Содержание. Социально-педагогическая реабилитация

Социально-педагогическая реабилитация

Детей с девиантным поведением

дисциплина специализации

Службы реабилитации и социальной адаптации несовершеннолетних группы риска

Курс лекций

Тобольск 2006


Содержание

1.1. Общая концепция комплексной помощи детям и подросткам.......................... 5

1.2. Принципы построения и структура службы помощи детям и подросткам... 9

1.2.1. Социальная служба помощи как необходимое звено общей системы социализации и ресоциализации н\л 11

1.2.2. Приоритет воспитательных и правоохранительных мер в работе с н\л над мерами правового, воздействия 11

1.2.3. Общая структура службы (пример).............................................................................. 12

1.3. Региональная реабилитационная служба системы образования................. 17

1.3.1. Реабилитационная служба системы образования........................................................ 17

1.3.2. Реабилитационная служба учреждения образования.................................................. 19

1.4. Модель и механизм функционирования реабилитационной службы.......... 23

1.4.1. Создание реабилитационной структуры....................................................................... 23

1.4.2. Модель комплексной реабилитации детей и подростков............................................ 24

1.4.3. Реабилитационная служба системы образования на структурном уровне................ 24

1.4.4. Механизм функционирования реабилитационной службы......................................... 25

1.4.5. Протокол согласованных действий участников реабилитационного процесса......... 28

1.4.6. Механизм диагностики и отбора объектов реабилитации........................................... 29

1.5. Ранняя профилактика и коррекция отклонений в развитии и поведении ребенка в рамках определенной реабилитационной модели............................................................................................................................ 30

1.6. Социально-педагогическая профилактическая и реабилитационная деятельность с детьми девиантного поведения 40

1.7. Социально-педагогическая профилактическая и реабилитационная деятельность с подростками, склонными к употреблению алкоголя......................................................................................................................... 47

1.8. Социально-педагогическая профилактическая и реабилитационная деятельность с н/летними правонарушителями 57

1.9. Социально-педагогическая деятельность с несовершеннолетними правонарушителями 57

1.10. Технология общения и взаимодействия с детьми девиантного поведения 75

1.11. Положение о социально-психологической службе......................................... 77

1.12. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ В РОССИИ............................................ 78

1.13. Система оценивания или проверки социальных служб.............................. 112

1.14. АДАПТИВНАЯ МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 113

1.15. ОБРАЩЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА ФОНДА НАН................................................... 118

1.16. Социальная работа с жертвами насилия......................................................... 136

1.16.1. РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ШКОЛЕ И МИКРОРАЙОНЕ....... 138

1.16.2. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ШКОЛЕ........... 139

Раздел 2. ГЛАВА III ИНФРАСТРУКТУРА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 142


Социальная служба - структура, созданная для профессиональной помощи людям в сфере социальных отношений (Тетерский С.В. Введение в социальную работу: Учебное пособие.- М: Академический Проект, 2000.- 496 с.).

Служба помощи детям - служба, созданная для оказания помощи детям школьного возраста, испытывающим затруднения в учебе и имеющим проблемы в общении. Такие службы получили широкое развитие за рубежом. В России они созданы на базе медико-психолого-социальных центров (Словарь по социальной педагогике: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Авт. – сост. Л.В. Мардахаев. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 368 с.).

https://www.fio.samara.ru/psychology/prikaz_1.htm

Нормативно-правовая база деятельности психологической службы включает в себя ряд нормативных актов общероссийского и регионального уровней:

Приказ МО РФ № 636 от 22.10.99 "Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации"

Постановление Правительства РФ №867 от 31.07.98 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи"

Региональные нормативные акты:

Приказ Главного управления образования Администрации Самарской области № 446-к от 12.07.96. "О психологической службе в системе Главного Управления образования Администрации Самарской области"

"О содержании деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении". Письмо № 1515 от 22.07.98. Главного управления образования Администрации Самарской области руководителям муниципальных органов управления образованием

Письмо департамента науки и образования Администрации Самарской области “О введении должности социального педагога и содержании его деятельности в образовательных учреждениях Самарской области”

Положение о мониторинге психического и психологического здоровья детей, находящихся в образовательных учреждениях разного типа и вида системы образования Самарской области


1.1. Общая концепция комплексной помощи
детям и подросткам

Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога ТЦ «Сфера», 2001. - 480 с.-М. (207-213)

Данные социологических исследований и социальная статистика позволяет сделать вывод о социальной обездоленности детей и подростков в России:

· ухудшается состояние физического и психического здоровья детей и подростков;

· в отношении подростков и детей систематически совершаются акты насилия;

· нарушения прав подростков имеют место в государственных учреждениях, правоохранительных органах;

· до сих пор вытесняются из школы дети из семей с низким социальным статусом или требующих дополнительных педагогических усилий;

· система трудоустройства подростков фактически не функционирует;

· остаются без работы подростки из коррекционных школ и школ-интернатов для детей с дефектами умственного, физического развития;

· практически беспрепятственно распространяются в среде н/летних (через моральное и физическое принуждение) стереотипы поведения, связанные с уклонением от учебы и работы, агрессией, жестокостью к другим людям, антиобщественными формами группового поведения.

Как следствие идет быстрый рост преступности среди н/летних. Поэтому необходимы меры, направленные, как, на оздоровление социальной жизни детей и подростков, так и, на оздоровление их внутреннего мира.

В связи с этим необходимо:

- выявление причин деформаций в развитии детей и подростков, поиск средств и способов их устранения, изменения среды в интересах ребенка;

- построение адекватного процесса воспитания, способствующего развитию нормальной личности.

При этом под нормой понимается не среднестатистический вариант развития, не способность человека к адаптации, а способность личности в своем развитии обретать социальную сущность человека, несущего в себе такие характеристики, как:

- отношение к другому человеку как к самоценности;

- способность к самоотдаче как условию или способу реализации такого отношения к другим людям;

- творческий характер жизнедеятельности, способность к свободному волеизъявлению;

- возможность самому проектировать будущее;

- внутренняя ответственность перед собой, другими людьми, прошлым и будущим;

- стремление к обретению смысла жизни.

Предотвращение причин психологического кризиса н/летних можно достичь при коренном оздоровлении общества (экономическом, социальном, духовном), гарантирующем защиту прав и интересов детей и подростков, и изменением системы воспитания, обеспечивающей оптимальные условия саморазвития личности, ориентированной на общечеловеческие ценности.

Оздоровление общества и системы воспитания, это задачи стратегические которые должны быть представлены в долгосрочных программах развития общества.

Наряду со стратегическими задачами необходимо решать задачи тактического характера:

1. Реформа социальной системы помощи детям и подросткам, которая включает аспекты защиты их нравственного, здоровья и конституционных прав, обслуживая тем самым общую систему воспитания и социализации личности. Создание системы обусловлено требованием учета положений международно-правовых норм по защите н/летних (Конвенция ООН).

2. Преодоление разобщенности социальных, психологических, педагогических, медицинских и правовых мер помощи детям и молодежи; совместить воспитательные и специализированные функции; устранить несоответствие поставленных перед органами задач и с возможностями их решения (кадровыми, методическими, правовыми, информационными), отсутствие в системе ряда необходимых звеньев, дублирование функций имеющихся служб и т.д.

Основным принципом системы является обеспечение приоритета воспитания и защиты прав и интересов детей перед вынужденными мерами их перевоспитания и реадаптации.

Для преодоления данной ситуации необходимо изменить принципы отношения общества к несовершеннолетним, исходя из следующих положений:

1. Гуманизация общего отношения общества к детям и подросткам, переход от запаздывающего карательного реагирования на различные отклонения в поведении н/летних к оказанию своевременной помощи, т.е. восстановление приоритета воспитания перед наказанием.

Гуманизация должна охватить сферы:

1) законодательства;

2) воспитания (семейного, дошкольного, школьного, внешкольного), перевоспитания, основанных на диагностике интересов, потребностей и мотивов, задержек и деформаций развития психики и поведения детей;

3) наказания детей и подростков, совершивших правонарушение.

Это ориентирует практику предупреждения преступности не на криминальную сферу, а на сферу повседневной жизни детей и подростков, т.е. перенос основных усилий на воспитательную работу в семье, учебные заведения, в малые группы подростков.


Гуманизация отношения к детям и подросткам должна воплотиться:

1) в законах, определяющих правовой статус и юридический механизм защиты детей и подростков;

2) в организации помощи детям и подросткам, основанной на диагностике их социального, психологического и медицинского статуса и уровня воспитанности (нравственного, правового, эстетического и пр.).

2. Гарантированная помощь детям и подросткам, попавшим в трудную ситуацию, через работу специальной государственной службы.

Социальная служба помощи детям формируется на основе принципов, заложенных в Конвенции ООН о правах ребенка и Конституции РФ.

Она обеспечивает гарантии и оказывает помощь в реализации конституционных прав подростков и детей на образование, труд, охрану здоровья; охраняет права ребенка, используя силу закона, социальные институты, общественные структуры и инициативы.

В соответствии с принципом гуманизации все виды работ государственной службы и ее структура определяются личностным подходом на основе учета медико-социально-психологических характеристик личности. Он реализуется при создании оптимальных условий воспитания, при социально-правовой защите и при проведении профилактической работы с детьми и подростками, склонными к противоправным формам поведения.

Непосредственная помощь направлена на детей, на их (улучшение проживания и учебы, защита от посягательств на их права, свободу и здоровье, психолого-педагогическая помощь в трудных ситуациях и т.д.), а опосредованная через работу с родителями, учителями и другими взрослыми, от которых зависит жизнь и благополучие детей и подростков.

Помощь по форме не должна унижать честь, достоинство, самооценку и самоуважение личности н/летних и родителей.

Так же помощь должна основываться на работе ребенком, подростком, и обязательно включать его микросоциальное окружение.

Семья как главный институт социализации человека и субъект социального воспитания должна стать и главным объектом службы помощи. При этом представление семье всех необходимых средств для воспитания н/летних рассматривается не как благотворительность, а как обязанность государства по возмещению физических и иных затрат семьи на. воспитание подрастающего поколения.

Положения Конвенции ООН составляющие основу организации помощи:

а) несовершеннолетние ввиду умственной и физической незрелости имеют право на специальную охрану, заботу, защиту;

б) они не только объекты воздействия воспитателей, но и субъекты взаимодействия с ними, обладатели прав и возможностей их осуществления;

в) в решении вопросов, связанных с интересами н/летних, приоритет отдается этим интересам;

г) цель воспитания - подготовка к самостоятельной жизни в обществе в духе мира, терпимости, свободы; культурных ценностей каждого народа;

д) к несовершеннолетним, находящимся в трудных (неблагополучных) условиях, должно проявляться особое внимание.

Успех в предупреждении противоправного и преступного поведения несовершеннолетних можно обеспечить совместной работой всех субъектов, работающих с детьми группы риска (учебные заведения, органы опеки и попечительства, ПДН, спецшколы, ПТУ и т.д.). Для этого необходима интеграция всех субъектов в единую систему, центром которой д/б социально-правовая и психолого-медико-педагогическая служба помощи детям и подросткам.

В принципах построения службы д/б заложена возможность быстрого развертывания временных структур службы для оказания помощи детям и подросткам, пострадавшим от социальных, природных и иных катастроф.

Работа службы д/б ориентирована на упреждение конфликтных ситуаций, приводящих к деформациям в развитии личности, если такая возможность прогнозируется на основе диагностики среды и ребенка.

(социальные и психологические характеристики среды формирования личности и ее индивидуальные особенности).

Воспитание подрастающего поколения должно быть признано в качестве особой сферы деятельности.

Необходима перестройка воспитательного процесса в школе на основе деятельностного подхода с устранением гипертрофии словесных воздействий и обеспечением условий для самореализации детей и подростков.

В воспитательной работе с подростками главным звеном должен стать принцип «сделай себя сам». Переход к самовоспитанию, к самостроительству личности есть естественный способ удовлетворения потребности подростков в самостоятельности и самоутверждении.

Самостоятельный труд, имеющий для подростка смысл, изменит его систему потребностей, переориентировав ее с потребления на созидание.

Гуманизация отношения общества к подросткам требует исходить из их физических и психических возможностей к самостоятельной трудовой деятельности и участию в жизни общества.

Поскольку состояние здоровья человека определяется в основном его образом жизни, формирование «моды» на здоровье и здоровый образ жизни должно стать государственной программой, основанной на поиске и поддержке в престижных для детей и подростков делах тех моментов, которые способствуют созданию и поддержанию потребности вести здоровый образ жизни, включая потребность в духовном развитии.

Помощь детям и подросткам, имеющим отклонения в психике и поведении, д/б построена на основе наращивания воспитательных и коррекционных возможностей отделов службы помощи по мере усложнения рассматриваемых случаев (принцип адекватности). Оказание помощи должно быть основано на необходимости обеспечения возможности возвращения детей и подростков в прежний коллектив по мере улучшения их состояния.

Помощь неполноценным детям в умственном и физическом отношении д/б направлена на создание условий для полного их включения в жизнь общества и усиления их социальной активности.

Социальная адаптация н/летних с психическими отклонениями возможны только совместными усилиями психологов, психиатров, дефектологов, педагогов, социальных педагогов, юристов и др.

Рассматривая преступное поведение не как отклонение, а как разновидность социального поведения, необходимо создавать условия в обществе, которые делали бы преступления социально и экономически непрестижными и невыгодными (например, крупные штрафы, общественное мнение, осуждающее противоправное поведение таких людей и возвеличивающее человека труда и т.д.).

Тяжесть и форма наказания за совершение противоправного (включая преступное) поведения, тактика коррекции поведения и личностного развития должны основываться на диагностике личности н/летних правонарушителей, особенностей их потребностной сферы и отклонений в развитии психики.

Работа службы помощи и всей системы должна строиться на научно обоснованных принципах и технологиях работы. Для обеспечения эффективной работы службы помощи детям и подросткам необходимо внутри службы организовать постоянно действующее подразделение, осуществляющее прикладные исследования в интересах службы и заказывающее проведение фундаментальных исследований вне службы (принцип научной обеспеченности построения и работы службы).

Предлагаю вам создать такое подразделение для изучения деятельности социально-педагогических служб

1.2. Принципы построения и структура службы
помощи детям и подросткам

Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога ТЦ «Сфера», 2001. - 480 с.-М. (213-225)

Задачи службы помощи. Реабилитационная служба помощи создается для обеспечения социально-правовой и психолого-медико-педагогичсской поддержки детям и подросткам:

1) через содействие оптимизации условий их жизни и воспитания;

2) охрану и защиту их личных и имущественных прав;

3) помощь семьям, имеющим трудности в содержании и воспитании н/л, или попавшим в экстремальные ситуации (беженцы и др.);

4) помощь семьям и н/л групп повышенного риска;

5) помощь н/л, оставшимся без родителей или ставшим жертвами экстремальных ситуаций, правонарушений или преступлений, постоянного употребления наркотических веществ;

6) реадаптацию и ресоциализацию н\л:

а) утративших нормальный социальный статус;

б) правонарушителей и преступников после применения к ним предусмотренных законом мер.

Принципы организации и работы социальной службы помощи: законности, гуманизма, справедливости, демократизма, организации и контроля, дифференциации и индивидуализации помощи на основе личностного подхода, своевременности, достаточности и комплексности помощи, координации и сотрудничества с н\л и воспитателями, научной обоснованности и территориальности построения. При любых видах помощи должен соблюдаться принцип «не навреди».


Функциональная структура службы помощи определяется единством конечных целей подструктур, работа которых направляется на оптимизацию условий жизни, воспитания, обеспечение благополучия и здоровья н\л, и усилий, необходимых для достижения этих целей.

В соответствии с принципами правового государства первоочередной задачей является обеспечения государством интересов личности, ее социального и правового статуса, защиты различных посягательств.

Службы помощи детям и подросткам д\б обеспечены персоналом, его численность должна соответствовать научно обоснованным нормам, также он д\б профессионально подготовлен, знать свои функции, права, обязанности и меру ответственности за содержание и результаты своей деятельности.

Принцип привлечения общественности к работе социальной службы помощи для осуществления конкретных воздействий на личность, требующих применения педагогических, психологических и иных специальных знаний, допустимо лишь в порядке оказания помощи основным субъектам службы после обучения и аттестации и при установлении норм ответственности.

Территориальный принцип формирования службы. Единая цель и совпадение интересов всех субъектов службы требует решения двух задач:

1. Интегрирование ведомственных интересов для комплексного решения местных задач по социализации, реабилитации, адаптации и реадаптации детей и подростков;

2. Сохранение ведомственной принадлежности последних без ломки вертикальных связей административной подчиненности. Это обеспечивает доступность и приближенность первичных звеньев службы к населению.

Междисциплинарный принцип оказания помощи детям и подросткам. Этот подход предполагает интеграцию усилий различных специалистов, что позволяет составить объективную, всестороннюю и полную характеристику нравственного и физического здоровья н\л, установить причины их социальной дезадаптации и выбрать меры всесторонней помощи и защиты.

Поэтому, службу помощи необходимо комплектовать работниками разного профиля: социальными педагогами, психологами, юристами и другими, объединенными целью оказания помощи н\л в трудной ситуации.

Личностный подход в оказании социальной помощи н\л. Осуществляется с учетом результатов диагностики личности, выявляющей:

а) неблагоприятные психобиологические, педагогические, социально-психологические факторы, обусловливающие отклонения в психическом и социальном развитии н\л;

б) криминогенные среды и лиц, вовлекающих н\л в преступную и иную антиобщественную деятельность;

в) особенности личности, опираясь на которые можно изменить ее негативистскую позицию.

Для реализации поставленных задач в структуре службы необходимо звено, для диагностики личности, условий ее жизни и воспитания.

1.2.1. Социальная служба помощи как необходимое звено общей системы социализации и ресоциализации н\л

Сложность процесса социализация и его деформаций требует интеграции разветвленной сети органов и учреждений соц. воспитания, социально-правовой охраны и защиты, медицинской профилактики и предупреждения отклоняющегося поведения н\л во взаимосвязанную и взаимодействующую систему, направленную на обеспечение нормального развития личности н\л, охрану прав и благополучия их жизни.

Для осуществления разносторонней помощи детям и подросткам (охрана нравственности, здоровья, прав и интересов н\л, оказание им материальной, психологической, педагогической и другой поддержки) на уровне района создается комплексная социальная служба помощи как необходимый элемент целостной системы.

Служба должна иметь в своем составе:

- подразделения, работа которых направлена на оказание неотложной помощи н\л (телефон доверия, бригады неотложной помощи, кабинеты анонимного приема, дома-убежища для детей и подростков, экстренно нуждающихся в смене микросреды проживания);'

- подразделения по оказанию первичной помощи через диагностику н\л, изучение условий их жизни и воспитания, выявление десоциализирующих факторов и определение на основе полученного знания мер помощи и защиты детей и подростков.

В районах с большой численностью населения социальная служба помощи создает в каждом микрорайоне комплексные группы по охране прав и интересов н\л, а также по работе с различными категориями семей (неблагополучные, беженцы, испытывающие трудности в воспитании дет и др.) и детей (требующими педагогической и психологической коррекции личности; с детьми и подростками, отстающими в развитии, инвалидами, другими детьми и подростками с выраженными психическими и физическими недостатками и заболеваниями; с детьми и подростками, нуждающимися в социальной реадаптации и реабилитации в связи с глубокими конфликтами, бегством из дома, уклонением от учебы и работы, принадлежностью к антиобщественным группировкам, правонарушителей, токсикоманией, наркоманией, отбыванием наказания и т.д.)

1.2.2. Приоритет воспитательных и правоохранительных мер в работе с н\л над мерами правового, воздействия

Это обусловливает потребность в правильном определении места и роли каждого из названных видов деятельности в процессе социальной помощи н\л. Их значимость меняется в зависимости от объекта воздействий. Признание приоритета мер комплексной социальной помощи социально-педагогической, социально-психологической, медицинской, правовой и материальной) над мерами административного и уголовного наказания н\л представляет возможность обеспечить упреждающую нейтрализацию криминогенного окружения детей и подростков, создать необходимые условия для адекватного социального развития н\л.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: