Авторское право фотожурналистов

1. История создания фотографий.

2. Законодательное регулирование охраны прав фотографов.

3. Типичные проблемы, встречающиеся при разрешении вопросов авторского права на фотографии.

В 1839 году в Париже на объединенном заседании Академии наук и Академии художеств было официально сообщено об изобретении Л.Ж.М. Дагером оригинального способа фиксации изображений.

В США первые дагеротипы стали делать через месяц после сделанного в Париже исторического сообщения. В России уже осенью 1839 года журнал «Сын Отечества» сообщил о дагеротипе Исаакиевского собора.

Фотографы не сразу были признаны обладателями авторских прав на свои работы.

В ст. 7 Закона об авторском праве прямо указано на охраняемость «фотографических произведений и произведений, полученных способами, аналогичными фотографии».

Возможность установления национальными законодательствами неблагоприятного для фотохудожников исключения в части сроков охраны предусматривает статья 12 Соглашения ТРИПС, входящего в пакет документов о создании Всемирной торговой организации (ВТО).

В Основах гражданского законодательства СССР и республик 1961 года и в базирующемся на них Гражданском кодексе РСФСР 1964 года некоторое время была закреплена система сокращенной охраны фотографических произведений. Авторское право на фотоснимки действовало в течение пяти лет, а на собрания фоторабот — в течение десяти лет. Вскоре охрана была незначительно унифицирована — стала действовать во всех случаях в течение 10 лет «с момента выпуска в свет фотографического произведения путем его воспроизведения».

Однако уже в 1974 году в Гражданский кодекс РСФСР 1964 года были внесены изменения, в результате которых на фотографические работы был в полной мере распространен правовой режим, общий для всех остальных охраняемых авторским правом объектов. Третья часть проекта нового Гражданского кодекса РФ предусматривает срок охраны объектов авторского права 70 лет.

В настоящее время в соответствии с Законом авторское право на фотографию возникает с момента ее создания и действует в течение всей жизни автора и пятидесяти лет после его смерти.

В Российской Федерации утверждены минимальные ставки авторского вознаграждения за воспроизведение фоторабот, в том числе на промышленных изделиях, сувенирах, предметах галантереи, текстильных и трикотажных изделиях и т.п. (Постановление Правительства Российской Федерации от 21.03.94 г. № 218).

В большинстве СМИ фотограф работает на своей аппаратуре, а пленку оплачивает редакция. В этом случае нужно прежде всего решать проблемы, связанные с амортизацией личной аппаратуры. В договоре необходимо письменно зафиксировать размеры сумм, выплачиваемых фотографу на амортизацию.

Также в договоре необходимо предусмотреть пункты, помогающие проконтролировать использование фотографий. В контракте, возможно, следует отразить обязанность работодателя периодически, раз в квартал или раз в месяц, предоставлять отчетность с указанием, когда и где он использовал произведения.

В соответствии со ст. 9 Закона об авторском праве обладатель исключительных авторских прав вправе указывать свое имя на каждом экземпляре произведения. Для реализации этого права фотографы могут иметь штампы с обозначением своего имени для дальнейшего проставления имени на экземплярах фотографий. Некоторые фотожурналисты ставят именной штамп только на оригинале фотографии, однако необходимо помнить, что в соответствии с п. 2 ст. 9 Закона «При отсутствии доказательства иного автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения». Как правило, архивы фотографий находятся в редакции, поэтому фотожурналистам рекомендуется указывать имя автора на каждом экземпляре фотографии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: