Одним из проявлений социальной политики в условиях рыночной экономики является наличие имущественного неравенства и существенной дифференциации в доходах различных слоев населения.
Дифференциация доходов в каждый момент времени определяется уровнем развития производительных сил и производственных отношений. Формирование доходов подчиняется общественным экономическим законам, способ распределения существенно зависит от способа производства, законы и принципы распределения должны соответствовать всей системе экономических отношений.
Доходы отвечают условиям справедливости только тогда, когда их дифференциация связана, прежде всего, с дифференциацией оплаты труда, которая, в свою очередь, находится в зависимости от различий в труде. Именно труд должен быть главным фактором благосостояния, а заработная плата должна в существенной мере определять материальное положение семьи.
Для измерения неравномерности распределения доходов, получаемых различными группами населения, используют различные методы.
Все факторы, определяющие дифференциацию доходов населения, можно разбить на две группы по характеру их влияния на дифференциацию:
- нивелирующие факторы;
- дифференцирующие факторы.
К факторам, определяющим дифференциацию доходов населения, относятся: социально-политические факторы; социально-демографические факторы; социально-профессиональные факторы; социально-статусные факторы; социально-экономические факторы; социально-географические факторы.
Дифференциация доходов населения имеет место во всех странах, её уровень свидетельствует о степени совершенства социально-экономической системы в обществе.
11.4. Понятие и показатели уровня жизни населении
Уровень жизни - это социально-экономическая категория, которая отражает степень развития и удовлетворения физических, духовных, социальных потребностей населения и условия в обществе для развития и удовлетворения этих потребностей.
Показателем уровня жизни населения, наряду с измерением уровня дифференциации доходов, служит мера соответствия получаемых доходов прожиточному минимуму и величине потребительских бюджетов. Исследование по этим признакам позволяет формировать социальную политику, ориентированную на определённые (установленные) уровни потребления.
Прожиточный минимум представляет собой показатель объёма и структуры потребления основных материальных благ и услуг на минимально допустимом уровне, который обеспечивает поддержание активного физического состояния различных социально-демографических групп населения. Этот показатель устанавливается на определённом этапе экономического кризиса с целью преодоления его последствий. В формировании прожиточного минимума используют различные подходы: статистический; комбинированный; субъективный; ресурсный.
Бюджет прожиточного минимума - это стоимостная оценка натурального набора прожиточного минимума и всех затрат на налоги и обязательные платежи. Он рассчитывается с использованием следующих подходов: нормативного и статистического.
В Украине по инициативе профсоюзов и с их участием разработана следующая методика расчёта прожиточного минимума:
- определяются минимальный ассортимент и стоимостная величина «потребительской корзины» на продукты питания, затраты на жилищно-коммунальные услуги, непродовольственные товары, транспортные услуги и др.;
- на основе полученного результата подсчитывается бюджет прожиточного минимума. Минимальные нормы и рассчитанная на их основе структура прожиточного минимума, периодически уточняются и пересматриваются.
Не реже одного раза в пять лет «потребительская корзина» пересматривается и на основе полученных данных устанавливается новый прожиточный минимум.
Более полный набор (в стоимостной и натуральной формах) материальных и духовных благ отражает такой показатель как минимальный потребительский бюджет — баланс доходов и расходов, позволяющий наиболее обоснованно определять стоимость жизни тех групп населения, которые вынуждены располагать минимальными доходами.
Минимальный потребительский бюджет это законодательно установленная в государстве среднедушевая месячная стоимость набора продуктов питания, непродовольственных товаров, оплаты необходимых услуг, лекарств, предметов быта, в том числе и продолжительного пользования, удовлетворения в установленных пределах культурных потребностей, рассчитанных на основе научно обоснованных норм и нормативов с учётом национальных особенностей. Он представляет собой денежную оценку благ и услуг, обеспечивающих на минимальном уровне нормальное воспроизводство рабочей силы трудоспособных и нормальную жизнедеятельность нетрудоспособных. Примерное соотношение прожиточного минимума и минимального потребительского бюджета составляет 1:2. В Украине расчёт стоимости минимального потребительского бюджета впервые проведён в 1991 г. для 13 половозрастных групп.
Методы расчёта минимального потребительского бюджета аналогичны методам расчёта прожиточного минимума, однако он формируется на основе более высоких норм потребления, закладываемых в состав потребительской корзины.
Прожиточный уровень рассчитывается не только в среднем на душу населения или семью, но и для различных категорий населения в отдельности: для трудоспособных граждан, детей до 6 лет, подростков 7-15 лет, пенсионеров. При этом учитывается, что для проживающих в семье среднедушевые потребительские затраты ниже, чем у одинокого человека (за счёт платы за жильё, непродовольственные товары длительного пользования и др.). Так, в семье из четырёх взрослых людей потребительские затраты на каждого снижаются примерно на 10%, а у одинокого пенсионера они на 10% выше, чем у того, который живёт в семье.
На жизненном уровне населения негативно сказывается инфляция. В связи с этим в Украине в 1997 г. был принят закон, предусматривающий индексацию доходов населения в случае, если инфляция превышает 5%.
Факторы, влияющие на потребности и уровень жизни:
- уровень развития производства и сферы услуг;
- научно-технический прогресс;
- культурно-образовательный уровень населения и др.
Повышение уровня жизни содействует росту качества жизни (условий существования человека), которое характеризуется уровнем потребления товаров и услуг, средней продолжительностью жизни, уровнем заболеваемости, условиями и охраной труда, социальной защищённостью населения, улучшением социальной среды, обеспечением прав человека.
В соответствии с рекомендациями МОТ уровень жизни отражают следующие показатели:
- объём фонда потребления на душу населения, реальные доходы, продолжительность жизни, образование;
- объём потребления важных продуктов на душу населения в натуральном выражении, обеспеченность жильём, коммунальными и социальными услугами, транспортом и связью;
- охрана здоровья, социальное обеспечение.
При этом учитываются занятость и условия труда, действующие социальные гарантии, демографические, экологические условия, наличие домашнего имущества и др.
Мировая практика выработала для характеристики уровня жизни интегральный показатель индекс человеческого развития.
Индекс человеческого развития включает следующие индикаторы.
· национальный либо валовой внутренний продукт на душу населения (ВВП), который исчисляется в «долларах паритета покупательской способности»;
· продолжительность жизни в годах;
· уровень образования населения, он измеряется в % количеством лет обучения и уровнем грамотности взрослого населения.
Для определения индекса человеческого развития эти величины по исследуемой стране соотносятся с наиболее высокими мировыми уровнями данных показателей.
Как сказано выше, уровень жизни населения в значительной степени определяется величиной ВВП и структурой его использования.
Источником повышения уровня жизни населения является рост национального дохода, который представляет собой вновь созданную стоимость, т.е. часть совокупного общественного продукта после вычета затраченных в процессе производства средств труда и материальных затрат.
Национальный доход делится на фонд накопления и фонд потребления. Фонд накопления это часть национального дохода, которая используется на расширенное воспроизводство, увеличение непроизводственных фондов, создание государственных резервов и запасов.
Фонд потребления это часть национального дохода, которая используется на удовлетворение непроизводственных потребностей (личных и общественных), на содержание организаций непроизводственной сферы. В состав фонда потребления входят:
· личное потребление населением материальных благ и услуг:
· материальные затраты в организациях непроизводственной сферы, которые обслуживают население (образование, охрана здоровья, физкультура и спорт, культурное и непроизводственное бытовое обслуживание, пассажирский транспорт и др.);
· материальные затраты в организациях, которые обслуживают интересы общества в целом (управление, наука, оборона, служба безопасности).
Фонд потребления, в зависимости от формирования и использования, делится на фонд заработной платы и доходов, фонд общественного потребления, фонд содержания общественных организаций и аппарата управления.
Исходя из понимания стоимости жизни как стоимости затрат на воспроизводство рабочей силы, совокупности расходов, которые несёт работник (семья, группа населения) на приобретение товаров и услуг, необходимых для восстановления работоспособности и поддержания жизнедеятельности, она может определяться на основе не только прожиточного минимума и минимального потребительского бюджета, но и рационального потребительского бюджета.
Рациональный потребительский бюджет предполагает полное удовлетворение потребностей человека в материальных благах и услугах.
В отечественной и зарубежной практике для характеристики уровня жизни используют показатели абсолютной и относительной бедности.
К абсолютно бедным относится часть домохозяйств, которые не могут обеспечить себя суммой благ, необходимых для сохранения здоровья и ведения умеренно активной трудовой жизни.
К относительно бедным относится часть домохозяйств, имеющих низкие доходы (в зарубежной практике относительная бедность характеризуется доходом, не превышающим 40-60% сложившегося в стране дохода).
На понятие бедности как социально-экономическое явление влияет проводимая в стране социальная политика.