Другим направлением немецкой философии XIX в. наряду с немецкой классической философией был материализм, получивший широкое распространение во второй половине XIX в.
Немецкий материализм XIX в. представлен главным образом:
философией Людвига Фейербаха;
марксистской философией;
творчеством вульгарных материалистов.
Атеистическая и материалистическая философия Людвига Фейербаха причисляется как к немецкой классической философии, так и материализму. Это справедливо, так как философия Фейербаха завершила немецкую классическую философию и заложила основы немецкого материализма XIX в., явилась водоразделом между ними.
Общее понятие и основные идеи марксистской философии.
Классический материализм XIX в. представлен марксизмом, комплексным учением, в состав которого входили:
марксистская философия;
политэкономия (экономическое учение);
научный коммунизм (социально-политическая теория).
Основателями марксизма были немецкие ученые и философы Карл Маркс (1818 – 1883) и Фридрих Энгельс (1820 – 1895).
|
|
Марксистская философия:
выдвинула последовательно-материалистическую картину мира;
показала роль экономики, производства для материального и общественного бытия;
осмысливала философские проблемы с позиций диалектики (диалектического материализма);
рассматривала историю как целенаправленный и закономерный процесс (исторический материализм);
дала подробную картину возникновения человека, общества, государства;
выступала с атеистических позиций.
Общее понятие и основные идеи вульгарного материализма.
Разновидностью немецкого материализма XIX в. был вульгарный материализм. Вульгарные материалисты – Фохт, Бюхнер, Молешотт – смотрели на проблемы человека, окружающего мира, познания исключительно с позиций естественных наук (физики, химии, биологии). В частности, они:
механически переносили законы природы (поведение, организацию жизни животных, естественный отбор, борьбу за существование) на человеческое общество (социальный дарвинизм); отрицали идеальное, идеальность сознания;
рассматривали деятельность сознания как физиологический процесс («мозг выделяет мысль, как печень – желчь»).