Индивидуальное (персональное) распределение доходов населения. Проблема неравенства

5.1. Индивидуальное распределение: понятие и принципы организации.

В экономической науке распределение всегда считалось очень важным объектом исследования. Представители классической школы и их последователи относили его к одной из четырех фаз экономической деятельности наряду с производством, обменом и потреблением благ. Зачастую термин "теория распределения" относят ко всей части экономической науки, связанной с анализом факторов производства.

Персональное (индивидуальное) распределение доходов - определение долей отдельных домохозяйств в совокупном доходе. Это соотношение богатых и бедных в обществе, неравенство и прочие проблемы социальной дифференциации, которые зачастую требуют неких нормативных, этических оценок. Функциональное распределение дохода - определение долей совокупного дохода, приходящихся на каждый фактор производства.

Доходы населения — это все материальные средства, которые домохозяйства получают как результат экономической деятельности или как трансферты.

Доходы поступают населению в денежной и натуральной формах. Натуральная форма доходов включает продукцию, произведенную домохозяйствами для собственного потребления, натуральные трансферты (продукты питания, одежду).

Если анализировать другие источники доходов, то, помимо факторных, могут существовать следующие поступления:

- из выплат по программам государственной помощи (трансфертные платежи; пенсионное обеспечение; содержание временно нетрудоспособных граждан; выплаты стипендий: выплаты различных пособий — по уходу за детьми, за медицинское обслуживание, малообеспеченным семьям на детей: пособия по безработице);

- финансовой системы (выплаты по государственному страхованию;

- банковские ссуды на индивидуальное жилищное строительство, хозяйственное обзаведение;

- выплаты процентов в сберегательных банках;

- доходы от увеличения стоимости акций, облигаций, выигрышей и погашений по займам;

- выигрыши по лотереям; выплаты компенсаций);

- неформальной (теневой) экономики.

В настоящее время, помимо функционального распределения, существует вертикальное (или индивидуальное) распределение доходов. Оно показывает, как распределяются конечные (располагаемые) доходы между различными индивидами и семьями (домохозяйствами) безотносительно к источнику и способу получения этих доходов.

В зависимости от стадии фактического формирования доходов по отдельным группам населения выделяют доходы:

- номинальные, которые характеризуют уровень денежных поступлений независимо от налогообложения и изменения цен;

- располагаемые — номинальные доходы за вычетом налогов и других обязательных платежей;

- средства, используемые населением на потребление и сбережение;

- реальные, характеризующие количество товаров и услуг, которые можно купить на располагаемый доход в течение определенного периода с поправкой на изменение различных цен и тарифов.

Оптимальным инструментом для измерения благосостояния общества являются доходы населения.

В самом широком аспекте в задачи изучения доходов населения входят:

- измерение размеров и структуры доходов населения на разных стадиях воспроизводства ВВП (макроэкономический уровень);

- характеристика потребительского поведения домашних хозяйств с точки зрения процессов формирования, распределения, перераспределения и использования доходов на уровне отдельных домохозяйств или их групп (микроэкономический уровень);

- измерение покупательной способности доходов населения в динамике и пространстве, а также оценка экономического расслоения и бедности.

По данным баланса денежных доходов и расходов населения определяются объем, состав, источники формирования и основные направления использования денежных доходов. На его основе устанавливается та часть национального дохода, которая поступает в распоряжение населения в форме денежных средств.

Доходная часть баланса отражает денежные доходы населения, включая выплаченную заработную плату наемных работников, доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью, пенсии, пособия, стипендии и другие социальные трансферты, доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов и другие доходы (объем скрытой заработной платы).

Перечисленные показатели вычисляются в текущих ценах соответствующих лет и называются номинальными.

Уменьшив общие денежные доходы на суммы обязательных платежей и добровольных взносов, номинальные доходы преобразуются в располагаемые доходы, остающиеся в распоряжении населения.

Номинальные денежные доходы населения характеризуют общее количество денег, которое получено (или начислено) за определенный период времени.

Располагаемые денежные доходы — это доходы, которые могут быть использованы на личное потребление и сбережения. Они равны номинальным доходам за вычетом налогов, обязательных платежей и добровольных взносов населения.

факторные доходы (доходы от основных факторов производства, которыми владеют домохозяйства): заработная плата, доходы от собственности (арендная плата, проценты, дивиденды), доходы от предпринимательской деятельности (прибыль);

трансфертные платежи: пенсии, пособия, стипендии и т. д.;

другие поступления: страховые возмещения, доходы от продажи иностранной валюты и пр.

В различных экономических системах существуют разные принципы распределения доходов.

Обычно выделяют четыре основных принципа:

уравнительный;

рыночный (в соответствии с владением тем или иным фактором производства);

по накопленному имуществу;

привилегированное (перераспределение богатства в пользу определенных слоев общества).

В реальной действительности эти принципы сочетаются, обусловливая характерную для данного общества дифференциацию распределения доходов.

Можно назвать следующие причины неравенства доходов в современном обществе:

различия в факторах производства, которыми владеют домохозяйства, в размерах накопленного имущества;

различия в оплате труда, которые, в свою очередь, связаны с различиями в интеллектуальных и физических способностях, уровне образования и профессиональной подготовки, а также трудовой мотивации (желании много и продуктивно трудиться);

различия в демографических характеристиках домохозяйств: размере семьи, соотношении работающих и иждивенцев, состоянии здоровья, а также в географических и климатических условиях проживания;

стихийные бедствия, болезни, потеря кормильца, безработица, дискриминация по полу, возрасту, национальности или социальному положению.

Социальные нормативы

При изучении уровня жизни определяющее значение отводят социальным нормативам и средним минимальным доходам населения. Они утверждаются в законодательном порядке и являются важнейшими гарантиями доходов населения, которые должны быть обеспечены государством исходя из достигнутого уровня социально-экономического развития страны. К социальным нормативам относятся прожиточный минимум, минимальная оплата труда, пенсия по старости и др.

По итогам выборочных обследований бюджетов домашних хозяйств определяют объем и состав совокупного дохода, выявляют различия уровня доходов по отдельным типам домашних хозяйств в зависимости от места нахождения, состава семьи, занятости и других социально-демографических и природно-климатичеcких факторов.

Совокупный доход домашних хозяйств включает денежный доход (совпадает по содержанию с аналогичным показателем баланса денежных доходов и расходов), стоимость потребленных продуктов питания собственного производства или поступивших из других источников (помощь родственников и т. п.), а также стоимость предоставленных в натуральном выражении дотаций и льгот.

Денежные и совокупные доходы домашних хозяйств до уплаты налогов и обязательных платежей являются номинальными, а после указанных выплат — располагаемыми. Для изучения тенденций во времени совокупные и располагаемые денежные доходы рассчитываются в реальном выражении (путем корректировки на индекс потребительских цен).

В рамках системы национальных счетов с учетом международных стандартов в настоящее время вводятся новые макроэкономические показатели. Так, для анализа уровня жизни все большее распространение получают показатели валового и скорректированного располагаемого дохода сектора домашних хозяйств.

Валовой располагаемый доход включает сумму первичных доходов, полученных домашними хозяйствами-резидентами в связи с их непосредственным участием в процессе производства (оплата труда, смешанные доходы, доходы от собственности), а также сальдо полученных и переданных текущих трансфертов.

Скорректированный располагаемый доход равен сумме располагаемого дохода и социальных трансфертов в натуральной форме (стоимость бесплатных или по льготным ценам услуг в области образования, здравоохранения, социального обеспечения, жилищно-коммунального хозяйства и т. д.).

Особенностью измерения доходов населения является то обстоятельство, что процессы формирования доходов и их использования не всегда поддаются прямому наблюдению, а некоторые элементы могут быть оценены лишь косвенно («теневая» экономика, занятость в неформальном секторе экономики).

5.2. Функции общественного благосостояния

В теории общественного сектора существует идея о том, что можно избежать невозможности общественного выбора, если имеется какая-то общая шкала для измерения благосостояния, что означает также возможность межиндивидуальных сравнений благосостояния, т.е. сопоставления благосостояния индивидуумов. Межиндивидуальные сравнения благосостояния - это суждения об относительных величинах благосостояния различных индивидуумов.

Допущение о возможности межиндивидуальных сопоставлений благосостояния дает возможность построить функцию общественного благосостояния, которая соотносит благосостояние общества в целом с благосостоянием индивидуумов.

Понятие функции общественного благосостояния введено Бергсоном (1938 г.) и Самуэльсоном (1947 г.). В самом общем виде функция общественного благосостояния, или SWF записывается следующим образом: W = W(г1..., ri,..., гm), где г - это переменные, влияющие на значение общественного благосостояния. Чаще всего предполагается, что г - переменные исключительно экономические, но очевидно, что свое влияние может оказывать и множество других факторов (этических, социальных, политических и т.п.).

Функции общественного благосостояния можно разделить на 2 большие группы: 1) индивидуалистические; 2) патерналистские.

Если индивиды не могут правильно оценить, повышает или снижет их благосостояние определенное действие, то используется патерналистская функция. Однако наиболее распространены индивидуалистические функции, основанные на предположении о зависимости благосостояния общества от благосостояния отельных индивидов. Введение различных критериев оценки индивидуального и общественного благосостояния приводит к построению многочисленных функций общественного благосостояния.

1) Утилитаристская функция Бентама – утраченная единица полезности бедного не меняет благосостояния общества, если превращается в дополнительную единицу полезности для богатого, и наоборот.

2) Утилитаристская функция Нэша – единица благосостояния бедного в создании благосостояния оценивается обществом весомее единицы благосостояния богатого.

3) Эгалитарная функция Роулса (функция максимина) – общественное благополучие определяется только благосостоянием бедных индивидов и сколь угодно большое увеличение благосостояния богатых не может компенсировать сколь угодно малое снижение благосостояния бедных.

4) Максимаксная функция Ницше – справедливым является только такое распределении доходов, которое максимизирует благосостояние наиболее обеспеченных членов общества.

5) Функция Бергсона – Самуэльсона - благосостояние общества зависит в целом от кардиналистской полезности, получаемой каждым членом сообщества. Рост благосостояния любого из них при неизменности положения остальных рассматривается как рост общественного благосостояния.

Реальная политика государства никогда не следует одной теоретико-этической концепции. В политике находят отражение различные тенденции.

5.3. Статитстические способы измерения благосостояния.

Методология оценки благосостояния населения является важным аналитическим инструментом государственной социально-экономической политики, так как позволяет устанавливать ориентиры политики государства на перспективу, осуществлять анализ текущего уровня социально-экономического развития страны и проводить межрегиональные сопоставления. Оценка достигнутого страной уровня благосостояния осуществляется на основе соответствующей системы критериев и показателей. В научном понимании критерием является средство проверки и мерило оценки в данном случае уровня благосостояния или условий его формирования. Выделение критериев благосостояния служит основой для разработки соответствующих каждому критерию показателей. Комплексность структуры благосостояния определяется сложность создания адекватной системы критериев, трудности на пути построения какого-то одного обобщающего многомерного показателя, которые до сих пор не преодолены. Выделяют два методологических подхода к измерению достигнутого уровня благосостояния.

Первый подход, который можно определить как субъективный, исходит из оценки благосостояния как степени субъективной удовлетворенности людей своей жизнью. В данном случае человек сам оценивает, насколько хороша или плоха его жизнь по тем или иным критериям, поэтому представление о благосостоянии каждого индивида можно получить только по результатам социологических исследований. В результате оценка благосостояния строится на основе мнения населения, высказанного по тем или иным сторонам жизни. Такой способ измерения благосостояния населения получил распространение в форме общенациональных социологических исследований. Очевидно, что перечень представленных вопросов может меняться. Общей чертой всех вопросов любого такого перечня, является то, что все они отражают только те компоненты благосостояния, на которые может воздействовать государственная политика.

Результатом подобного обследования является оценка восприятия людьми своего положения в жизни в зависимости от культурных особенностей и системы ценностей и в связи с их целями, ожиданиями, стандартами и заботами. Поэтому межличностное и межвременное сравнение полученных оценок затрудняется тем, что применяемые критерии качественно разнородны и практически несопоставимы, а также тем, что с течением времени меняется оценка самим индивидом окружающих его условий. Например, вопрос, у кого из двух индивидов благосостояние выше, если у первого здоровье лучше, а доход ниже, чем у второго, остается без ответа. Выходом из этой ситуации может быть раздельное изучение компонентов благосостояния в разрезе соответствующих критериев и взаимосвязей между ними.

В основе второго подхода оценки благосостояния населения лежат следующие принципы:

- объективность оценки благосостояния населения как непосредственно, так и в сравнении с установленными нормативами;

- возможность сравнения показателей благосостояния населения в текущем периоде с аналогичными в прошлых периодах;

- сопоставимость показателей благосостояния населения различных стран и регионов;

- их универсальность.

В данном случае благосостояние оценивается не по субъективной удовлетворенности самим человеком, а по ряду объективных показателей другими людьми, имеющими для этого полную и достоверную информацию и необходимую квалификацию, то есть коллективом экспертов. Такой подход предполагает построение системы показателей или социально-экономических индикаторов, наиболее полно отражающей многомерность благосостояния населения, и определение нормативов или социальных стандартов, с которыми сопоставляются фактические условия формирования благосостояния населения.

Разработкой систем показателей, характеризующих благосостояние населения, занимаются многие международные и региональные межправительственные организации. Каждая из них разрабатывает показатели в соответствии со своими интересами и в пределах своей компетенции. Так, всемирная организация здравоохранения концентрирует внимание на вопросах, связанных с состоянием здоровья и доступом к услугам в области здравоохранения; ЮНЕСКО - на показателях образования; Международная организация труда - на характеристике трудовых отношений, занятости и безработицы и т.д.

По рекомендации ООН с 1978 г. в международной статистике жизненный уровень населения оценивается количеством и качеством потребляемых жизненных благ (материальных и духовных), для чего используются следующие 12 групп показателей:

1. Демографические характеристики населения (рождаемость, смертность, заболеваемость, продолжительность жизни).

2. Санитарно-гигиенические условия жизни.

3. Потребление продовольственных товаров.

4. Жилищные условия и обеспеченность потребительскими благами

длительного пользования (автомобиль, холодильник, телевизор и т.п.).

5. Образование и культура.

6. Условия труда и занятость.

7. Доходы и расходы населения.

8. Стоимость жизни и потребительские цены.

9. Транспортные средства.

10. Организация отдыха, физкультура и спорт.

11. Социальное обеспечение.

12. Свобода человека.

Также статистической комиссией ООН был выделен общий раздел, охватывающий ряд информационных показателей, необходимых для оценки качественной стороны благосостояния населения, но не являющихся, по мнению экспертов ООН, непосредственными его характеристиками. Сюда включены такие показатели, как:

- национальный доход, ВВП на душу населения и среднегодовой коэффициент его роста;

- объем и виды социального обслуживания;

- расходы на личное потребление населения и их структура;

- плотность населения;

- транспортное обслуживание населения;

- работа средств связи, печать и др.

В 1980 г. Советом Организации экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР) был предложен список социальных индикаторов в котором подробно представлены показатели качества формирования благосостояния. Подобные системы социальных индикаторов широко применяются в ряде стран, например, США, Франции.

На основе системы, предложенной Статистическим комитетом ООН, рекомендаций Мирового банка, но с учетом особенностей реформирования экономики разработан Модельный набор социальных индикаторов для оценки уровня жизни населения стран СНГ.

Проблема построения обобщающего показателя, который бы отражал все грани благосостояния как многомерной социально-экономической категории все еще остается актуальной. Разработкой такого синтезирующего показателя уже не одно десятилетие заняты ученые во многих странах мира. Кроме ВНП на душу населения, в качестве таких показателей в разное время предлагалось использовать долю расходов на питание в общих расходах домохозяйства; относительный коэффициент смертности (отношение числа смертей лиц в возрасте 50 лет и старше к общему количеству смертей); среднюю продолжительность жизни населения; показатель свободного времени, исходя из известного высказывания К. Маркса о том, что свободное время в будущем станет мерой общественного богатства.

Применяемый многими странами такой обобщающий показатель благосостояния, как ВНП на душу населения, не обладает всеобъемлющим охватом. Некоторые, не учитываемые в ВНП, негативные результаты деятельности, такие, как шум, загрязнение и перенаселенность, уменьшают благосостояние. С другой стороны, определенные и также не регистрируемые виды экономической деятельности увеличивают благосостояние домохозяйств: это услуги домохозяек, самообслуживание по принципу «сделай сам», незаконные или скрываемые от налогов доходы.

В 1972 г. У. Нордхаус и Дж. Тобин предложили новый показатель чистого экономического благосостояния (net economic welfare, NEW), который корректирует ВНП путем вычитания отрицательных факторов, добавления стоимости нерыночной деятельности, а также оценки досуга.

Чтобы перейти от ВВП к индексу подлинного прогресса (известному также как индекс устойчивого экономического благосостояния), необходимо внести целый ряд позитивных и негативных поправок. Следует учесть бесчисленные домашние услуги (например, бесплатно оказываемые супругами), увеличение внешнего долга, спад благосостояния в результате усиливающейся концентрации доходов (дополнительный доллар для богатого человека значит меньше, чем для бедного), загрязнение и уничтожение окружающей среды (разрушение озонового слоя, истощение заболоченных земель и т.п.). В результате получится индекс устойчивого экономического благосостояния (ISEW), разработанный Клиффордом Коббом и Джоном Коббом-младшим. Этот индекс успешно используют экономисты-экологи.

Авторы индекса экономического благосостояния Л. Осберг и Э. Шарп отмечают, что принимают в расчет только факторы экономического благосостояния, но абстрагируются от факторов социального благосостояния и что, следовательно, общее благосостояние шире экономического. В самой общей форме этот индекс охватывает следующие компоненты:

- потребление,

- запасы и богатство,

- равенство в распределении доходов,

- экономическая безопасность.

Каждый из этих компонентов представляет собой агрегат целого ряда элементов.

Как показывают исследования, рассчитанный для Великобритании индекс устойчивого экономического благосостояния за период с 1950 по 1990 гг. свидетельствует, что устойчивое экономическое благосостояние поднялось предельно только на 3%, несмотря на 230%-ное увеличение ВНП на душу населения. При чем, начиная с середины 1970-х гг., наблюдает падение устойчивого экономического благосостояния в этой стране. Большинство граждан Великобритании могут иметь больше денег в собственном кармане, чем несколько десятилетий назад, но это не означает соответствующего улучшения качества их жизни из-за экологического ущерба и роста неравенства в доходах.

Аналогичные результаты были получены для США, Австрии, Германии и Швеции. Иными словами, сейчас в этих странах величина отрицательных факторов, таких, как загрязнение, растет быстро, в то же время досуг не увеличивается в той же степени, как это происходит с выпуском товаров и услуг. То есть издержки экономического роста возрастают быстрее, чем обеспечиваемое им благосостояние.

Специалистами Программы развития ООН для оценки уровня социально-экономического развития стран был разработан еще один комплексный показатель - индекс развития человеческого потенциала (или индекс человеческого развития, далее - ИРЧП).

ИРЧП отражает уровень достижений страны в области развития человеческих ресурсов, а именно, насколько условия формирования благосостояния населения в данной стране близки к неким общепризнанным критериям благополучия отдельного человека и всей нации, насколько реализуются возможности прожить долгую и здоровую жизнь, получить образование и иметь достойный уровень материального благополучия. ИРЧП представляет собой среднюю арифметическую из трех социальных индикаторов жизненного уровня:

- индекс ожидаемой продолжительности жизни при рождении,

- индекс уровня образования населения,

- индекс реального среднедушевого ВВП, рассчитанного с учетом паритета покупательной способности валют разных стран.

Величина ИРЧП может изменяться от 0 до 1. Принята следующая классификация стран по уровню человеческого развития вне зависимости от уровня экономического развития (будь это индустриальные или развивающиеся страны):

- с высоким уровнем человеческого развития (ИРЧП > 0,8);

- со средним уровнем человеческого развития (0,5 < ИРЧП < 0,8);

- с низким уровнем человеческого развития (ИРЧП < 0,5).

По данным ежегодных Докладов о развитии человека ООН Россия относится к группе стран со средним уровнем развития человеческого потенциала.

Любой обобщающий, синтетический показатель благосостояния не может отразить всю многогранность данной социально-экономической категории, ее сложную структуру.

Поэтому комплексная оценка «полного благосостояния» предполагает применение широкой системы индикаторов, зачастую выходящей за границы чисто экономического анализа. Ведь всестороннее развитие личности предполагает не только достаточный человеку уровень материального благосостояния, часто измеряемый располагаемыми доходами, но и состояние здоровья, духовное совершенствование, определенный культурный уровень, моральные устои. Для полноценной жизнедеятельности и удовлетворения интересов также нужны свободное время и надлежащие условия отдыха.

5.4. Бедность: понятие и основные подходы к измерению.

Бе́дность — характеристика экономического положения индивида или социальной группы, при котором они не могут удовлетворить определённый круг минимальных потребностей, необходимых для жизни, сохранения трудоспособности, продолжения рода. Бедность является относительным понятием и зависит от общего стандарта уровня жизни в данном обществе

Бедность является следствием разнообразных и взаимосвязанных причин, которые объединяют в следующие группы:

- экономические (безработица, низкая заработная плата, низкая производительность труда, неконкурентоспособность отрасли),

- социально-медицинские (инвалидность, старость, высокий уровень заболеваемости),

- демографические (неполные семьи, большое количество иждивенцев в семье),

- образовательно-квалификационные (низкий уровень образования, недостаточная профессиональная подготовка),

- политические (военные конфликты, вынужденная миграция),

- регионально-географические (неравномерное развитие регионов)

- религиозно-философские и психологические (аскеза, как образ жизни, юродство)

В мировой науке и практике выделяются три основных подхода к определению бедности: абсолютная бедность (бедные по доходам и расходам), относительная бедность (лишения, депривации) и субъективная бедность (на основе самооценки опрашиваемых лиц).

Абсолютная бедность рассчитывается на основании сравнения душевых доходов и прожиточного минимума (при абсолютной концепции) или душевых доходов и относительной линии бедности (40-60% от медианы или средней доходного распределения населения). Черта бедности (poverty threshold, poverty line) — это уровень располагаемого дохода, валового дохода или потребления, ниже которого человек считается бедным. Абсолютная бедность часто измеряется как количество людей либо домохозяйств, чей уровень потребления или дохода ниже черты бедности. Если принять черту бедности за необходимые средства для поддержания жизнедеятельности, то можно определить все средства свыше этой черты как дискреционарный доход (discretionary income). Иногда применяют несколько черт бедности: собственно для бедности и для крайней бедности (нищеты, extreme poverty). Всемирный банк в качестве порога абсолютной бедности задаёт существование на менее чем 1,25 американского доллара в день (курс рассчитывается по ППС).

У черты бедности как показателя есть один существенный недостаток: она не учитывает число домохозяйств, находящихся непосредственно над ней с малым от неё отрывом. Также необходимо отметить, что это позволяет существовать ситуации, когда бедность и неравенство растут, а число людей за чертой бедности снижается

Относительная бедность определяется через потребительские характеристики семьи (домохозяйства) и понимается как необеспеченность данной семьи предметами длительного пользования, потребительскими товарами и услугами, рассматриваемыми как сложившиеся в обществе стандарты потребления.

Меры относительной бедности выставляют относительную черту бедности и примеряют к ней доходы населения. В случае, когда реальные доходы всего населения растут, а их распределение не меняется, относительная бедность остаётся прежней. Таким образом, концепция относительной бедности является составляющей концепции неравенства. Однако это не значит, что меньшее равенство всегда означает меньшую относительную бедность, или наоборот.

Мера относительной бедности может показывать, например, сколько людей получают доход ниже четверти медиального. Такой подход особенно полезен при выявлении бедности в незнакомых обществах либо там, где сложно осуществить стоимостную оценку некоторого набора благ. Сравнение доходов с долей моды и средним гармоническим — дополнительные инструменты исследования стратификации общества.

Основоположником относительной концепции бедности является П.Таунсенд, который рассматривал бедность как состояние, при котором из-за нехватки экономических ресурсов ведение привычного для большинства членов данного общества образа жизни становится невозможным. Свой анализ бедности он основывал на понятии набора испытываемых лишений, многомерной депривации, которую он понимал как «состояние наблюдаемого и доказуемого невыгодного положения индивида, семьи или группы на фоне сообщества, общества или нации в целом».

Понятие многомерной депривации было введено П.Таунсендом потому, что наряду с материальной депривацией, включающей такие показатели как питание, одежда, жилищные условия, предметы длительного пользования, место и состояние среды проживания, условия и характер труда, он использовал и показатели социальной депривации, включающие характер занятости, особенности проведения досуга, образование и др.

В настоящее время в рамках данного определения бедности сложилось два направления.

В рамках первого основной упор делается на средства к существованию, на способность покупать товары, необходимые для удовлетворения основных потребностей. В данном случае при конструировании относительной черты бедности используется показатель медианного, личного располагаемого дохода. В США граница относительной бедности соответствует 40 % медианного дохода, в большинстве стран Европы — 50 %, в Скандинавии — 60 %.

В рамках второго направления, получившего название гражданско-правовой теории бедности, бедность измеряется через лишения в широком смысле этого слова. В этом случае рассматривают, позволяют ли располагаемые средства полноценно участвовать в жизни общества, на основании определённых базовых наборов учитываемых лишений.

Масштабы относительной бедности не совпадают с масштабами абсолютной бедности. Абсолютная бедность может быть ликвидирована, но относительная бедность сохраняется всегда, вследствие того, что неравенство является непременным атрибутом стратифицированных обществ. Относительная бедность сохраняется и даже возрастает, когда стандарты жизни всех социальных слоев повышаются.

Отклонения от сложившегося в обществе уровня потребления обозначаются понятием лишения, депривации. Бедность семьи понимается как высокая степень концентрации различных лишений. К субъективной бедности существует множество подходов: можно узнать, сколько людей считают себя бедными, либо считают бедными своих друзей. Можно выявить субъективную абсолютную черту бедности, основываясь на общественном мнении, а затем сравнить с ней доходы населения.

Измерение уровня бедности может осуществляться также с использованием депривационного подхода. Согласно ему, бедными считаются индивиды, чьё потребление не соответствует принятому в обществе стандарту, у которых нет доступа к определённому набору благ и услуг. То есть при данном подходе бедность определяется не только недостаточным доходом или низким потреблением товаров и услуг первой необходимости, но и низкокачественным питанием, недоступностью услуг образования и здравоохранения, отсутствием нормальных жилищных условий и прочее.

Таким образом, измерение уровня бедности с применением субъективного и депривационного подходов позволяет сделать вывод, что для населения значимым оказывается восприятие бедности не просто как существования на грани физического выживания. Бедность — это состояние, когда индивид не может обеспечивать более-менее приличное существование с учётом сложившихся в обществе социальных норм и общепринятых стандартов.

Именно в связи с таким пониманием бедности во многих источниках используют не доходы населения, а потребление. Потребление — это уже результат, не требующий расчётов располагаемого и дискреционарного доходов. Оно показывает, что оказалось доступным, а не могло стать таковым. Кроме того, в сельских местностях наблюдается высокая сезонность доходов, в то время как потребление колеблется меньше. Более того, в развивающихся странах высока доля неформального сектора в экономике, что дополнительно затрудняет сбор данных по доходам.

Однако и у расчётов уровня бедности по потреблению существуют свои недостатки, например, в северных странах с суровыми зимами потребление может колебаться ничуть не меньше, чем доход.

Иногда за черту бедности принимают минимальный уровень дохода или накопленного богатства, при котором индивиду предоставляются определённые финансовые услуги: займы или ипотека.

Субъективная бедность определяется на основе собственных оценок населением своего материального положения, возможностей сводить концы с концами, платить за жилье, лекарства, образование и т.п. В международных исследованиях, проводимых ООН, применяется комбинированная методика исследования бедности, основанная на сочетании всех трех концепций бедности: абсолютной, относительной и субъективной. Статус бедных получают семьи, одновременно соответствующие трем подходам. Это семьи, имеющие доходы (расходы) ниже прожиточного минимума, испытывающие лишения в сфере потребления и ощущающие себя бедными.

Во всех странах, проводящих политику снижения бедности, применяются единые принципы установления прожиточного минимума, определенные конвенцией МОТ № 117 (ст.5, часть 2) и Конвенцией МОТ № 82 (ст.9, часть 2): “При установлении прожиточного минимума принимаются во внимание такие основные потребности семей трудящихся как продукты питания, их калорийность, жилище, одежда, медицинское обслуживание и образование”Состав потребительской корзины различных государств, применяющих этот метод измерения бедности, варьирует в зависимости от уровня экономического развития страны и представлений общества о стандартах качества и уровня жизни.

В США расчеты потребительских бюджетов ведутся уже 100 лет. Для исследования минимального уровня жизни обычно используются потребительские бюджеты минимального стандарта жизни, содержащие количественные наборы товаров и услуг, оцениваемые в розничных ценах. Например, в 1917 году в США был рассчитан бюджет минимального комфорта для рабочих и служащих американских железных дорог. В 1919 году федеральное Бюро статистики труда США рассчитало бюджеты для одиноких и семейных государственных служащих. В период экономического кризиса 30-х годов в США разрабатывались бюджеты, учитывающие только физиологические потребности человека. В 1945 году федеральное Бюро статистики труда рассчитывало нормативные минимальные бюджеты для унификации размеров подоходного налога.

Среди специалистов широко известен нормативный бюджет комитета Геллера.Его цель – измерение стоимости типичного уровня жизни американской семьи из 4-х человек (работающий муж, неработающая жена, мальчик 12 лет и девочка 8 лет). Бюджет строился на основе медианного метода, когда в состав бюджета включаются товары, которые покупаются или имеются в обиходе по крайней мере половины обследованных семей. Величина прожиточного минимума, соответствующего черте бедности в США, составляла в 1996 г. в расчете на месяц для одинокого человека 666 долларов и 1337 долларов для семьи из 4-х человек.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: