Авторско-правовые отношения в аудиовизуальной сфере

1. Понятие аудиовизуального произведения.

2. Авторы аудиовизуальных произведений.

3. Права различных категорий авторов.

4. Договоры на создание и использование аудиовизуальных произведений.

Закон об авторском праве дает следующее определение аудиовизуального произведения «произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой кадров, предназначенное для зрительного и слухового восприятия с помощью соответствующих технических устройств; аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения и все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим, независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации» (ст. 4 Закона).

Аудиовизуальное произведение существует в форме видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и др.) К данному кругу произведений относятся прежде всего кино-, теле- и видеофильмы, независимо от их жанра и назначения, объема, исполнения, слайдфильмы, диафильмы, другие кино- и телепроизведения.

Можно предложить следующую классификацию соавторов аудиовизуального произведения:

* авторы, у которых помимо прав на свой непосредственный вклад в фильм возникают права на все аудиовизуальное произведение в целом. Это автор сценария, режиссер-постановщик и автор музыкального произведения, если оно создано специально для этого аудиовизуального произведения. Автор музыки имеет своеобразное право. Так, он сохраняет право на вознаграждение за исполнение его произведения.

* авторы, которые не обладают правами на произведение, над созданием которого они работали (автор литературного произведения, легшего в основу сценария, автор музыкального произведения, написанного не для аудиовизуального, оператор-постановщик, художник-постановщик и др.).

Авторы, в соответствии с ч. 1 ст. 13 Закона, считаются не только авторами результатов своей индивидуальной творческой деятельности, но и авторами аудиовизуального произведения в целом.

Закон предусматривает, что авторы аудиовизуального произведения передают по договору свои исключительные права изготовителю произведения. Изготовитель имеет право указывать на произведении свое имя или наименование.

Статус субъекта права на аудиовизуальное произведение с развитием законодательства менялся. Выделяются два периода: до и после введения в действие Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах». Действующий ГК РСФСР 1964 г. определяет в качестве субъекта права предприятие, осуществляющее съемку (ст. 486 ГК РСФСР). По новому Закону авторские права остаются у изготовителя аудиовизуального произведения (ст. 13 Закона). Сейчас изготовителем может быть и продюсер, ранее указывалась только киностудия.

До сих пор на страницах юридической литературы ведется полемика о том, кому принадлежат права на старые аудиовизуальные произведения. Скоре всего, этот вопрос в каждом конкретном случае будет решаться на основе изучения учредительных документов организаций, а также с учетом юридического факта передачи прав.

Договорные отношения между соавторами регулируются Гражданским кодексом, Трудовым кодексом РФ и специальными нормами Закона.

Условная классификация договоров

1. Договоры, заключаемые на стадии производства:

— договоры на создание и использование аудиовизуальных произведений;

— договоры о привлечении финансовых средств.

2. Договоры, заключаемые на стадии распространения фильмов:

— договоры между продюсерами и дистрибьютерами;

— договоры между продюсером и телевещательными организациями;

— договоры между продюсером, изготовителями и распространителями видеоносителей с записью аудиовизуального произведения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: