В международной практике концепция социальной защиты населения предполагает законодательное закрепление минимальных гарантий, предоставляемых государством (либо под его контролем) любому гражданину, ока завшемуся в сложной жизненной ситуации, независимо от его трудового стажа, размера страховых взносов и т.п. Поэтому социальную защиту населения можно рассматривать как систему мер правового, социально-экономического и организационного характера гарантируемую и реализуемую государством для обеспечения достойной жизни, т.е. материальной обеспеченности на уровне стандартов современного развития общества и свободного развития человека.
В Украине в настоящее время система государственной социальной зашиты выполняет следующие функции:
- помощь одиноким, престарелым, инвалидам, другим наиболее уязвимым категориям населения через соци&тьные выплаты и социальное обслуживание;
- поддержка социально незащищённых других слоев населения;
- обеспечение защиты всех категорий населения через систему социальных гарантий.
Основные права граждан нашего государства в сфере социальной защиты закреплены в Конституции Украины.
В основе государственных социальных гарантий лежат минимальные социальные стандарты - установленные законодательством страны нормы и нормативы, которые закрепляют минимальный уровень социальной защиты.
В области охраны здоровья для оценки минимально допустимого уровня удовлетворения потребностей в медицинской помощи и медицинского обслуживания населения используются показатели обеспеченности врачами, больничными койками, поликлиниками и амбулаторными учреждениями.
В области образования Конституцией Украины гарантируется общедоступность и бесплатность общего и среднего профессионального образования в государственных общеобразовательных учреждениях и учреждениях, относящихся к коммунальной собственности.
В области культуры для оценки минимально допустимого уровня удовлетворения потребностей по этому направлению учитывают нормы развития сети массовых библиотек, кинотеатров, домов культуры в городах и сельской местности.
В области охраны труда и окружающей среды в качестве минимальных государственных стандартов принимаются установленные законодательством показатели предельно допустимой концентрации (ПДК) содержания химических и других вредных веществ, которые отрицательно действуют на работо- и трудоспособность граждан, Установлены нормы перемещения грузов, их подъёма на определённую высоту и другие нормы предельно допустимой тяжести и вредности работ и производственной среды.
Установлены и реализуются государством определённые гарантии в области занятости, оплаты труда, пенсионного обеспечения, социального обслуживания.
Социальная защита населения осуществляется посредством пассивных и активных методов.
Пассивные методы состоят в помощи общества отдельным его гражданам или семьям, которые не имеют достаточных доходов для нормального существования. Такая помощь носит в основном адресный характер.
Активные методы направлены на защиту гражданина или семьи от потерь дохода, связанных с безработицей, старостью, болезнью, получением образования или повышением квалификации.
Социальная защита осуществляется через социальные трансферты (передачу населению государственными и негосударственными организациями ресурсов в денежной и натуральной форме преимущественно на безвозмездной основе).
К социальным трансфертам относятся пенсии, пособия, стипендии, дотации, другие выплаты по социальному обеспечению, а также бесплатные услуги, составляющие часть совокупного дохода граждан.
Социальные трансферты осуществляются в разных видах и формах: в виде социальной помощи, государственных социальных гарантий, в том числе социальных льгот отдельным категориям населения, социального страхования.
Социальная помощь предоставляется государством и некоммерческими организациями в виде благ и услуг социально уязвимым группам населения на основе проверки нуждаемости. Объектом социальной помощи выступают матобеспеченные слои населения, доходы которых ниже черты бедности (прожиточного минимума). Механизм осуществления социальной помощи сводится к перераспределению доходов бюджета, полученных от всех налогоплательщиков, что позволяет преодолеть в какой-то степени неравенство в доходах населения. Через систему социальных трансфертов в форме социальной помощи реализуется концепция гарантии минимального дохода всем группам населения.
Государственные социальные гарантии предполагают предоставление социально значимых благ всем гражданам без учета их трудового вклада и проверки нуждаемости. Эта форма социальных трансфертов базируется на принципах общего налогообложения и бюджетного финансирования расходов на социальные цели.
Социальное страхование направлено на защиту населения от различных социальных рисков, ведущих к потере трудоспособности, а значит и дохода. В их числе: болезнь, материнство и детство, производственная травма, профессиональное заболевание, несчастный случай, потеря работы, старость, потеря кормильца.
Для этой категории трансфертов характерно предварительное аккумулирование средств, в том числе и личных, с целью последующей выплаты застрахованному при наступлении страхового случая.
Пособия регулярные или разовые денежные выплаты гражданам в предусмотренных законодательством случаях. Законодательством Украины предусмотрены пособия по временной нетрудоспособности, семейные и детские пособия, пособия по безработице и др.
Пенсии — предусмотренные законодательством регулярные денежные выплаты отдельным категориям граждан (по возрасту, по инвалидности и др.)
Стипендии — регулярные денежные выплаты студентам высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведений, обучающимся с отрывом от производства.
Уровень осуществления социальной защиты и социально-экономической поддержки населения является свидетельством зрелости социальной системы в государстве.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Охарактеризуйте сущность понятия «доходы населения». Из каких источников они формируются?
2. Чем определяется дифференциация доходов?
3. Охарактеризуйте дифференциацию доходов населения в Украине и сравните с дифференциацией доходов населения в других странах.
4. Каковы, на ваш взгляд, причины высокого уровня дифференциации доходов населения в Украине?
5. Какие факторы влияют на формирование доходов?
6. Что представляет собой прожиточный минимум?
7. Как осуществляются расчёты прожиточного минимума?
8. Охарактеризуйте минимальный потребительский бюджет, его сущность и отличие от бюджета прожиточного минимума.
9. Каков порядок осуществления индексации доходов населения?
Тема 12. Анализ и планирование трудовых показателей
12.1. Содержание, задачи и технология планирования потребности в персонале (труда и персонала).
12.2. Планирование производительности труда.
12.3. Планирование численности персонала.
12.4. Планирование фонда оплаты труда.
12.1. Содержание, задачи и технология планирования потребности в персонале (труда и персонала).
Планирование потребности предприятия в персонале, необходимом для выполнения плана производства и реализации продукции, осуществляется в плане по труду и персоналу (рис. 12.1).
Целью разработки плана по труду и персоналу является определение рациональной (экономически обоснованной) потребности предприятия в персонале и обеспечение эффективного его использования в планируемом периоде времени.
К числу основных задач, которые решаются в процессе планирования труда, относятся следующие:
1) создание трудового коллектива, способного выполнить намеченные тактическим планом цели;
2) формирование оптимальной поло-возрастной и квалификационной структуры трудового коллектива;
3) подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала фирмы;
4) совершенствование организации труда;
5) совершенствование стимулирования труда;
6) повышение производительности труда и качества труда;
7) создание благоприятных условий труда и отдыха для персонала;
8) обеспечение оптимального соотношения между численностью персонала, заработной платой и производительностью труда;
9) ротация персонала (прием, увольнение, перевод);
10) оптимизация средств на оплату труда и т.д.
План по труду и персоналу связан с основными разделами тактического плана: планом производства и реализации продукции; нормами и нормативами; планом инноваций; планом по издержкам, финансовым планом и т.д.
Технологический процесс планирования труда и численности состоит из следующих этапов:
1) анализ выполнения плана по труду и численности за предшествующий период;
2) расчёт плановых показателей производительности труда;
3) определение нормативной трудоёмкости изготовления единицы продукции, работ и товарного выпуска;
4) расчёт планового баланса рабочего времени одного работающего;
5) расчёт потребности в персонале, его плановой структуры и движения;
6) планирование развития персонала.
Рис.12.1. Структура плана по труду и персоналу.
Планирование производительности труда.
В планировании повышения производительности труда используются абсолютные показатели, характеризующие уровень производительности труда, и относительные, определяющие динамику её роста. Для оценки уровня производительности труда в плановых расчётах применяются три метода: натуральный (условно-натуральный); трудовой и стоимостной. При этом наиболее часто применяются два показателя: выработка и трудоёмкость.
Выработка (В) рассчитывается по следующей формуле:
где – объём производства продукции, рассчитанный в натуральных (условно-натуральных), стоимостных или трудовых показателях по реализованной, валовой, товарной, чистой (условно-чистой) продукции за определённый период (код, квартал, месяц, день, час);
– затраты труда на данный объём производства продукции, чел-час.
В практике планирования наиболее часто применяются показатели годовой, месячной, дневной и часовой выработки.
Годовая (месячная) выработка рассчитывается делением запланированного объёма продукции на плановую среднесписочную численность промышленно-производственного персонала (ППП) или рабочих. Этот показатель получил название выработки на одного работающего (рабочего) и характеризует использование рабочего времени за год (месяц).
Дневная выработка рассчитывается делением запланированного объёма продукции на количество человеко-дней, которые должны быть отработаны ППП (рабочими) в данном плановом периоде. Она характеризует эффективность использования рабочего дня.
Часовая выработка определяется делением объёма продукции на количество человеко-часов, которые должны быть отработаны ППП (рабочими) в данном плановом периоде. Она характеризует часовую эффективность труда.
Трудоёмкость (Т) рассчитывается по формуле:
затраты труда измеряются в часах.
Относительный показатель производительности труда, определяющий динамику её роста в процентах по сравнению с предшествующими периодами , рассчитывается по формуле:
,
где , – выработка на одного работающего (рабочего) в плановом и базисном (отчётном) периодах.
В практике внутрифирменного планирования применяются следующие методы планирования производительности труда:
1. метод прямого счёта (на основе трудоёмкости производственной программы);
2. метод планирования по технико-экономическим факторам;
3. укрупнённые методы.
Каждый из них имеет свою точность и область применения.
1. Методом прямого счёта планируют производительность труда по цехам, участкам, рабочим местам. Применение данного метода предполагает наличие у предприятия обоснованных норм времени, сдельных расценок на все виды работ, точный учёт затрат труда.
В этом случае показатель производительности труда (выработка продукции одним работником – В) рассчитывается по формуле:
,
где – объём производства, тыс. грн;
– трудоёмкость производственной программы, час;
– полезный фонд времени одного работника, час.
Этот метод и метод планировании по технико-экономическим факторам обладает точностью и обоснованностью планируемых показателей, однако имеет большую трудоёмкость расчётов. Поэтому они применяются на стадии окончательного составления плана и при планировании отдельных инновационных проектов и мероприятий.
2. Планирование производительности труда по технико-экономическим факторам (в целом по предприятию) осуществляется в следующем порядке:
- определяется экономия численности от разработки и внедрения каждого мероприятия по повышению производительности труда ;
- вычисляется суммарная экономия численности под воздействием всех технико-экономических факторов и мероприятий ;
- рассчитывается прирост производительности труда на предприятии (в цехе, участке) достигаемый под влиянием всех факторов и мероприятий по формуле:
,
где – численность ППП, необходимое для выполнения годового объёма производства при сохранении выработки (производительности) базисного периода, человек.
Факторы роста производительности труда зависят от отраслевой принадлежности предприятия и ряда других причин, однако общепринято выделять такие группы факторов:
1) повышение технического уровня производства;
2) улучшение организации производства и труда;
3) изменение объёма производства и структурные изменения в производстве;
4) факторы внешней среды.
3. Укрупнённые методы планирования производительности труда.
Данные методы позволяют приблизительно оценить уровень производительности труда в планируемом периоде, имеют незначительную трудоёмкость реализации, характеризуются относительно невысокой точностью расчётов. Они применяются в прогнозных расчётах роста производительности труда, на стадии предплановой подготовки.
Укрупнённые методы основаны на связи производительности труда с другими параметрами производства (например, величиной потерь рабочего времени и др.). Для установления характера и количественного выражения связи широко применяются экономико-математические модели, учитывается сложившаяся динамика показателей.
Планирование численности персонала.
Расчёт потребности в персонале производится по категориям работающих. В настоящее время принято следующая классификация персонала.
Все работники предприятия (фирмы) подразделяются на две группы:
1) промышленно-производственный персонал (ППП) (персонал основной деятельности);
2) непромышленный персонал.
В состав ППП входят следующие категории работников:
1) рабочие (основные и вспомогательные);
2) руководители;
3) специалисты;
4) служащие.
Часто категории 2), 3) и 4) объединяют в одну: служащие.
При планировании численности работников различают явочную, списочную и среднесписочную численность.
Явочную численность определяют при планировании численности рабочих.
Явочная численность – это численность рабочих, необходимая для выполнения производственного сменного задания по выпуску продукции.
Списочная численность работников предприятия – это общее число всех работников списочного состава (постоянных, временных, сезонных)на определённое число или дату.
В течение года списочный состав постоянно изменяется. Поэтому при планировании показатели численности определяются по среднесписочной численности.
Среднесписочная численность – это численность работников в среднем за определенный период (месяц, квартал, год). Она определяется за месяц путем суммирования численности работников списочного состава за каждый календарный день месяца, и делением полученной суммы на число календарных дней месяца. Среднесписочная численность за .
Определение потребности в персонале на предприятии ведется раздельно по группам ППП и непромышленного персонала и по категориям.
Исходными данными для планирования численности являются:
1) производственная программа;
2) нормы времени, выработки, обслуживания, численности;
3) номинальный (реальный) фонд рабочего времени за год;
4) мероприятия по сокращению затрат труда и т.д.
Основными методами планирования численности являются:
1) метод, основанный на трудоемкости производственной программы (определяется численность основных рабочих-сдельщиков);
,
где – плановая трудоемкость производственной программы, нормо-час;
– полезный фонд рабочего времени одного рабочего в плановом году,
– коэффициент выполнения норм времени рабочим.
Метод расчета численности по трудоемкости производственной программы является наиболее точным и достоверным.
2)метод расчета численности по нормам выработки (определяется численность рабочих).
,
где – плановый объем продукции (работ) в установленных единицах за определенный период времени;
– плановая норма выработки в тех же единицах измерения и за тот же период времени;
– коэффициент выполнения норм выработки рабочими.
3) по нормам обслуживания (определяется численность основных рабочих в аппаратурных процессах и вспомогательных рабочих на тех работах, на которые имеются нормы обслуживания:
,
где – количество единиц установленного оборудования;
– количество рабочих смен;
– норма обслуживания (количество единиц оборудования, обслуживаемое одним рабочим);
– коэффициент списочности (коэффициент перевода явочной численности рабочих в списочную).
4) по рабочим местам (определяется численность вспомогательных рабочих, для которых не могут быть установлены ни объемы работ, ни нормы обслуживания);
где – число рабочих мест.
В прерывных производствах определяется как отношение номинального фонда времени к полезному (эффективному), а в непрерывных – как отношение календарного времени к полезному (эффективному).
Численность вспомогательных рабочих рассчитывается по приведенным ранее формулам, при этом учитываются трудоемкость обслуживания, нормы выработки (времени), коэффициенты выполнения норм и др., относящиеся к вспомогательному производству.
Численность работников аппарата управления по отдельным категориям (руководители, специалисты, служащие)определяется в зависимости от трудоемкости закрепленных функций, норм управляемости, степени механизации и автоматизации управления и с учетом типовых штатных расписаний.
Планирование численности целесообразно начинать со структурных подразделений предприятия (фирмы): участков, цехов, корпусов, производств и заканчивать подразделениями аппарата управления. Общая численность работающих в целом по фирме определяется путем суммирования
численности работающих (по категориям) по всем подразделениям предприятия.
Заканчивается расчет потребности в персонале определением дополнительной потребности в кадрах или избытка рабочей силы (обычно отдельно по каждой категории работников с учетом профессии, квалификации и т.д.).
Одновременно с расчетом дополнительной потребности в кадрах определяются источники ее обеспечения (внешние и внутренние).
Планирование фонда оплаты труда.
Планирование средств на оплату труда является важнейшим элементом механизма стимулирования труда работников предприятия (фирмы).
Цель планирования средств на оплату труда – определение оптимального размера фонда заработной платы исходя из планируемой результативности хозяйственной деятельности фирмы.
В процессе достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
1) выбор форм и систем оплаты труда, в наибольшей мере соответствующих стратегии и тактике развития фирмы;
2) определение нормируемой величины расходов на оплату труда,
включаемых в себестоимость продукции;
3) расчет величины чистой прибыли, направляемой на оплату труда;
4) расчет средней заработной платы работников предприятия;
5) определение и поддержание на запланированном уровне соотношения между заработной платой, производительностью и фондовооруженностью труда;
6) расчет налогов и отчислений, установленных в зависимости от величины фонда заработной платы (ФЗП);
7) обеспечения участия работников предприятия в капитале и прибыли, получаемой по итогам хозяйственной деятельности и т.д.
ФЗП включает в себя не только фонд оплаты труда (нормируемую часть), относимый к издержкам предприятия, но и выплаты за счет средств социальной защиты и чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
Поэтому планирование средств на оплату труда состоит из расчета фонда оплаты труда (ФОТ), расчета выплат из фонда потребления, который формируется из чистой прибыли, а также расчета выплат социального характера (пособий по временной нетрудоспособности, пособий семьям, воспитывающим детей и т.п.).
Средства, направляемые на оплату труда, образуют ФЗП предприятия и входят в состав средств, направляемых на потребление (рис.12.2.).
Фонд оплаты труда (ФОТ) | Суммы трудовых и социальных льгот | Дивиденды, проценты по акциям и вкладам в имущество |
Фонд заработной платы (ФЗП) | ||
Средства, направляемые на потребление |
Рис. 12.2. Состав средств, направляемых на потребление
В состав планового ФЗП входят фонд оплаты труда (регламентируемая часть) и сумма представляемых предприятием трудовых и социальных льгот, включая материальную помощь, выплачиваемую из чистой прибыли. Кроме ФЗП в состав средств потребления входят доходы (дивиденды и проценты) по акциям и вкладам в имущество предприятия членов трудового коллектива, планируемые к выплатам работникам предприятия.
Структура ФОТ. В состав ФОТ включаются выплаты по заработной плате, исчисленные исходя из: сдельных расценок, тарифных ставок и должностных окладов, устанавливаемых в зависимости от результатов труда, его количества и качества; стимулирующих и компенсирующих выплат; систем премирования рабочих и служащих за производственные результаты; иных условий оплаты труда в соответствии с применяемыми на предприятии формами и системами оплаты труда.
Состав расходов на оплату труда регламентируется действующим законодательством.
Для удобства планирование ФЗП целесообразно разделить на три части:
1) фонд основной заработной платы;
2) фонд дополнительной заработной платы;
3) другие компенсирующие и поощрительные выплаты.
Плановая величина ФОТ может определяться различными методами укрупненно или дифференцированно.
1. Укрупнённо плановый ФОТ () можно рассчитать следующими основными методами:
1.1 на основе норматива заработной платы на единицу продукции ()
,
где – планируемый объем продукции в натуральном (стоимостном) выражении;
1.2 на основе индексов изменения заработной платы и производительности труда:
,
где – базовая величина ФОТ в предыдущем (отчетном) году;
и – индексы изменений заработной платы и производительности труда в планируемом периоде;
1.3 на основе норматива прироста ФОТ за каждый процент прироста объема продукции:
1.4 исходя из численности работающих () и их среднегодовой заработной платы с доплатами и начислениями ():
.
При этом методе ФОТ может быть рассчитан как в целом по предприятию, так и по категориям и группам работников.
Применяются также другие укрупненные методы планирования ФОТ (на основе индексов изменения заработной платы и производительности труда, норматива прироста ФОТ за каждый процент прироста объема производства).
2. Дифференцированный (детальный, поэлементный) расчет планового ФОТ производится раздельно по категориям ППП по цехам (подразделениям) и в целом по предприятию и включает следующие расчеты.
Тарифный ФОТ включает оплату труда рабочих-сдельщиков и рабочих-повременщиков.
1) Прямой сдельный ФОТ.
ФОТ рабочих-сдельщиков за запланированный объем продукции (работ) по сдельным расценкам рассчитывается по формуле:
,
где – сдельная расценка на единицу объема производственной программы;
– объем продукции I – го вида.
2) Прямой тарифный ФОТ.
ФОТ рабочих-повременщиков за подлежащее отработке время по тарифным ставкам определяется по формуле:
,
где – часовая тарифная ставка рабочего-повременщика i -го разряда; грн/час;
– планируемый фонд рабочего времени одного рабочего i -го разряда, час;
– списочная численность рабочих-повременщиков i -го разряда, чел.
В ФОТ включаются также выплаты стимулирующего характера – премии. Их размер по сдельно-премиальной и повременно-премиальной системам оплаты труда определяется в соответствии с действующими на предприятии премиальными системами. Для этого используются формулы:
3) или
,
где – процент премии к сдельной заработной плате или тарифной ставке.
Составной частью ФОТ являются также выплаты компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда. Это следующие виды выплат:
4) доплаты за работу в ночное (вечернее) время:
,
где – численность работников, работающих в ночное (вечернее) время;
– часовая тарифная ставка работников i - й группы
– фонд ночного (вечернего) времени, час;
– процент доплат к тарифной ставке за каждый час работы в ночное (вечернее) время, %
5) доплаты за работу в праздничные дни
где – численность работников, которые будут работать в праздничные дни;
– тарифная ставка (планируемый среднечасовой заработок рабочих-сдельщиков) i-той группы рабочих, грн;
– продолжительность смены, час;
– количество праздничных дней в году;
– коэффициент доплат (К=1).
Аналогично рассчитывается плановый фонд доплат за совмещение профессий, работу в многосменном режиме, расширение зон обслуживания, за работу в тяжёлых, вредных, особо вредных условиях труда и т.д.
6) доплаты не освобожденным бригадирам за руководство бригадой:
,
где – заработная плата бригадира по тарифу в плановом периоде;
– число бригадиров;
– размер доплаты бригадиру за руководство бригадой, %.
В состав ФОТ включаются также денежные суммы за неотработанно время в соответствии с законодательством (оплата ежегодных основных и дополнительных отпусков, времени выполнения государственных и общественных обязанностей, доплаты матерям за время перерывов в работе на кормление грудных детей и доплаты подросткам за сокращённый рабочий день).
7) оплата отпусков (времени выполнения государственных и общественных обязанностей):
,
где – средняя заработная плата работников;
– средняя плановая продолжительность отпуска, .
– средняя плановая продолжительность времени выполнения государственных обязанностей, .
Расчёты по п.п. 1, 2, 4, 5, могут проводиться с использованием средневзвешенной часовой тарифной ставки.
Общий плановый ФОТ рабочих рассчитывается как сумма (п. 1-7) указанных выплат и доплат.
Среднегодовая заработная плата рассчитывается по формуле:
,
Среднемесячная заработная плата:
,
где – общий плановый ФОТ;
– списочная численность работников.
Планирование ФОТ служащих.
ФОТ служащих (руководителей, специалистов и служащих) на планируемый период рассчитывается исходя из установленных месячных должностных окладов и численности работников.
,
где – численность работников, имеющих одинаковый должностной оклад, чел.
– месячный оклад данной группы работников, грн.
Для руководителей, специалистов и служащих определяется среднегодовая и среднемесячная заработная плата, а для рабочих среднегодовая, - месячная, - дневная,- часовая.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Назовите задачи плана по труду и персоналу.
2. Раскройте содержание методов планирования производительностей труда.
3. Назовите и охарактеризуйте основные методы планирования численности персонала.
4. Сформулируйте цель и задачи планирования средств на оплату труда.
5. Назовите состав статей фонда оплаты труда; фонда заработной платы; средств, направляемых на потребление.
6. Какие методы планирования фонда оплаты труда вам известны? Раскройте их суть.