double arrow

Глава 8. Постановлением Правительства Российской Федерации 14 ию­ля 2010 г

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ТЕНДЕНЦИИ
И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
на 2010–2020 годы

Постановлением Правительства Российской Федерации 14 ию­ля 2010 г. Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации придан статус университета. Это не только высокая оценка работы нашего вуза, но и стимул к достижению нового уровня.

Статус университета обязывает ко многому. Во-первых – это повышение качества научно-образовательной деятельности, творческое освоение новых направлений подготовки в системе университетского образования. Во-вторых – активная работа по формированию условий для перехода нашего вуза в состав научно-образовательной элиты страны. Современная концепция создания в России университетов мирового уровня и национальных исследовательских университетов исходит из потребности в научных центрах для решения и масштабных региональных проблем, и общегосударственных задач. Итогом нашей деятельности в качестве Финуниверситета должно стать получение статуса «Национального исследовательского университета – Финансового университета при Правительстве Российской Федерации». Стремление к этой цели отражает понимание того, что модернизация российского образования, в том числе подготовка финансово-экономических кадров для инновационной экономики, требует именно университетского уровня.

Глобализирующаяся экономика стимулирует процессы обновления и интеграции трех элементов знания – образования, исследовательской деятельности и инноваций. Первые два аспекта всегда реализовывались вузами. Третий аспект – инновации – заявил о себе в условиях быстро меняющейся экономики, когда потребовались специалисты не только понимающие суть происходящих явлений, но и готовые превращать знания в работающие технологии. Для успешной интеграции в единое целое трех компонентов знания нужны условия. Площадка, где можно развернуть эту работу – исследовательский университет, в котором наряду с первокурсниками, приобщающимися к исследовательской работе, действуют специальные крупные исследовательские звенья в виде институтов, центров, лабораторий.

Коллектив Университета проделал большую организационную работу по перестройке образовательного процесса на инновационных основах: осуществлен переход на уровневую систему подготовки финансово-банковских кадров с высшим образованием, успешно внедряются компетентностная система в обучении студентов и модульная система организации образовательного процесса. Кафедры внедряют методы креативной педагогики, соответствующей системе подготовки бакалавров, растет эффективность самостоятельной работы студентов, реорганизована магистратура, расширились и укрепились связи с работодателями.

30 августа 2010 г. на расширенном заседании Ученого совета Финуниверситета по докладу ректора М.А. Эскиндарова был принят основополагающий документ для дальнейшего нашего развития – «Стратегия и программа развития Финансового университета». Этот документ вобрал в себя основные положения Концепции модернизации российского образования, Национальной доктрины образования в Российской Федерации до 2025 г. и программу деятельности нашего коллектива по переходу на статус национального исследовательского университета. Этот документ, первоначально размещенный на сайте Университета, публикуется в качестве приложения в настоящем учебном пособии.

Главная цель Университета – подготовить специалистов для финансовой, экономической, управленческой, социологической и правовой сфер, способных на основе полученных знаний, умений и навыков эффективно управлять финансово-банковскими процессами, самостоятельно решать как традиционные, так и нестандартные задачи, быть восприимчивыми к инновационным явлениям, уметь включаться в новые виды деятельности, сочетать принципы конкретного подхода с широким взглядом на экономические процессы в целом.

8.1. Мы – Финансовый университет
при Правительстве Российской Федерации

Инновации в экономике имеют свои особенности. Они отражают сложные, зачастую неявные отношения в обширной системе жизнедеятельности общества. Вместе с тем они непосредственно влияют на экономическую и социальную сферы общества, а главным рычагом управления ими являются финансы и денежно-кредитные отношения. Этим определяется возрастание роли современного финансово-экономического образования для нашей страны.

При перестройке образовательного процесса Финуниверситет исходит из того, что эпоха постиндустриального общества с информационной экономикой изменяет требования к системе образования. Во-первых, возрастает количество заказчиков. Это – государство, хозяйствующие субъекты различных форм собственности. Во-вторых, возрастают требования к качеству подготовки специалиста. Требуются не только знания, но и способность к профессиональной деятельности в быстро меняющихся условиях. В-третьих, возрастает необходимость в готовности выпускника работать в условиях конкуренции. В-четвертых, убыстряется темп изменений, сокращается продолжительность жизненного цикла технологий, бизнес-процессов. Всё это обеспечивается новыми образовательными технологиями на основе компетентностного подхода.

Подготовка финансистов и экономистов для современной инновационной экономики – задача сложная. Это должен быть не просто менеджер, но человек, способный благодаря своему образованию, управлять финансово-экономическими, правовыми и социальными процессами, самостоятельно решать как стандартные, так и инновационные задачи менеджмента, сочетать принципы конкретного подхода с широтой взглядов на процесс в целом. Для решения этой задачи Финансовый университет располагает всеми необходимыми ресурсами.

В настоящее время мы – ведущий вуз, имеющий хороший педагогический и научный потенциал В Финуниверситете работают более 50 кафедр, где более 1000 преподавателей, в числе которых более 200 докторов наук и профессоров готовят кадры для финансово-банковской, управленческой, юридической и других сфер деятельности. Финуниверситет имеет развитую региональную сеть – 11 филиалов-колледжей и четыре региональных представительства.

Университет был в числе первых вузов России, перешедших на уровневое образование. В настоящее время Финуниверситет располагает учебными программами для бакалавров и магистров по всем направлениям подготовки. Это отвечает требованиям Болонской конвенции. Бакалавриат и магистратура – это главные звенья в современной системе непрерывного образования, включающей в себя все ступени от школы, колледжа до институтов переподготовки специалистов с высшим образованием. Именно по этому принципу и организована структура Финуниверситета.

Наши выпускники конкурентоспособны и полностью востребованы на рынке труда. Университет – центр подготовки руководящих кадров по президентским и правительственным программам. Выигранные конкурсы на подготовку кадров для государственной службы и преподавательского состава вузов России свидетельствуют о наших возможностях. Новый импульс этой работе Финуниверситета дает Институт подготовки государственных служащих Высшей школы государственного управ­ления (ВШГУ). За последние годы у нас прошли подготовку и переподготовку 120 тыс. государственных служащих и служащих различных предприятий и фондов.

Университет возглавляет Всероссийское учебно-методи­чес­кое объединение по наиболее востребованным в условиях инновационной экономики специальностям – финансы, кредит, бухгалтерский учет, аудит, налоги, мировая экономика. В объединение входит более 700 российских государственных и негосударственных вузов.

Университет – центр подготовки специалистов в области международных валютно-финансовых отношений. Это позволяет нам ставить и решать задачи вхождения России в мировое научное и образовательное пространство. Наш потенциал в этой области возрос с открытием в составе Университета Международного финансового факультета с преподаванием всех дисциплин на иностранных языках. На факультете обучаются иностранные и российские граждане.

Университет развивает международные связи, деятельность в этом направлении является неотъемлемой частью его инновационного развития. Нашими партнерами выступают университеты и другие высшие учебные заведения, научные центры, центры профессионального банковского и страхового обучения, бизнес-школы, центры, осуществляющие квалификационные экзамены, выдачу сертификатов, экспертизу учебных программ и аккредитацию учебных заведений. Широкие связи Университет имеет с банками, страховыми, аудиторскими и промышленными компаниями, с зарубежными научными фондами – всего с 90 партнерскими учреждениями из 29 стран.

Особенно интенсивно развиваются деловые контакты с учебными заведениями таких стран, как Австрия, Болгария, Великобритания, Германия, Испания, Италия, Китай, Нидерланды, США, Франция.

Продолжается развитие международных образовательных программ «двойного диплома» по подготовке бакалавров, магистров и международных программ МВА. Ряд образовательных программ Финансового университета прошли международную аккредитацию, в том числе учебная программа кафедры «Оценка и управление собственностью». Российско-немецкая программа МВА «Банковский менеджмент (МВА – финансы)» аккредитована Фондом Аккредитации программ международного бизнес-администрирования (FIBAA). Расширяется обмен студентами с 16 партнерскими университетами. Растет число иностранных студентов, обучающихся у нас.

В Университете сложилась новая форма международного сотрудничества – выступления с отдельными лекциями и циклами лекций выдающихся экономистов, государственных деятелей, представителей мирового бизнес-сообщества из Англии, Гер­ма­нии, Испании, Польши, США, Швейцарии.

Университет обладает стабильными финансовыми ресурсами и имеет большие планы развития нашей материальной базы. Новые возможности в этом отношении представляет созданный в Финуниверситете Эндаумент-фонд. В 2010 г. завершилось строительство нового, оснащенного компьютерной техникой учебного корпуса на Ленинградском проспекте. Разворачивается строительство еще одного учебного корпуса по Ленинградскому проспекту, что позволит создать на этой территории современный университетский комплекс для студентов всех направлений подготовки.

Черты модернизации процесса обучения и управления образовательным процессом проявляются в различных формах. Важнейшая из них – становление и развитие системы менеджмента обучения. На первый план выходит потребность адекватно определить стратегические ориентиры, добиться их реализации в практической деятельности и своевременно осуществлять назревающее обновление. Если обобщенно оценить объем уже продела­нной работы по совершенствованию управления, то можно отме­тить, что Университет находится на стадии структурно-функ­ци­ональной перестройки.

В октябре 2006 г. Ученый совет Финакадемии принял решение: для активизации инновационных процессов изменить структуру ректората, приблизить систему управления к непосредственному производству знаний и повысить роль деканатов и кафедр в решении вопросов организации и управления учебным процессом. Деканы получили дополнительные полномочия, усилились их контрольные функции. Им были переданы в оперативное подчинение кафедры, соответствующие профилю факультета. Деканы стали более активно участвовать в подборе преподавательских кадров, распределении стипендиальных фон­дов и т.д. Конечная цель этих изменений состоит в том, чтобы перейти на функционирование института деканов по принципам классических университетов.

Для реализации эффективного планирования, координации и оценки качества работы со студентами решениями Ученого совета и ректора Финуниверситета сформирован специальный ситуационный блок, который состоит из нескольких центров: качества образования, тестирования, информационно-аналити­чес­кого и мониторинга качества образования. Значение си­туа­ци­онного блока возрастает в период смены парадигмы и целей образования, практического воплощения новых идей, настройки необходимых инструментов. Действенность ситуационного блока во многом зависит от слаженного взаимодействия входящих в него центров, от выработки и реализации общих подходов и единства управления его деятельностью. Одна из его задач заключается в переходе к мониторингу сущностных показателей, влияющих на качество образования. Это – качество набора студентов, состава кафедр, уровня учебной и исследовательской деятельности преподавателей; обеспеченность студентов современными учебниками; наличие методики организации самостоятельной работы. Совокупность этих характеристик в конечном счете определяет уровень востребованности выпускников.

Главным звеном в реализации инновационного потенциала Университета выступает учебный процесс, в соответствии с этим особенную роль приобретает учебный центр по координации и планированию обучения, который новую идеологию образования реализует в учебных планах и программах. Это подразделение в режиме реального времени встраивает в учебный процесс инновационные проекты, новации кафедр, факультетов и институтов, модернизирует традиционные и разрабатывает новые методики планирования учебного процесса, формирует модульную систему реализации компетентностного подхода профессиональной подготовки выпускников.

Управление информационными потоками, взаимодействие учебных подразделений Университета, их выход в глобальную информационную среду, возложены на Управление информационных образовательных технологий. В число приоритетных направлений последних лет входит внедрение в учебный процесс виртуальных образовательных тренингов для различных сфер профессиональной деятельности финансиста, экономиста, управ­ленца, юриста и т.д. Начало этому было положено разработкой первого в России виртуального программно-методи­чес­кого комплекса «Учебное предприятие – бухгалтерский учет». Данный комплекс был высоко оценен профессиональной общественностью и удостоен диплома Х Юбилейной конференции-выставки «Информационные технологии в образовании». Эта разработка была реализована в виде тиражируемого, отчуждаемого продукта – виртуального тренажера, который широко распространился в образовательной среде – от школ и техникумов до курсов профессиональной переподготовки университетов и академий. Следующие шаги в этом направлении – создание аналогичных виртуальных сред – «Учебный банк», «Учебная страховая компания», «Виртуальная налоговая инспекция», «Лаборатория фи­нансового менеджмента».

Переключаются на инновационную модель преподавания и кафедры. Ведущая роль в этом процессе принадлежит кафедре «Информационные технологии». Активно переходят к новым технологиям подготовки студентов кафедры «Ценные бумаги и финансовый инжиниринг», «Бухгалтерский учет», «Денежно-кре­дит­ные отношения и банки», «Мировая экономика и международные валютно-кредитные отношения».

Традиционно обучение студентов осуществлялось по «линейному принципу», т.е. набор учебных дисциплин строился в соответствии с логикой предметной области. Выпускник получал определенные знания, умения и навыки в различных областях, которые не всегда увязывались в единое целое, приоритет отдавался теоретической подготовке в ущерб практической. На современном этапе идет интенсивный поиск максимального использования человеческого капитала во всех видах деятельности. Поэтому новая образовательная идеология взяла за основу компетентностный подход. Это означает, что Университет должен выпускать специалиста, готового действовать в быстро меняющейся обстановке, требующей не просто знаний, но и умения применять их практически. Инновационной экономике необходим гибкий деятельностный тип личности. Ведущие кафедры Финуниверситета ставят перед собой задачу не только помочь студентам овладеть знаниями по специальности и методами практической работы, но и умением работать в коллективе, глубоко понимать социально-экономическую ситуацию в целом. Университет стремится к тому, чтобы выпускники были готовы продолжить образование, нести ответственность за принятые решения, жить и эффективно действовать в обществе.

Это означает, что компетенции специалиста финансово-бан­ковской сферы, которые он получает в процессе обучения, – понятие комплексное. Конкретные знания по профилю основной деятельности соединяются с гуманитарными, общественно-со­ци­аль­ными, управленческими, правовыми и другими знаниями. Это соединение нацелено на создание предпосылок социального и профессионального роста выпускника Финуниверситета.

Компетентностный подход обсуждается руководителями вузов, преподавателями, учеными, представителями общественности. Разделяя идею широкого подхода к толкованию понятия «компетенция», в Финуниверситете учли особенности образовательного процесса и конкретизировали группы требований. В со­вокупности они включают в себя следующие качества: общенаучные, общепрофессиональные, профессионально-специа­ли­зи­рованные, а также инструментальные и социально-лич­ностные. Общепрофессиональные и гуманитарные кафедры, не теряя своей специфики, «встраивают» свои компетенции в ключевую, профессиональную компетенцию. В ходе обучения надпредметные компетенции развиваются и детализируются в предметные компетенции, что выражается в стандартах и учебных программах дисциплин. Например, в рамках образовательного модуля создается ключевая, профессиональная компетенция – формирование портфеля потребительских кредитов. Одновременно формируются и социальные компетенции: умение работать с населением, развитие психологических навыков оценки клиента, коммуникативность и т.д. В целом компетентностный подход и на его основе повышение качества образования – не только важнейшие проблемы модернизации образования, но и основные требования Болонского процесса.

В настоящее время Финансовый университет является признанным лидером по таким направлениям подготовки специалистов, как финансово-банковская система; мировая экономика и международные финансы; учетно-аналитическая деятельность; информационно-аналитическая деятельность в бухгалтерском учете и контроле; оценочная деятельность и управление стоимостью компаний; управление рисками и экономическая безопасность.

Значительно увеличилось число реализуемых учебных программ: восемь направлений бакалавриата, шесть направлений подготовки магистров, более ста программ дополнительного про­фессионального образования. Безусловно, большой авторитет завоевывают программы MBA, реализуемые Международной школой бизнеса и Институтом делового администрирования и бизнеса.

Управление и координация таким крупным научно-образовательным комплексом по соответствующим направлениям возложены на Управление координации научных исследований, Отдел аспирантуры и докторантуры, Отдел диссертационных советов, Редакционно-издательский отдел. Информационная поддержка научной деятельности осуществляется Библиотечно-информационным комплексом.

Названные тенденции инновационного развития Финансового университета направлены на утверждение статуса ведущего образовательного центра при Правительстве Российской Федерации. Мы нацелены на активное участие в выполнении социально значимых задач и эффективное решение проблем, стоящих перед финансово-банковской сферой России.

8.2. Приоритет развития – национальный
исследовательский университет

Эффективная и целенаправленная работа по выполнению задач, вытекающих из нашего университетского статуса, должна привести нас на новую ступень развития – придания нам статуса национального исследовательского университета. Эта – амбициозная цель в хорошем смысле слова. Чем же отличается национальный исследовательский университет от классического университета? Критерии определены инновационной Национальной программой развития университетов в России на ближайшие 10–15 лет, где различаются федеральные университеты, университеты классические и университеты национальные. При определении особенностей модели национального исследовательского университета и его структуры обращают на себя внимание следующие характеристики. Для национальных университетов главный признак – их функционально ориентированная отраслевая миссия. Здесь, как и прежде, Университету надо держать курс на расширение ниши, почти столетие занимаемой в системе отечественного образования, – подготовка высококвалифицированных выпускников для финансово-банков­ской сферы.

В программе развития Финансового университета на 2010 – 2015 гг. определено, что основным вектором движения является формирование инновационного консалтингового и проектного центра, деятельность которого должна максимально содействовать модернизации национальной экономики. Финуниверситет должен обеспечить подготовку высококвалифицированных специалистов финансово-банковского профиля, конкурентоспособных, компетентных, способных работать на уровне мировых стандартов, обладающих развитым чувством ответственности за судьбу страны. Реализация этих задач актуализируется особой значимостью финансово-банковских отношений в общем процессе модернизации экономики России, поскольку финансы – кровеносные сосуды экономики, а деньги – их реальное наполнение.

Другое важное требование к национальному университету – максимально эффективное управление в условиях количественного и качественного увеличения объемов деятельности, роста численности преподавательского состава, персонала и студенчества. В связи с этим привлекательной является идея перехода от строгой иерархии к органистическим структурам с более высокой степенью самостоятельности и более высокой степенью ответственности за выполнение функции управления в целом.

За последние годы в Финуниверситете значительно расширились рамки образовательного процесса, были созданы новые направления и профили подготовки выпускников, что соответствует идее университетского образования. При этом мы исходили из учета новой роли финансов и денег в рыночной экономике и необходимости более глубокой подготовки в системе макро- и микроэкономических процессов, прогнозирования экономического развития, экономико-математического моделирования. От последовательной ориентации на избранную профессиональную подготовку и будет зависеть, наряду с другими условиями, выбор среди конкурсантов на статус национального исследовательского университета по функционально-отраслевому признаку. Федеральные государственные образовательные стандарты при уровневой системе подготовки бакалавров не выделяют в направлениях обучения основную функциональную дисциплину, определяющую логику образовательного процесса, последовательность и взаимосвязь учебных дисциплин и интегрирующую все дисциплины. Впоследствии она могла бы стать основой для непрерывного образования. Это серьезная проблема, которую еще предстоит разрешить на пути становления национального исследовательского университета.

Переход на уровневую систему подготовки выпускников внес серьезные изменения в организацию и содержание образовательного процесса. По сравнению со специалитетом сократился срок обучения на один год. Во главу угла ставится задача совершенствования практической направленности обучения, повышения требований к самостоятельной работе студентов. Преподаватели обновляют дидактические методы для подготовки именно инновационного продукта для финансово-банковской сферы в виде наших выпускников.

Однако переход на уровневую систему обучения оценивается определенной частью преподавателей отрицательно, так как с потерей года сокращается фундаментальная теоретическая подготовка выпускников. Эти трудности происходят из-за недостаточного распространения креативной педагогики. Новая система обучения и воспитания позволяет одновременно раскрыть сущность компетенции на основе знаний и опыта и показать направления ее дальнейшего развития под воздействием определенных обстоятельств, включающих и теоретические вопросы. Вот тогда с учетом всех аспектов, опыта, смоделированного вектора развития и формируется компетенция. Реалии новой экономики, современный рынок труда требуют именно такого подхода.

Организационно-функциональные преобразования требуют сущностного наполнение, которое призваны обеспечить кафедры как центры инноваций. Смысл образования на уровне исследовательского университета состоит в том, чтобы будущее выступало не в абстрактных знаниях, а в виде умений и практических навыков, в виде инноваций. Здесь центральное место занимает профессорско-преподавательский состав Университета, повышение его педагогического мастерства, качества научной деятельности.

В структуру Университета входят девять научных центров, три научно-исследовательских института и четыре научные лаборатории при кафедрах. В 2009 г. Финансовый университет принял новую комплексную тему, посвященную механизму формирования и развития инновационной экономики в России. Таким образом, научные исследования в Университете – это неотъемлемая часть образовательного процесса, важнейший фактор укрепления интеллектуального потенциала, повышения интенсивности научной деятельности. В Финуниверситете выполняются исследования по различным отраслям науки: экономике и управлению, политике и истории, праву и социологии, математике, информатике и вычислительной технике.

Организация научной деятельности осуществляется при актив­ном участии Совета по науке, Совета молодых ученых, Научного студенческого общества. Всё более заметную роль в поддержке научных исследований играет Научный фонд Финуниверситета.

Преподаватели играют существенную роль в развитии личности обучаемого, в выделении и активизации его сущностных качеств. Особенно важны в системе креативной педагогики личностные качества преподавателя как высокоорганизованного, всесторонне развитого человека, нацеленного на активное восприятие нового, на творческое усвоение полученных знаний и на стремление к дальнейшему самосовершенствованию.

Успешно решить поставленные задачи невозможно без новых информационно-образовательных технологий, которые принципиально меняют характер учебного процесса. В глобальной сети сейчас находятся в открытом доступе громадные объемы информации. Преподаватель должен сориентировать студентов в этом потоке, научить отделять подлинную информацию от псевдонаучной. Именно в этом заключается важная новация в перестройке образования.

Наша цель на пути перехода к национальному исследовательскому университету – создание информационной образовательной среды (ИОС), построенной на основе новых подходов в электронных технологиях обучения. Эта открытая нелинейная развивающаяся система станет ядром учебного процесса исследовательского университета. Содержание ИОС – это совокупность электронных учебно-методических комплексов, интегрированных в учебные модули. Каждый из них представляет компьютерную обучающую программу учебных, учебно-методи­чес­ких, справочных материалов, систему тестирования и статистики, обеспечивающих самостоятельную, коррекционного типа, работу студента. Ее правильный ход обеспечивается путем опосредованного взаимодействия с преподавателем.

Организационно-технологическую основу ИОС составляют построенные с использованием информационно-коммуникаци­он­ных технологий базы данных для хранения, обновления учебных материалов, создания видеолекций и информационно-спра­вочных материалов. Студенты будут иметь формализованный доступ к этим материалам. «Электронному деканату» предстоит электронное планирование и контроль над учебным процессом и результатами обучения. Наряду с предоставлением учебной информации, возможностью тестирования, формирования статистических данных, ИОС открывает перспективы для интерактивного взаимодействия студента и преподавателя, студентов между собой, между студентами и компьютерными обучающими программами.

Университетам всегда была присуща такая культурологическая функция как просвещение граждан. Это направление деятельности актуально для Финансового университета как никогда. В 2006 г. ряд международных экономических конференций признали особое влияние финансовой грамотности населения на экономическое развитие. На форумах были разработаны концептуальные подходы к решению этой проблемы. Что касается России, то вопрос повышения финансовой грамотности относится к числу приоритетных, имеющих государственную важность. Рыночные отношения предполагают переложение ответственности с государства и его финансовых учреждений на коммерческие звенья и частных лиц, монетизацию льгот, реформы в ЖКХ, растущее значение индивидуальных пенсионных накоплений.

Финансовый университет сформировал свое видение проблемы и выработал предложения исходя из того, что главные финансовые услуги для российского потребителя – это услуги банков, страховых фирм, валютных, услуги по инвестированию средств в ценные бумаги, валютные операции. Повышение финансовой грамотности населения направлено на реализацию двуединой задачи: с одной стороны, роста доходов каждого гражданина за счет принятия экономически грамотных решений, с другой – повышение уровня экономического развития страны в целом. Неоценимо значение повышения финансовой грамотности для формирования в нашей стране гражданского общества, усиления его контроля над государственными органами и местного самоуправления.

8.3. Знания и умения как основа
конкурентоспособности выпускников
Финансового университета

Выполнить разработанные инновационные проекты Университет может, прежде всего, посредством совершенствования учебного процесса, его содержательной и методической составляющих. Поэтому учебный процесс должен явиться основой инновационной деятельности менеджмента вуза.

Традиционный учебный процесс, построенный по лекционно-семинарскому принципу, формализованный по времени и месту, ориентирован на экстенсивный тип развития. В ряде случаев научное содержание дисциплины излишне теоретизировано и не всегда соотносится с практикой. Традиционные методы совершенствования содержания на основе качественных и временных подходов при линейном представлении информации становятся высокозатратными и труднореализуемыми.

Необходимо перейти при изменении подходов к организации образовательного процесса к представлению предметной среды, т.е. изучаемого явления, как открытой, нелинейной и развивающейся системы, имеющей жестко структурированный блок фундаментальной составляющей и вариативную компоненту ситуативного характера, отвечающую запросам практики, формируемую совместно профессорско-преподавательским составом вуза и профессиональными сообществами.

Суть педагогики развития состоит в том, что наряду с объективными достигнутыми знаниями и опытом студентам раскрываются имеющиеся плюсы и минусы анализируемых явлений, формулируются возникающие проблемы, возможные пути их решения и реализации в научной области и будущей практической деятельности выпускников.

В традиционной парадигме образовательного процесса роль преподавателя подчас сводилась к передаче студентам готовых знаний, а развитие их творческих способностей предполагалось лишь в качестве дополнения. Современные требования к подготовке специалистов заключаются в том, чтобы уже на лекции или практическом занятии готовить студента к преобразовательной деятельности, стимулировать его желание учиться, осваивать новое. Современная образовательная среда с ее инвариантностью содержания, нелинейным, открытым характером переносит акцент в работе преподавателя на управление познавательной деятельностью, создание условий для самостоятельной работы обучающегося. Так, организуя обучение в группе, преподаватель целенаправленно формирует у студентов управленческие качества как базовый элемент будущей деятельности, наполняя его профессиональным содержанием.

В перестройке образования большое значение имеет работа кафедр над повышением научного уровня и педагогического мастерства преподавателей. Возрастает роль кафедры и как особого творческого коллектива, как центра новаций в образовательном процессе, формировании научных идей и их реализации. Так, на кафедре «Микроэкономика» работает семинар «Но­вая экономика», на котором обсуждаются теоретические проблемы инновационной экономики.

Этот семинар вышел уже за рамки Финуниверситета. В нем принимают участие представители профессорско-преподаватель­ского состава и студенчества экономических вузов Москвы и регионов, а также представители Российской академии наук. Первым значимым итогом этого семинара стало издание журнала «Мир новой экономики», главным редактором которого является заведующая кафедрой «Микроэкономика» профессор Н.Н. Дум­ная. Много нового и интересного для студентов создано кафедрой «Анализ рисков и экономической безопасности». Ее преподаватели в рамках межкафедральных семинаров проводят работу по согласованному сближению преподаваемых дисциплин с профессией выпускников.

Следующая ступень в обновлении образовательного процесса – это коренное изменение форм и методов самостоятельной работы студентов, совершенствование их учебной деятельности. В дискуссиях по этой проблеме имеются две точки зрения: одна из них – бережно относиться к устоявшейся лекционно-семи­нарской системе и на ее основе сохранить ведущую роль профессорско-преподавательского состава и кафедр в организации самостоятельной работы студентов. Другая – кардинально менять систему самостоятельной работы, развивать самоуправляемую учебную деятельность студентов как основу для подготовки выпускников, соответствующую новым реалиям в экономике. Признавая перспективность второй точки зрения, применять этот метод надо постепенно, не преуменьшая роли профессорско-препо­дава­тельско­го состава.

Так, систему личностно ориентированного обучения Университет впервые опробовал на факультете открытого образования, где в основе обучения студентов – самостоятельно организуемая в рамках учебного плана работа. Это первый опыт, который обогащает работу Университета по подготовке современных специалистов. Идея личной самостоятельной ориентации студентов на организацию своего образования активно прививается и на факультете «Финансы и кредит». С этой целью кафедры активно работают над развитием познавательных способностей студентов, над повышением уровня их самоотдачи, организации своего рабочего времени.

Более серьезные требования предъявляются к овладению профессиональными знаниями и компетенциями. Большое внимание уделяется обучению студентов основам поведения на рынке труда, развитию у них предпринимательского потенциала, овладению ими практическими приемами и методами работы в жесткой конкурентной среде. Этому способствуют студенческий центр открытого предпринимательства, стажировка и практика в учреждениях финансово-банковской сферы, участие в различных научно-практических конференциях и в других мероприятиях.

Связь с практикой для современного образования становится особо значимой. Разработанные научными подразделениями и кафедрами вуза инновационные технологии бизнес-процессов нуждаются в апробации уже на стадии обучения. Эту задачу в современных российских университетах призваны решать специальные подразделения, образованные по принципу технопарка, центра инновационного предпринимательства или бизнес-инкубатора. Финуниверситет развивает бизнес-инкубатор как важный элемент инновационного подхода к развитию предпринимательского потенциала выпускников. Работу бизнес-инкуба­тора организует научный руководитель из числа ведущих ученых Финуниверситета: он формирует совет бизнес-инкубатора из преподавателей, аспирантов и студентов. Совет отбирает из числа рекомендованных кафедрами и отвечающих целям бизнес-инкубатора аспирантов и студентов, определяет направления и формы деятельности.

Реализация цели бизнес-инкубатора осуществляется по двум направлениям. Во-первых, формирование у наиболее перспективной части студентов и аспирантов навыков практической ориентации в бизнес-сообществе, умения запускать бизнес-структуры финансово-экономического и управленческого профилей. Под ними подразумеваются фирмы по оказанию финансовых услуг или по разработке финансовых продуктов, аудиторские фирмы, коммерческие банки, их филиалы или отделения. Также в рамках первого направления формируются навыки подготовки полных эссе по деятельности финансовых директоров фирм различного профиля и навыки работы на рынке ценных бумаг.

Второе направление реализации цели бизнес-инкубатора предполагает сформировать навыки создания банка новых идей и технологий в области формирования финансового продукта, оказания консультативной помощи малым фирмам по экономическим и правовым вопросам. Сюда входят: проведение маркетинговых исследований по заявкам клиентов, разработка бизнес-планов финансово-хозяйственной деятельности предприятия, составление типовых договоров купли-продажи, аренды, займа и др., анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия, расчет потребности в кредите и помощь в оформлении кредитных отношений с банком, выполнение поручений клиентов по операциям на рынке ценных бумаг.

Качество подготовки выпускника оценивается в двух сферах: внутренней и внешней. Внутренняя сфера – это сами студенты, преподаватели, различные подразделения Университета. Здесь контроль качества осуществляется в соответствии со шкалой оценок (зачеты, экзамены, контрольные работы, семинары, практические занятия и др.). Для объективной оценки качества образования Университет активно использует данные интернет-экзамена, проводимого Росаккредагентством.

Внешняя сфера – это работодатели, учредители, общественные структуры. Надо заметить, что выпускники Финуниверситета пользуются спросом у работодателей. Это хорошо известно. Об этом свидетельствуют не только итоги государственных экзаменов и защиты дипломных работ, но и отзывы работодателей о качестве практической готовности наших выпускников. Можно констатировать, что у нас налажена система оценки качества образования во внутренней сфере, но система взаимоотношений с внешней сферой, работодателями, требует своего дальнейшего совершенствования. В настоящее время речь идет о создании системы, позволяющей формировать устойчивые связи, в основе которых — конкретные меры по повышению практической направленности обучения, учету реальных предложений работодателей по улучшению качества подготовки выпускников. Профильные кафедры откликнулись на эти идеи. Так, на кафедре «Финансовый менеджмент» плодотворно работает Совет топ-менеджеров из представителей бизнеса; успешно функционирует партнерство с группой инвестиционных банков на кафедре «Ценные бумаги и финансовый инжиниринг», формируется экспертный методический совет из банкиров на кафедре денежно-кредитных отношений и банков.

Участие бизнеса в решении вопросов национального образования исключительно важно. Реализацией этого инновационного направления подготовки выпускников занимаются в первую очередь выпускающие, практико ориентированные кафедры. Ка­федра «Банки и банковский менеджмент» (заведующий кафедрой профессор О.И. Лаврушин) эффективно управляет системой связей с работодателями, формулируя перед намечаемой встречей наиболее важные вопросы, предлагая в том числе оценить значимость для профессионального роста тех знаний, которые они получают в Университете.

Высоко ценятся студентами лекции по проблемным вопросам банковской практики доктора экономических наук, профессора М.Ю. Алексеева, председателя Правления международного коммерческого банка «Юникредит». М.Ю. Алексеев как крупный специалист по вопросам банковского развития, ученый и педагог обращает внимание прежде всего на типичные проблемы, анализирует их истоки, направление их развития и возможные пути решения. Его лекции всегда носят развивающий характер, содержат научный материал, предлагают вероятные ответы на вызовы реальной жизни.

У студентов всегда есть немало вопросов на занятиях профессора Г.А. Тосуняна, президента Ассоциации российских банков, профессора А.И. Милюкова, вице-президента Ассоциации российских банков. Особую программу встреч формирует кафедра, когда к студентам приходят наши выпускники, ныне известные банкиры.

Другая выпускающая кафедра – «Финансовый менеджмент» (заведующий кафедрой профессор Е.И. Шохин) также имеет большой опыт работы с бизнесом. На встречу со студентами кафедра приглашает в качестве работодателей представителей финансово-промышленных групп.

Уже пятый год при кафедре работает координационный совет, сформированный из представителей работодателей и финансово-экономического сообщества. В задачи совета входит обеспечение взаимосвязи университетского финансового образования и современной отечественной финансово-хозяйственной практики. На его заседаниях обсуждаются вопросы организации преподавания специальных дисциплин, объединяемых кафедрой, содержание учебных рабочих планов и программ, тематика курсовых и выпускных квалификационных (дипломных) работ, организация и программы производственной преддипломной практики. Руководители предприятий, банков и фирм оказывают большую помощь в подготовке качественного методического обеспечения читаемых курсов, в размещении студентов по базам практики, в работе ЭКов и ГАКов.

В последние годы кафедра сосредоточила усилия на совместном с практиками решении вопросов профессиональной готовности выпускников к работе в быстро меняющейся финансово-экономической обстановке, на выяснении сложностей в развитии современного финансового менеджмента, на выработке рекомендаций выпускникам о путях совершенствования полученных знаний и навыков на практике. Особый интерес у студентов вызывают такие вопросы: как в современных условиях разработать эффективную модель управления финансами хозяйствующих субъектов? как в условиях рецессии управлять финансами для инновационного развития предприятия? каковы способы и методы защиты инвестиционного проекта? какие начальные проблемы возни­кают на практике у выпускника университета?

В целом в решение задач подготовки выпускников к практической деятельности вовлечены все структуры нашего Университета. Сегодня и в ближайшем будущем эффективность и значимость проводимых мероприятий будет оцениваться по одному критерию – насколько они связаны с решением поставленных инновационных задач, и какой вклад они вносят в их выполнение – подготовку новой генерации российских финансистов.

\\\

В заключение надо отметить, что, рассмотрев основные теоретические и методические проблемы модернизации образования на инновационных началах в Финансовом университете, мы увидели приоритеты его развития как инновационного научного центра. В конечном счете, вся современная деятельность Финансового университета при Правительстве Российской Федерации нацелена на формирование условий для перехода к национальному исследовательскому университету.

Ясное понимание перспектив развития Финансового университета важно для всех, кто в нем учится и работает. Наши большие цели должны помочь жить и действовать с максимальной эффективностью как в собственных интересах, так и в интересах Университета и всей страны.

è Вопросы для повторения

1. Расскажите о предпосылках придания в 2010 г. нашему вузу статуса Финансового университета.

2. Охарактеризуйте совокупность ресурсов, которыми располагает Финансовый университет в настоящее время.

3. Каковы особенности деятельности Финуниверситета как вуза при Правительстве Российской Федерации?

4. В чем заключается главная цель развития Финуниверситета в ближайшие десять лет?

5. Охарактеризуйте основные черты национального исследовательского университета.

6. Какие направления деятельности Финуниверситета являются инновационными?

7. В чем заключается сущность и значение уровневой подготовки выпускников Финуниверситета?

8. Расскажите об участии Финуниверситета в развитии Болонского процесса в нашей стране.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: