Медицинская реабилитация детей с врожденными расщелинами верхней губы и неба

Реабилитация – это «… система государственных, социальных, экономических, медицинских, профессиональных, педагогических и других мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности, на эффективное и раннее возвращение больных и инвалидов (детей и взрослых) в общество и к общественно полезному труду». Согласно современным представлениям, медицинская реабилитация больных должна начинаться сразу после выявления заболевания, т.е. после постановки диагноза. Конечная цель реабилитации – возвращение здоровья заболевшего. Реабилитация детей, в отличие от взрослых, - основой предупреждения прогрессирования патологического процесса и обеспечивает нормализацию всех функций и систем организма ребенка.

В челюстно-лицевой хирургии и стоматологии детского возраста в настоящее время лучше всего разработаны вопросы медицинской реабилитации детей с врожденными расщелинами верхней губы и неба (Б.Я. Булатовская, 1974; Л.Е. Фролова, 1980; Н.Н. Каспарова, 1981; N.K. Cooper, 1979 и др.). Помимо медицинской реабилитации, больным с расщелинами верхней губы и неба требуется педагогическая и социальная реабилитация, ибо отягощенный эстетический фактор препятствует их социальной адаптации.

Организационным методом работы с этой группой больных должна быть диспансеризация, так как анатомические и функциональные изменения, имеющиеся у детей с врожденными расщелинами верхней губы и неба, требуют длительного, систематического и динамического наблюдения за ними с проведением целого комплекса плановых лечебных и других мероприятий в наиболее оптимальные для каждого из этих детей сроки с целью восстановления здоровья детей и адаптации в обществе. Таким образом, каждый ребенок с врожденной расщелиной верхней губы и неба, а также с другими врожденными пороками развития лица подлежит диспансерному наблюдению.

Для решения этих вопросов во всем мире созданы и создаются регионарные лечебно-консультативные центры по лечению и реабилитации детей с врожденными расщелинами верхней губы и неба. Для того, чтобы осуществить медицинскую, педагогическую и социальную реабилитацию детей этой группы, в специализированном центре группой специалистов должны быть решены следующие задачи:

1. Учет всех детей с врожденными расщелинами верхней губы и неба в данном регионе.

2. Оказание консультативной и профилактической помощи всем нуждающимся.

3. Своевременное и эффективное хирургическое лечение этих детей.

4. Ортодонтическое лечение детей с целью исправления имеющихся аномалий зубов и предотвращения вторичных деформаций зубочелюстной системы.

5. Нормализация у ребенка функции речи и других функций, нарушенных в результате заболевания.

6. Обеспечение нормального (здорового) общего физического и психического развития ребенка в целом.

Помимо этого, в лечебно-консультативном центре должна проводится профилактическая работа среди населения с целью предупреждения врожденных пороков развития, а также методическая и научная работа в целом по этой сложной проблеме.

Исходя из вышеизложенного и, для решения поставленных задач в составе лечебно-консультативного центра должны быть следующие специалисты: челюстно-лицевой хирург, педиатр, ортодонт, логопед, а также ЛОР-врач, анестезиолог, психоневролог, сурдолог, медицинский генетик, терапевт-стоматолог, педагог, зубной техник, методист по ЛФК и другие специалисты. Фактически можно говорить о бригадном подходе к проблеме реабилитации детей с врожденными расщелинами верхней губы и неба, когда одна бригада врачей и других специалистов с момента рождения ребенка осуществляет весь комплекс мероприятий с целью восстановления здоровья и его реабилитации. Во главе лечебно-консультативного центра должне стоять челюстно-лицевой хирург как специалист, лучше всего знающий эту проблему, который организует все виды помощи ребенку, следит за их своевременностью и обеспечивает контакт и преемственность между специалистами.

В идеальном случае все поставленные задачи по реабилитации детей с врожденными расщелинами губы и неба должны осуществляться в одном лечебно-профилактическом учреждении, т.е. специализированном центре. К сожалению, собрать такую «бригаду» специалистов в одном лечебном учреждении в нашей стране по многим причинам практически невозможно. Поэтому центры по лечению и реабилитации детей с врожденной патологией обычно создаются на базе крупных детских клиник по челюстно-лицевой хирургии или на базе кафедр челюстно-лицевой хирургии и стоматологии. В этих клинических учреждениях имеются, как правило, следующие специалисты: челюстно-лицевые хирурги, педиатры, анестезиологи, ортодонт, зубной техник, ЛОР-врач, невропатолог, терапевт-стоматолог, методист по ЛФК, подготовленный средний медицинский персонал и др. Другие же специалисты, необходимые для реабилитации этих больных (логопед, педагог, сурдолог, медицинский генетик и др.), привлекаются из других лечебно-профилактических учреждений этого региона.

Для нормального функционирования специализированный центр должен иметь поликлиническое отделение (кабинеты) для соответствующих специалистов, а также хирургический стационар. В некоторых специализированных центрах имеется школа-интернат для детей, требующих длительного ортодонтического лечения и логопедического обучения (Б.Я. Булатовская, 1974).

Диспансерное наблюдение за ребенком с врожденной расщелиной верхней губы и неба должно начинаться с момента его рождения. Для этого в лечебно-консультативный центр должно поступить извещение из роддома о случае рождения ребенка с пороком развития. После этого в роддоме организуется консультация ребенка с постановкой точного диагноза и решением важных вопросов кормления ребенка и ухода за ним. Здесь же проводится беседа с родителями ребенка с объяснением сроков и места оперативного вмешательства и других способов лечения его, т.е. фактически составляется план комплексного лечения ребенка, исходя из тяжести имеющейся патологии. В соответствии с планом комплексного лечения сразу же начинается медицинская реабилитация ребенка.

За общим физическим развитием и здоровьем ребенка систематически наблюдает участковый врач-педиатр. Он же и готовит ребенка к операции, чтобы он соматически был здоров. Для обеспечения нормального общего физического развития ребенка требуется целый комплекс не только педиатрических мероприятий, но и санация полости рта, ЛОР-органов и др. Психоневролог должен следить за степенью психического развития ребенка, выявлять сопутствующую патологию ЦНС, проводить профессиональную ориентацию ребенка (подростка) на будущее и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: