная группировка статей актива и пассива, соответствующая фактической степени ликвидности имущества и установленному законом или нормативным документом (уставом организации, договором) порядку удовлетворения требований кредиторов.

Процесс формирования актива баланса (конкурсной массы) промежуточного ликвидационного баланса проходит в несколько этапов. На первом этапе убираются статьи баланса, которые отражают имущество, не принадлежащее организации-должнику на правесобственности (предмет залога), а также потерявшие стоимостную оценку из-за открытия конкурсного производства. На втором этапе формирования актива баланса — это переоценка имущества должника в соответствии с рыночными ценами. Такую процедуру необходимо проделать для того, чтобы можно было оценить, какая сумма будет выручена от продажи имущества должника. Затем в пассиве баланса восстанавливают неучтенные обязательства должника перед кредиторами.

После завершения расчетов с кредиторами за счет средств, полученных от реализации конкурсной массы, составляется окончательный ликвидационный баланс. При недостаточности денежных средств для погашения обязательств перед кредиторами какой-либо очереди эти средства распределяются между кредиторами пропорционально сумме требований, подлежащих удовлетворению, в соответствии с реестром. Требования кредиторов последующих очередей в таком случае вообще не будут погашены. В этом случае на основании статьи 64 Гражданского кодекса РФ требования кредиторов считаются погашенными.

После рассмотрения арбитражным судом отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства арбитражный суд выносит определение: о завершении конкурсного производства; о прекращении производства по делу о банкротстве.

Конкурсный управляющий в течение пяти дней от даты получения определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства должен представить указанное определение в государственный орган, осуществляющий регистрацию юридических лиц, для внесения записи в единый государственный реестр регистрации юридических лиц о ликвидации должника.

С момента внесения записи о ликвидации должника в единый государственный реестр регистрации юридических лиц конкурсное производство считается завершенным.

Мировое соглашение — договор между должником и кредитором о выгодности продолжения отношений вне конкурса и одновременно один из способов прекращения производства по делу о банкротстве.

Решение о заключении мирового соглашения может быть принято на стадии любой из судебных процедур, когда возникают первые признаки финансового оздоровления.

Мировое соглашение может быть утверждено арбитражным судом только после погашения задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди.

Мировое соглашение между должником и кредиторами может предусматривать следующие условия:

• предоставление отступного;

• обмен требований доли в уставном капитале должника на акции, облигации или ценные бумаги;

• отсрочку или рассрочку исполнения обязательств;

• скидку с долга;

• прощение долга;

• исполнение обязательств должника третьими лицами. Отсрочка или рассрочка исполнения обязательств в бухгалтерском учете отражается только в аналитическом учете.

Скидки с долга в бухгалтерском учете у должника представляют собой безвозмездные поступления, те есть прибыль, подлежащую обложению налогом на прибыль.

Обменять требования можно как на акции, уже выкупленные у акционеров, так и на акции, выпущенные в связи с увеличением уставного капитала.

Акции, выкупленные у акционеров, в бухгалтерском учете отражаются следующим образом:

На сумму обмена акций на требования по договору —

Дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»;

Кредит счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

На сумму разницы между номинальной стоимостью и стоимостью обмена акций на требования по договору в случае превышения номинальной стоимости —

Дебет счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»; Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы».

На сумму номинальной стоимости —

Дебет счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»;

Кредит счета 81 «Собственные акции (доли)».

На сумму обмена акций на требования по договору —

Дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;

Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

На сумму разницы между суммой обмена и суммой требований в случае превышения суммы требований —

Дебет счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»;

Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Обмен требований на акции означает, что бывшие кредиторы получают возможность участвовать в управлении должника, становясь его акционерами. При этом право требования такого кредитора к должнику прекращается по воле кредитора. Бывшие кредиторы становятся совладельцами организации. В случае ее последующего банкротства они уже не будут кредиторами, а выступят как участники, не имеющие в конкурсном процессе практически никаких прав 25

Обмен требований на акции, выкупленные у акционеров, учитывается следующим образом:

На сумму обмена акций на требования по договору —

Дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»;

Кредит счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

На сумму разницы между номинальной стоимостью и стоимостью обмена акций на требования по договору в случае превышения номинальной стоимости —

Дебет счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»;

Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы».

На сумму номинальной стоимости —

Дебет счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»;

Кредит счета 81 «Собственные доли (акции)».

На сумму обмена акций на требования по договору —

Дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;

Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

На сумму разницы между суммой обмена и суммой требований в случае превышения суммы требований —

Дебет счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»;

Кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Операции, связанные с увеличением уставного капитала и обменом требований на вновь выпущенные акции, отражают в бухгалтерском учете следующими записями.

На сумму увеличения уставного капитала —

Дебет счета 75 «Расчеты с учредителями»;

Кредит счета 80 «Уставный капитал».

На сумму обмена требований на акции —

Дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;

Кредит счета 75 «Расчеты с учредителями».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: