Заключение. Будущее России и образование неразрывно связаны

Будущее России и образование неразрывно связаны. 90-лет­ний опыт нашего вуза свидетельствует, что важнейшим фактором, определяющим развитие образования, является структурная перестройка экономики. Задачи модернизации экономики, перестройка образовательного процесса в соответствии с Болонской декларацией требуют подготовки выпускников для финансово-кредитной сферы на основе инновационных образовательных и научных методов, готовых к активной преобразовательной деятельности в инновационной среде. В этой связи приоритетными направлениями развития Финансового университета как для профессорско-преподавательского коллектива, так наших студентов, магистрантов и аспирантов, являются:

ª формирование фундаментальной теоретической и методической базы как исходной основы преподавания учебных дисциплин;

ª достижение интеллектуальной и организационной мобиль­ности коллектива, способности к инновационной перестройке образовательного процесса;

ª поддержание тесной связи с практикой экономического строительства, целями и задачами финансово-банковской сферы страны;

ª усиление внимания к социализации студенчества;

ª обеспечение условий для высокого уровня востребованности выпускников;

ª развитие научных школ и научно-педагогического сообщества.

Принятый в Университете стратегический план развития опирается на широкую учебно-методическую, научную и материальную базу и нацелен на получение статуса национального исследовательского университета. Предпосылки к этому, как было показано в настоящем издании, формировались на протяжении многих десятилетий и теперь дают свои положительные результаты. С полной уверенностью можно сказать, что Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации в XXI веке входит в число ведущих российских вузов.

Основная цель, к которой стремится наш вуз – это активное участие в модернизации российского образования, активной интеграции в мировое образовательное и научное пространство. Сохранив традиции и достижения российской системы образования, мы перенимаем всё лучшее, передовое, что накопил мировой опыт в области образовательной деятельности. Выпускник с дипломом Финансового университета – это настоящий «специалист ХХI века», способный плодотворно и эффективно работать в условиях национальной экономики и на международных рынках.

Впереди еще много задач, связанных с планом нашего стратегического развития, а главная из них – превращение Университета в исследовательский университет мирового класса!


Литература

Барнгольц С. Б. История и вклад кафедры экономического анализа и аудита Финансовой академии в подготовку учетно-аналитических кадров. М., 2001.

Грязнова А.Г. Роль экономической науки и образования в создании институциональных предпосылок долговременного подъема в России // Вестник Финансовой академии. 2001. № 1(17).

Думная Н.Н. Необходимость внедрения проблем новой экономики в преподавание экономической теории // Современная экономическая теория и реформирование России. М., 2006. Т. II.

Думный В.В. Истоки финансового образования в России // История Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации. М., 2000.

История Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации / колл. авт.; под ред. А.Г. Грязновой. М., 2000.

История Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации. 2-е изд., доп. / колл. авт.; под ред. А.Г. Гряз­но­вой. М., 2001.

История Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации в лицах / колл. авт.; под общ. ред. А.Г. Гряз­но­вой. М., 2003.

История Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации. 60 лет со дня основания МФИ / колл. авт.; под общ. ред. А.Г. Грязновой. М., 2006.

История Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации: История и современность / колл. авт.; под общ. ред. М.А. Эскиндарова. М., 2009.

К 100-летию Сарры Барнгольц // Банки и деловой мир. 2008. № 12.

Кузнецова О.Д., Шапкин И.Н. [и др.].Экономическая история: учебник. М., 2010.

Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Цивилизации: теория, история, диалог, будущее. М., 2006.

Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: учебник для вузов / под ред. Л.Н. Красавиной. М., 2005.

Международные экономические отношения: учебник для вузов / под ред. Б.М. Смитиенко. М., 2008.

Микроэкономика:практический подход. Managerial Economics: учебник / под ред. А.Г. Грязновой, А.Ю. Юданова. М., 2004.

Микроэкономика. Теория и российская практика: учебник. 7‑е изд., испр. и доп. / под ред. А.Г. Грязновой, А.Ю. Юданова. М., 2007.

Мировая экономика: учебник для вузов / под ред. Б.М. Сми­ти­енко. М., 2009.

Преподаватель– основная фигура в реализации инновационной системы образования / под ред. М.А. Эскиндарова. М.: Финансовый университет, 2011.

Ради жизни на земле: Воспоминания ветеранов (1941–1945) / под общ. ред. М.А. Эскиндарова. М., 2010.

Разманова Н.А. Становление коммерческого и финансово-эко­номического образования в России (XIX в. – 1920-е гг. ХХ в.). М., 2002.

Разманова Н.А. Дмитрий Петрович Боголепов в Наркомфине в 1917–1918 гг. // Вестник Финансовой академии. 2001. № 2.

Разманова Н.А. Д.П. Боголепов: неизвестные страницы биографии (1885–1941) // Вопросы отечественной истории и историографии: межвузовский сб. науч. трудов. Вып. 4. М., МГОПУ, 2001.

Разманова Н.А. Финансово-экономическая политика в первые послеоктябрьские годы и подготовка специальных кадров // Финансы и кредит. 2003. № 13(127).

Российский и зарубежный опыт модернизации системы высшего образования: сб. науч. статей / под ред. Я.А. Пляй­са, Д.А. Си­личева. М., 2008.

Россия восемь лет с Путиным / ред. совет. Е.В. Ленский, Г.А. То­сунян, М.А. Эскиндаров [и др.]. М., 2008.

Современные корпоративные стратегии и технологии в России: сб. науч. статей. Вып. 5. Взаимодействие бизнеса, власти и общества в реализации принципов КСО / ред. кол. М.А. Эскинадаров, И.Ю. Беляева [и др.]. М., 2010.

Теоретические и методические проблемы инновационной системы образования в Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации / под. ред. М.А. Эскиндарова. М., 2008.

Финансы: учебник для вузов / под ред. А.Г. Грязновой, Е.В.Маркиной. М., 2007.

Формирование политического и исторического сознания будущих экономистов: опыт, проблемы, перспективы / под ред. Я.А. Пляйса, Н.А. Размановой. М., 2010.

Эскиндаров М.А. Итоги работы Финакадемии в 2008/2009 учебном году и задачи коллектива на новый учебный год: доклад на Ученом совете Финансовой академии 28 августа 2009 г. URL: www.fa.ru./docs/uchsovet.

Эскиндаров М.А. Концептуальные основы системы высшего образования в России. Анализ российского и иностранного опыта. М., 1997.

Эскиндаров М.А. Мы строим будущее России: 90-летие Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации // Финансы и кредит. 2009. № 14.

Эскиндаров М.А. Мы хорошо помним свое прошлое и активно строим будущее// Книжная индустрия. 2009. № 2.

Эскиндаров М.А. Обращение ректора Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации в связи с 90-летием вуза // Безопасность бизнеса. 2009. № 1.

Эскиндаров М.А. Развитие корпоративных отношений в современной российской экономике. М., 1999.

Эскиндаров М.А. Стратегия и программа развития университета на 2010–2015 гг. Приняты на заседании Ученого совета Финансового университета 30 августа 2010 г. (протокол № 1). URL: www.fa.ru./docs/uchsovet.


Приложение

Стратегия и программа развития Финансового университета
при Правительстве Российской Федерации
на 2010–2015 годы

Миссия Университета и основные направления
ее реализации

Миссия Финансового университета при Правительстве Российской Федерации – обеспечение многоуровневого образования,
соответствующего международным стандартам качества

Стратегической целью является формирование инновационного научно-образовательного, аналитического, консалтингового и проектного центра, входящего в число ведущих исследовательских университетов России и максимальное содействие решению задач модернизации национальной экономики в рамках реализации образовательных, научных и международных программ Финансового университета. Финансовому университету предстоит:

ª Добиться международного признания путем вхождения в число 20 лучших вузов России и в международные рейтинги вузов.

ª Обеспечить устойчивый и поступательный прогресс Университета на основе преемственности и новой стратегии, ориентированной на инновационное развитие, удовлетворение современных образовательных и интеллектуальных потребностей личности, экономическое, социальное и духовное развитие российского общества.

ª Последовательно повышать качество образования и конкурентоспособность выпускников Университета на российском и международном рынках труда.

ª Расширить присутствие Университета на международном рынке образовательных услуг, существенно увеличить число иностранных учащихся в вузе, добиться повышения международной репутации Университета.

ª Обеспечить студентам все необходимые условия для ведения эффективной научной работы, получения качественного образования, развития у них умений работы в команде.

ª Продолжить совершенствование структуры Университета, улучшение его экономической и финансовой деятельности.

ª Обеспечить реализацию социальных программ Университета, направленных на улучшение жилищных условий, укрепление здоровья, создание условий для полноценной жизни и личностного развития преподавателей, сотрудников и студентов.

ª Сохранить государственную и общественную оценку Университета как устойчиво развивающегося высшего учебного заведения с эффективным менеджментом и предоставляющего образовательные услуги самого высокого качества.

Приоритеты и программы совершенствования
образовательной деятельности Университета

ª Активизировать программу подготовки кадров высшей квалификации из числа действующего профессорско-препо­да­ва­тельского состава.

ª Продолжить поиск, отбор и прием на работу профессорско-преподавательского состава высшей квалификации.

ª Проводить активную кадровую политику, направленную на обновление коллектива Университета, в том числе путем приглашения на работу известных специалистов международного уровня, а также выпускников аспирантуры и докторантуры вуза.

ª Увеличить абсолютную величину средств, выделяемых на оплату труда преподавателей и сотрудников кафедр, обеспечивая тем самым дальнейший рост заработной платы преподавателей и сотрудников кафедр и других подразделений. К 2015 г. в два раза повысить уровень средней заработной платы профессорско-преподавательского состава.

ª Ввести в практику обязательное повышение квалификации (не менее одного раза в три года) преподавателей в государственных органах власти, в финансово-банковских учреждениях, в реальном секторе экономики. Активнее использовать для этих целей подписанные ранее договора о сотрудничестве. Не допускать к конкурсному отбору на новый срок преподавателей, не прошедших повышение квалификации.

ª Предусмотреть повышение квалификации преподавателей кафедр «Английский язык», «Иностранные языки» в университетах – партнерах Финансового университета в странах изучаемых языков, в том числе для написания совместных учебников и учебных пособий.

ª Продолжить и расширить практику приглашения в качестве преподавателей ведущих практиков и ученых из России и зарубежных стран. Значительно увеличить число иностранных профессоров, ведущих занятия в Университете, в свою очередь, активизируя преподавательскую деятельность ведущих профессоров Университета за рубежом.

ª Оказывать всемерную поддержку молодым перспективным преподавателям. Приглашать на работу в Университет лучших выпускников аспирантуры и магистратуры. Ввести в практику установление индивидуальных стипендий (зарплат) для данной категории работников. Поднять в 2010 г. минимальную зарплату для такой категории сотрудников до 35 тыс. рублей в месяц.

ª Активизировать взаимодействие с академическими институтами в образовательной сфере, практиковать более активное приглашение сотрудников институтов РАН для написания совместных учебников и учебных пособий. Разработать в 2010 г. систему поощрения авторов наиболее эффективных и качественных работ. Завершить в 2010 г. работу по проекту «Университетская библиотека» и разработать перспективный план изданий книг.

ª Развивать сотрудничество с ведущими российскими и зарубежными вузами для совместной образовательной деятельности, в том числе по программам «двойного диплома».

ª Разработать систему рейтинга преподавателей и поощрения лучших из них, создав для этого специальный премиальный фонд за счет доходов от Эндаумент-фонда.

ª Всемерно развивать в Университете активные и интерактивные методы обучения, направленные на формирование у студентов общекультурных и профессиональных компетенций, шире использовать возможности междисциплинарного модульного подхода к организации образовательного процесса при реализации основных и дополнительных образовательных программ; ввести междисциплинарное курсовое и дипломное проектирование, начиная с 2010/2011 учебного года.

ª Обеспечить высокую степень удовлетворенности студентов обучением в Университете, выпускать молодых специалистов, обладающих широким мировоззрением, активной жизненной позицией, глубокими знаниями и навыками, удовлетворяющими работодателей, а также способных постоянно самосовершенствоваться и заниматься самообразованием.

ª Разработать прозрачную систему морального и материального поощрения лучших студентов, создать эффективную систему отбора в магистратуру и аспирантуру.

ª Способствовать развитию и совершенствованию работы органов студенческого самоуправления.

ª Практиковать ежегодные опросы преподавателей и студентов в целях выявления степени их удовлетворенности образовательным процессом в Университете.

ª Практиковать ежегодные опросы основных работодателей о степени их удовлетворенности качеством подготовки выпускников.

ª Разработать в 2011 г. систему рейтинга факультетов и структур дополнительного образования. Развивать соревновательность между факультетами в борьбе за качество образовательного процесса.

ª Повысить привлекательность учебных программ и планов магистратуры для российских и иностранных студентов. Привлекать для реализации образовательного процесса в магистратуре лучших преподавателей и известных практиков. Довести число обучаемых в магистратуре студентов с 220 в 2010 г. до 600 в 2015 году. Активнее использовать, начиная с 2010 г., новые формы отбора выпускников российских и зарубежных вузов в магистратуру, включая олимпиады бакалавров.

ª Установить связи с российскими вузами и зарубежными организациями для привлечения студентов в магистратуру и приема выпускников в аспирантуру.

ª Существенно повысить эффективность маркетинговой деятельности Университета на базе его образовательного и научного потенциала.

ª Изучить и положительно решить в организационном плане вопрос о создании в Университете кафедр совместно с наиболее эффективными бизнес-структурами. Активизировать работу факультетов с работодателями, практиковать изучение спроса на выпускников Университета.

ª Обеспечить установление, восстановление и поддержание стабильных и устойчивых связей с выпускниками, в том числе иностранными, для более полного учета в учебном процессе потребностей экономики и общества, повышения престижа Университета и развития международных связей.

ª Активно содействовать трудоустройству выпускников Уни­верситета, осуществлять мониторинг трудоустройства и карьерного роста выпускников, оказывать содействие и помощь в повышении образовательного уровня через магистратуру, аспирантуру вуза, институты и школы дополнительного образования.

ª Продолжить и расширить работу в рамках программы непрерывного профессионального образования «Школа–колледж–вуз» в целях создания единого образовательного пространства, объединяющего ресурсы среднего, среднеспециального, вузовского и послевузовского образования.

ª В 2011 г. приступить к реализации проекта прикладного бакалавриата.

ª Продолжать работу по координации деятельности кафедр, колледжей и вузовского блока. Завершить в 2011 г. подготовку соответствующего Плана развития, включив в него совместное издание учебников и учебных пособий, порядок повышения квалификации преподавателей колледжей на кафедрах вуза, порядок перевода выпускников колледжа для продолжения обучения по сокращенным программам. В 2010 г. разработать план подготовки мультимедийных учебников.

ª Разработать в 2010–2011 гг. эффективную и прозрачную систему набора студентов на 1 курс бакалавриата и магистратуры, включая олимпиады, целевой прием, прием на сокращенные программы наиболее подготовленных абитуриентов. В период до 2015 г. довести прием на первый курс бакалавриата до 1500, в магистратуру до 600 человек, а в аспирантуру – до 250 человек.

ª С учетом перехода на уровневую систему бакалавр-магистр подготовить до конца 2010 г. План развития института сокращенных программ на период до 2015 г., предусмотрев дальнейший рост числа обучающихся по новым программам.

ª Реализовать в срок до 2015 г. проект подготовки серии университетских учебников «Экономика» («Экономическая теория»), «Финансы, деньги и кредит» и «Государственные финансы» с привлечением известных ученых Университета. В течение 2010 г. сформировать авторский коллектив и совет серии.

ª Разработать в 2010 г. программу мероприятий, направленных на совершенствование существующих и разработку новых технологий образовательного процесса, обеспечивающих существенный прорыв в улучшении его качества на базе широкого применения современных информационных технологий.

Стратегия и программа развития
научно-исследовательской деятельности
и подготовки кадров высокой квалификации

ª В период до 2015 г. решить задачу становления исследовательского университета мирового уровня, признанного международным сообществом. Стать лидером в определенных областях научных исследований.

ª Поддержать созданные исследовательские институты и научные центры, определить основные направления исследований фундаментального и прикладного характера и эффективные методы финансирования исследований.

ª Продолжать приглашение на работу перспективных ученых и молодых исследователей. Разработать систему материального и морального стимулирования их труда, обеспечить внедрение результатов исследований в учебный процесс.

ª Активизировать научно-исследовательские работы по заявкам государственных органов и бизнеса.

ª В 2010–2015 гг. достичь среднегодового объема научных исследований не ниже 150–180 млн рублей. Увеличить число выигранных грантов. Включать лучших студентов старшекурсников в состав коллективов, подающих заявки на научные гранты.

ª Значительно расширить число привлекаемых к исследовательской работе по фундаментальным научным проблемам лучших исследователей из числа профессорско-преподаватель­ско­го состава, аспирантов и студентов.

ª Добиться до 2015 г. 100%-го участия всех преподавателей Университета в научно-исследовательской работе.

ª Разработать в 2010–2011 гг. систему материального поощрения преподавателей и ученых, имеющих публикации, получившие широкое признание в научных кругах. Включить в число основных критериев материального поощрения выступления преподавателей на ведущих международных конференциях и наличие публикаций в признанных международных научных изданиях. Создать специальный целевой фонд денежных средств для поощрения участия преподавателей в зарубежных конференциях и симпозиумах.

ª Добиться в срок до 2015 г. участия абсолютного большинства старшекурсников в исследовательской работе. Ввести систему премирования студентов за научные достижения.

ª Поднять роль и авторитет межкафедральных исследований и исследований, проводимых в рамках отдельных факультетов. Ввести должности заместителей деканов по научно-исследовательской работе.

ª Усовершенствовать в 2010–2011 гг. систему контроля за организацией и ходом подготовки кандидатских и докторских диссертаций, а также качеством работы научных руководителей и консультантов.

ª Довести к 2015 г. процент защиты диссертаций лицами, окончившими аспирантуру, до 60–65%.

ª Увеличить количество иностранных аспирантов в Университете.

ª Осуществлять мониторинг отечественной и зарубежной практики подготовки аспирантов. Продолжить работу по адаптации системы обучения и организации исследований аспирантов (докторантов) к международным стандартам научных исследований.

ª Разработать в 2010 г. Перспективный план подготовки и защиты докторских диссертаций преподавателями и научными сотрудниками Университета.

ª Усилить контроль со стороны Ученого совета Университета и ректората за работой диссертационных советов. Рассмотреть вопрос об открытии в 2010 году и в перспективе новых диссертационных советов по новым направлениям исследовательской деятельности.

ª Поднять авторитет Научного фонда. Стимулировать преподавателей к участию в конкурсах исследовательских работ. Увеличить объем Научного фонда с 5 млн рублей в 2009 г. до 40 млн руб. в 2015 г.

ª Разработать систему мер по привлечению зарубежных источников финансирования исследований.

ª Разработать и внедрить в 2010–2011 гг. научную инфраструктуру, соответствующую уровню ведущего исследовательского университета.

ª Довести объем научных публикаций на одного преподавателя с 1,5 п.л. в 2009 г. до 4,0 п.л. в 2015 г., а объем НИР на одного преподавателя с 1,4 млн в 2009 г. до 4,0 млн в 2015 г.

ª Значительно усилить издательскую базу Университета. Учредить издательство Финансового университета.

ª Положительно решить вопрос о создании нескольких научных журналов Университета, в том числе междисциплинарного международного журнала по экономической, философской и правовой тематике.

Совершенствование библиотечно-информационной
среды Финансового университета

ª Продолжить комплектование библиотечно-информа­цион­ного комплекса необходимыми обучающими материалами, научными изданиями. В полной мере реализовать требования Федеральных государственных образовательных стандартов в части доступа к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной по согласованию с правообладателями учебной и учебно-мето­дической литературой.

ª Создать единую информационно-коммуникационную среду для преподавателей, сотрудников и обучающихся в Финансовом университете.

ª Создать информационный портал Университета с возможностью доступа к персональным страницам преподавателей и сотрудников Университета.

ª Обеспечить на территории Университета (включая филиалы) 100-процентный беспроводной доступ в Интернет.

Стратегия и программа расширения
международного сотрудничества Университета

Стратегия международного сотрудничества Финансового уни­верситета предусматривает его превращение в исследовательский университет мирового уровня, признанный международным сообществом. С этой целью:

ª Активизировать научное и образовательное сотрудничество с ведущими зарубежными университетами и научными центрами, международными организациями. Поддерживать и развивать партнерские связи Университета с другими вузами, имею­щими международное признание.

ª Провести в 2010 г. мониторинг реализации подписанных с более чем 50 зарубежными учебными и научными центрами договоров и соглашений в целях определения перспективных направлений и центров сотрудничества.

ª Направить усилия коллектива Университета на увеличение числа иностранных учащихся до 600–700 человек в 2015 г.

ª Предпринять активные меры к повышению международной репутации Университета и интернационализации преподавательского состава и студентов. Использовать для этих целей публикации в международно признанных изданиях, выступления в средствах массовой информации, связи с выпускниками и ассоциациями выпускников.

ª Продолжить работу по поиску и приглашению на работу в Университет авторитетных ученых и преподавателей для ведения педагогической и исследовательской работы.

ª Активно поощрять преподавателей, повышающих уровень знаний иностранных языков, в том числе путем снижения учебной нагрузки. Разработать меры материального и морального поощрения научных публикаций преподавателей и научных сотрудников в зарубежных изданиях.

ª Поддерживать и поощрять участие преподавателей в зарубежных конференциях и симпозиумах и т.п.

ª С учетом существенного увеличения направлений подготовки и исследований разработать программу сотрудничества по новым направлениям с зарубежными вузами.

ª Расширить сотрудничество с международно-признанными вузами по программам «двойного диплома», в том числе по новым направлениям подготовки.

ª Активизировать работу с отечественными и зарубежными партнерами по написанию совместных учебников, учебных пособий, монографий.

ª Предусмотреть написание и издание не менее 8–10 подобных работ в период до 2015 года.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: