Социальная защита населения: природа, функции и механизмы осуществления

В международной практике концепция социальной защиты населения предполагает законодательное закрепление минимальных гарантий, предоставляемых государством (либо под его контролем) любому гражданину, ока завшемуся в сложной жизненной ситуации, независимо от его трудового ста­жа, размера страховых взносов и т.п. Поэтому социальную защиту населения можно рассматри­вать как систему мер правового, социально-экономического и организацион­ного характера гарантируемую и реализуемую государством для обеспечения достойной жизни, т.е. материальной обеспеченности на уровне стандартов со­временного развития общества и свободного развития человека.

В Украине в настоящее время система государственной социальной зашиты выполняет следующие функции:

- помощь одиноким, престарелым, инвалидам, другим наиболее уязвимым категориям населения через соци&тьные выплаты и социальное обслуживание;

- поддержка социально незащищённых других слоев населения;

- обеспечение защиты всех категорий населения через систему социальных гарантий.

Основные права граждан нашего государства в сфере социальной за­щиты закреплены в Конституции Украины.

В основе государственных социальных гарантий лежат минимальные социальные стандарты - установленные законодательством страны нормы и нормативы, которые закрепляют минимальный уровень социальной защиты.

В области охраны здоровья для оценки минимально допустимого уровня удовлетворения потребностей в медицинской помощи и медицин­ского обслуживания населения используются показатели обеспеченности врачами, больничными койками, поликлиниками и амбулаторными учреж­дениями.

В области образования Конституцией Украины гарантируется обще­доступность и бесплатность общего и среднего профессионального образо­вания в государственных общеобразовательных учреждениях и учреждени­ях, относящихся к коммунальной собственности.

В области культуры для оценки минимально допустимого уровня удовлетворения потребностей по этому направлению учитывают нормы развития сети массовых библиотек, кинотеатров, домов культуры в городах и сельской местности.

В области охраны труда и окружающей среды в качестве минималь­ных государственных стандартов принимаются установленные законода­тельством показатели предельно допустимой концентрации (ПДК) содержа­ния химических и других вредных веществ, которые отрицательно действу­ют на работо- и трудоспособность граждан, Установлены нормы перемеще­ния грузов, их подъёма на определённую высоту и другие нормы предельно допустимой тяжести и вредности работ и производственной среды.

Установлены и реализуются государством определённые гарантии в области занятости, оплаты труда, пенсионного обеспечения, социального обслуживания.

Социальная защита населения осуществляется посредством пассив­ных и активных методов.

Пассивные методы состоят в помощи общества отдельным его граж­данам или семьям, которые не имеют достаточных доходов для нормального существования. Такая помощь носит в основном адресный характер.

Активные методы направлены на защиту гражданина или семьи от потерь дохода, связанных с безработицей, старостью, болезнью, получением образования или повышением квалификации.

Социальная защита осуществляется через социальные трансферты (передачу населению государственными и негосударственными организа­циями ресурсов в денежной и натуральной форме преимущественно на без­возмездной основе).

К социальным трансфертам относятся пенсии, пособия, стипендии, дотации, другие выплаты по социальному обеспечению, а также бесплатные услуги, составляющие часть совокупного дохода граждан.

Социальные трансферты осуществляются в разных видах и формах: в виде социальной помощи, государственных социальных гарантий, в том числе социальных льгот отдельным категориям населения, социального страхования.

Социальная помощь предоставляется государством и некоммерчески­ми организациями в виде благ и услуг социально уязвимым группам населе­ния на основе проверки нуждаемости. Объектом социальной помощи выступают матобеспеченные слои населения, доходы которых ниже черты бедности (прожиточного минимума). Механизм осуществления социальной помощи сводится к перераспределению доходов бюджета, полученных от всех налогоплательщиков, что позволяет преодолеть в какой-то степени не­равенство в доходах населения. Через систему социальных трансфертов в форме социальной помощи реализуется концепция гарантии минимального дохода всем группам населения.

Государственные социальные гарантии предполагают предоставле­ние социально значимых благ всем гражданам без учета их трудового вклада и проверки нуждаемости. Эта форма социальных трансфертов базируется на принципах общего налогообложения и бюджетного финансирования расхо­дов на социальные цели.

Социальное страхование направлено на защиту населения от различ­ных социальных рисков, ведущих к потере трудоспособности, а значит и до­хода. В их числе: болезнь, материнство и детство, производственная травма, профессиональное заболевание, несчастный случай, потеря работы, ста­рость, потеря кормильца.

Для этой категории трансфертов характерно предварительное аккуму­лирование средств, в том числе и личных, с целью последующей выплаты застрахованному при наступлении страхового случая.

Пособия регулярные или разовые денежные выплаты гражданам в предусмотренных законодательством случаях. Законодательством Украины предусмотрены пособия по временной нетрудоспособности, семейные и детские пособия, пособия по безработице и др.

Пенсии предусмотренные законодательством регулярные денежные выплаты отдельным категориям граждан (по возрасту, по инвалидности и др.)

Стипендии — регулярные денежные выплаты студентам высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведений, обучающимся с отрывом от производства.

Уровень осуществления социальной защиты и социально-экономической поддержки населения является свидетельством зрелости со­циальной системы в государстве.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Охарактеризуйте сущность понятия «доходы населения». Из каких источников они формируются?

2. Чем определяется дифференциация доходов?

3. Охарактеризуйте дифференциацию доходов населения в Украине и сравните с дифференциацией доходов населения в других странах.

4. Каковы, на ваш взгляд, причины высокого уровня дифференциации доходов населения в Украине?

5. Какие факторы влияют на формирование доходов?

6. Что представляет собой прожиточный минимум?

7. Как осуществляются расчёты прожиточного минимума?

8. Охарактеризуйте минимальный потребительский бюджет, его сущность и отличие от бюджета прожиточного минимума.

9. Каков порядок осуществления индексации доходов населения?

Тема 12. Анализ и планирование трудовых показателей

12.1. Содержание, задачи и технология планирования потребности в персонале (труда и персонала).

12.2. Планирование производительности труда.

12.3. Планирование численности персонала.

12.4. Планирование фонда оплаты труда.

12.1. Содержание, задачи и технология планирования потребности в персонале (труда и персонала).

Планирование потребности предприятия в персонале, необходимом для выпол­нения плана производства и реализации продукции, осуществляется в плане по труду и персоналу (рис. 12.1).

Целью разработки плана по труду и персоналу является определение рацио­нальной (экономически обоснованной) потребности предприятия в персонале и обеспечение эффективного его использования в планируемом периоде времени.

К числу основных задач, которые решаются в процессе планирования труда, относятся следующие:

1) создание трудового коллектива, способного выполнить намеченные такти­ческим планом цели;

2) формирование оптимальной поло-возрастной и квалификационной струк­туры трудового коллектива;

3) подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала фирмы;

4) совершенствование организации труда;

5) совершенствование стимулирования труда;

6) повышение производительности труда и качества труда;

7) создание благоприятных условий труда и отдыха для персонала;

8) обеспечение оптимального соотношения между численностью персо­нала, заработной платой и производительностью труда;

9) ротация персонала (прием, увольнение, перевод);

10) оптимизация средств на оплату труда и т.д.

План по труду и персоналу связан с основными разделами тактического плана: планом производства и реализации продукции; нормами и нормативами; планом инноваций; планом по издержкам, финансовым планом и т.д.

Технологический процесс планирования труда и численности состоит из сле­дующих этапов:

1) анализ выполнения плана по труду и численности за предшествующий пе­риод;

2) расчёт плановых показателей производительности труда;

3) определение нормативной трудоёмкости изготовления единицы продук­ции, работ и товарного выпуска;

4) расчёт планового баланса рабочего времени одного работающего;

5) расчёт потребности в персонале, его плановой структуры и движения;

6) планирование развития персонала.

Рис.12.1. Структура плана по труду и персоналу.

Планирование производительности труда.

В планировании повышения производительности труда используются абсолют­ные показатели, характеризующие уровень производительности труда, и относи­тельные, определяющие динамику её роста. Для оценки уровня производительно­сти труда в плановых расчётах применяются три метода: натуральный (условно-натуральный); трудовой и стоимостной. При этом наиболее часто применяются два показателя: выработка и трудоёмкость.

Выработка (В) рассчитывается по следующей формуле:

где – объём производства продукции, рассчитанный в натуральных (условно-натуральных), стоимостных или трудовых показателях по реализованной, валовой, товарной, чистой (условно-чистой) продукции за определённый период (код, квартал, месяц, день, час);

– затраты труда на данный объём производства продукции, чел-час.

В практике планирования наиболее часто применяются показатели годовой, ме­сячной, дневной и часовой выработки.

Годовая (месячная) выработка рассчитывается делением запланированного объёма продукции на плановую среднесписочную численность промышленно-про­изводственного персонала (ППП) или рабочих. Этот показатель получил название выработки на одного работающего (рабочего) и характеризует использование рабо­чего времени за год (месяц).

Дневная выработка рассчитывается делением запланированного объёма про­дукции на количество человеко-дней, которые должны быть отработаны ППП (ра­бочими) в данном плановом периоде. Она характеризует эффективность использо­вания рабочего дня.

Часовая выработка определяется делением объёма продукции на количество человеко-часов, которые должны быть отработаны ППП (рабочими) в данном пла­новом периоде. Она характеризует часовую эффективность труда.

Трудоёмкость (Т) рассчитывается по формуле:

затраты труда измеряются в часах.

Относительный показатель производительности труда, определяющий ди­намику её роста в процентах по сравнению с предшествующими периодами , рассчитывается по формуле:

,

где , – выработка на одного работающего (рабочего) в плановом и базисном (отчётном) периодах.

В практике внутрифирменного планирования применяются следующие методы планирования производительности труда:

1. метод прямого счёта (на основе трудоёмкости производственной про­граммы);

2. метод планирования по технико-экономическим факторам;

3. укрупнённые методы.

Каждый из них имеет свою точность и область применения.

1. Методом прямого счёта планируют производительность труда по цехам, участкам, рабочим местам. Применение данного метода предполагает наличие у предприятия обоснованных норм времени, сдельных расценок на все виды работ, точный учёт затрат труда.

В этом случае показатель производительности труда (выработка продукции одним работником – В) рассчитывается по формуле:

,

где – объём производства, тыс. грн;

– трудоёмкость производственной программы, час;

– полезный фонд времени одного работника, час.

Этот метод и метод планировании по технико-экономическим факторам обладает точностью и обоснованностью планируемых показателей, однако имеет большую трудоёмкость расчётов. Поэтому они применяются на стадии окончательного составления плана и при планировании отдельных инновационных проектов и мероприятий.

2. Планирование производительности труда по технико-экономическим факторам (в целом по предприятию) осуществляется в следующем порядке:

- определяется экономия численности от разработки и внедрения каждого мероприятия по повышению производительности труда ;

- вычисляется суммарная экономия численности под воздействием всех технико-экономических факторов и мероприятий ;

- рассчитывается прирост производительности труда на предприятии (в цехе, участке) достигаемый под влиянием всех факторов и мероприятий по формуле:

,

где – численность ППП, необходимое для выполнения годового объёма производства при сохранении выработки (производительности) базисного периода, человек.

Факторы роста производительности труда зависят от отраслевой принадлежности предприятия и ряда других причин, однако общепринято выделять такие группы факторов:

1) повышение технического уровня производства;

2) улучшение организации производства и труда;

3) изменение объёма производства и структурные изменения в производстве;

4) факторы внешней среды.

3. Укрупнённые методы планирования производительности труда.

Данные методы позволяют приблизительно оценить уровень производительности труда в планируемом периоде, имеют незначительную трудоёмкость реализации, характеризуются относительно невысокой точностью расчётов. Они применяются в прогнозных расчётах роста производительности труда, на стадии предплановой подготовки.

Укрупнённые методы основаны на связи производительности труда с другими параметрами производства (например, величиной потерь рабочего времени и др.). Для установления характера и количественного выражения связи широко применяются экономико-математические модели, учитывается сложившаяся динамика показателей.

Планирование численности персонала.

Расчёт потребности в персонале производится по категориям работающих. В настоящее время принято следующая классификация персонала.

Все работники предприятия (фирмы) подразделяются на две группы:

1) промышленно-производственный персонал (ППП) (персонал основной деятельности);

2) непромышленный персонал.

В состав ППП входят следующие категории работников:

1) рабочие (основные и вспомогательные);

2) руководители;

3) специалисты;

4) служащие.

Часто категории 2), 3) и 4) объединяют в одну: служащие.

При планировании численности работников различают явочную, списочную и среднесписочную численность.

Явочную численность определяют при планировании численности рабочих.

Явочная численность – это численность рабочих, необходимая для выполнения производственного сменного задания по выпуску продукции.

Списочная численность работников предприятия – это общее число всех работников списочного состава (постоянных, временных, сезонных)на определённое число или дату.

В течение года списочный состав постоянно изменяется. Поэтому при планировании показатели численности определяются по среднесписочной численности.

Среднесписочная численность – это численность работников в среднем за определенный период (месяц, квартал, год). Она определяется за месяц путем суммирования численности работников списочного состава за каждый календарный день месяца, и делением полученной суммы на число календарных дней месяца. Среднесписочная численность за .

Определение потребности в персонале на предприятии ведется раздельно по группам ППП и непромышленного персонала и по категориям.

Исходными данными для планирования численности являются:

1) производственная программа;

2) нормы времени, выработки, обслуживания, численности;

3) номинальный (реальный) фонд рабочего времени за год;

4) мероприятия по сокращению затрат труда и т.д.

Основными методами планирования численности являются:

1) метод, основанный на трудоемкости производственной программы (определяется численность основных рабочих-сдельщиков);

,

где – плановая трудоемкость производственной программы, нормо-час;

– полезный фонд рабочего времени одного рабочего в плановом году,

– коэффициент выполнения норм времени рабочим.

Метод расчета численности по трудоемкости производственной программы является наиболее точным и достоверным.

2)метод расчета численности по нормам выработки (определяется численность рабочих).

,

где – плановый объем продукции (работ) в установленных единицах за определенный период времени;

– плановая норма выработки в тех же единицах измерения и за тот же период времени;

– коэффициент выполнения норм выработки рабочими.

3) по нормам обслуживания (определяется численность основных рабочих в аппаратурных процессах и вспомогательных рабочих на тех работах, на которые имеются нормы обслуживания:

,

где – количество единиц установленного оборудования;

– количество рабочих смен;

– норма обслуживания (количество единиц оборудования, обслуживаемое одним рабочим);

– коэффициент списочности (коэффициент перевода явочной численности рабочих в списочную).

4) по рабочим местам (определяется численность вспомогательных рабочих, для которых не могут быть установлены ни объемы работ, ни нормы обслуживания);

где – число рабочих мест.

В прерывных производствах определяется как отношение номинального фонда времени к полезному (эффективному), а в непрерывных – как отношение календарного времени к полезному (эффективному).

Численность вспомогательных рабочих рассчитывается по приведенным ранее формулам, при этом учитываются трудоемкость обслуживания, нормы выработки (времени), коэффициенты выполнения норм и др., относящиеся к вспомогательному производству.

Численность работников аппарата управления по отдельным категориям (руководители, специалисты, служащие)определяется в зависимости от трудоемкости закрепленных функций, норм управляемости, степени механизации и автоматизации управления и с учетом типовых штатных расписаний.

Планирование численности целесообразно начинать со структурных подразделений предприятия (фирмы): участков, цехов, корпусов, производств и заканчивать подразделениями аппарата управления. Общая численность работающих в целом по фирме определяется путем суммирования

численности работающих (по категориям) по всем подразделениям предприятия.

Заканчивается расчет потребности в персонале определением дополнительной потребности в кадрах или избытка рабочей силы (обычно отдельно по каждой категории работников с учетом профессии, квалификации и т.д.).

Одновременно с расчетом дополнительной потребности в кадрах определяются источники ее обеспечения (внешние и внутренние).

Планирование фонда оплаты труда.

Планирование средств на оплату труда является важнейшим элементом механизма стимулирования труда работников предприятия (фирмы).

Цель планирования средств на оплату труда – определение оптимального размера фонда заработной платы исходя из планируемой результативности хозяйственной деятельности фирмы.

В процессе достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

1) выбор форм и систем оплаты труда, в наибольшей мере соответствующих стратегии и тактике развития фирмы;

2) определение нормируемой величины расходов на оплату труда,

включаемых в себестоимость продукции;

3) расчет величины чистой прибыли, направляемой на оплату труда;

4) расчет средней заработной платы работников предприятия;

5) определение и поддержание на запланированном уровне соотношения между заработной платой, производительностью и фондовооруженностью труда;

6) расчет налогов и отчислений, установленных в зависимости от величины фонда заработной платы (ФЗП);

7) обеспечения участия работников предприятия в капитале и прибыли, получаемой по итогам хозяйственной деятельности и т.д.

ФЗП включает в себя не только фонд оплаты труда (нормируемую часть), относимый к издержкам предприятия, но и выплаты за счет средств социальной защиты и чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

Поэтому планирование средств на оплату труда состоит из расчета фонда оплаты труда (ФОТ), расчета выплат из фонда потребления, который формируется из чистой прибыли, а также расчета выплат социального характера (пособий по временной нетрудоспособности, пособий семьям, воспитывающим детей и т.п.).

Средства, направляемые на оплату труда, образуют ФЗП предприятия и входят в состав средств, направляемых на потребление (рис.12.2.).

Фонд оплаты труда (ФОТ) Суммы трудовых и социальных льгот Дивиденды, проценты по акциям и вкладам в имущество
Фонд заработной платы (ФЗП)
Средства, направляемые на потребление

Рис. 12.2. Состав средств, направляемых на потребление

В состав планового ФЗП входят фонд оплаты труда (регламентируемая часть) и сумма представляемых предприятием трудовых и социальных льгот, включая материальную помощь, выплачиваемую из чистой прибыли. Кроме ФЗП в состав средств потребления входят доходы (дивиденды и проценты) по акциям и вкладам в имущество предприятия членов трудового коллектива, планируемые к выплатам работникам предприятия.

Структура ФОТ. В состав ФОТ включаются выплаты по заработной плате, исчисленные исходя из: сдельных расценок, тарифных ставок и должностных окладов, устанавливаемых в зависимости от результатов труда, его количества и качества; стимулирующих и компенсирующих выплат; систем премирования рабочих и служащих за производственные результаты; иных условий оплаты труда в соответствии с применяемыми на предприятии формами и системами оплаты труда.

Состав расходов на оплату труда регламентируется действующим законодательством.

Для удобства планирование ФЗП целесообразно разделить на три части:

1) фонд основной заработной платы;

2) фонд дополнительной заработной платы;

3) другие компенсирующие и поощрительные выплаты.

Плановая величина ФОТ может определяться различными методами укрупненно или дифференцированно.

1. Укрупнённо плановый ФОТ () можно рассчитать следующими основными методами:

1.1 на основе норматива заработной платы на единицу продукции ()

,

где – планируемый объем продукции в натуральном (стоимостном) выражении;

1.2 на основе индексов изменения заработной платы и производительности труда:

,

где – базовая величина ФОТ в предыдущем (отчетном) году;

и – индексы изменений заработной платы и производительности труда в планируемом периоде;

1.3 на основе норматива прироста ФОТ за каждый процент прироста объема продукции:

1.4 исходя из численности работающих () и их среднегодовой заработной платы с доплатами и начислениями ():

.

При этом методе ФОТ может быть рассчитан как в целом по предприятию, так и по категориям и группам работников.

Применяются также другие укрупненные методы планирования ФОТ (на основе индексов изменения заработной платы и производительности труда, норматива прироста ФОТ за каждый процент прироста объема производства).

2. Дифференцированный (детальный, поэлементный) расчет планового ФОТ производится раздельно по категориям ППП по цехам (подразделениям) и в целом по предприятию и включает следующие расчеты.

Тарифный ФОТ включает оплату труда рабочих-сдельщиков и рабочих-повременщиков.

1) Прямой сдельный ФОТ.

ФОТ рабочих-сдельщиков за запланированный объем продукции (работ) по сдельным расценкам рассчитывается по формуле:

,

где – сдельная расценка на единицу объема производственной программы;

– объем продукции I – го вида.

2) Прямой тарифный ФОТ.

ФОТ рабочих-повременщиков за подлежащее отработке время по тарифным ставкам определяется по формуле:

,

где – часовая тарифная ставка рабочего-повременщика i -го разряда; грн/час;

– планируемый фонд рабочего времени одного рабочего i -го разряда, час;

– списочная численность рабочих-повременщиков i -го разряда, чел.

В ФОТ включаются также выплаты стимулирующего характера – премии. Их размер по сдельно-премиальной и повременно-премиальной системам оплаты труда определяется в соответствии с действующими на предприятии премиальными системами. Для этого используются формулы:

3) или

,

где – процент премии к сдельной заработной плате или тарифной ставке.

Составной частью ФОТ являются также выплаты компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда. Это следующие виды выплат:

4) доплаты за работу в ночное (вечернее) время:

,

где – численность работников, работающих в ночное (вечернее) время;

– часовая тарифная ставка работников i - й группы

– фонд ночного (вечернего) времени, час;

– процент доплат к тарифной ставке за каждый час работы в ночное (вечернее) время, %

5) доплаты за работу в праздничные дни

где – численность работников, которые будут работать в праздничные дни;

– тарифная ставка (планируемый среднечасовой заработок рабочих-сдельщиков) i-той группы рабочих, грн;

– продолжительность смены, час;

– количество праздничных дней в году;

– коэффициент доплат (К=1).

Аналогично рассчитывается плановый фонд доплат за совмещение профессий, работу в многосменном режиме, расширение зон обслуживания, за работу в тяжёлых, вредных, особо вредных условиях труда и т.д.

6) доплаты не освобожденным бригадирам за руководство бригадой:

,

где – заработная плата бригадира по тарифу в плановом периоде;

– число бригадиров;

– размер доплаты бригадиру за руководство бригадой, %.

В состав ФОТ включаются также денежные суммы за неотработанно время в соответствии с законодательством (оплата ежегодных основных и дополнительных отпусков, времени выполнения государственных и общественных обязанностей, доплаты матерям за время перерывов в работе на кормление грудных детей и доплаты подросткам за сокращённый рабочий день).

7) оплата отпусков (времени выполнения государственных и общественных обязанностей):

,

где – средняя заработная плата работников;

– средняя плановая продолжительность отпуска, .

– средняя плановая продолжительность времени выполнения государственных обязанностей, .

Расчёты по п.п. 1, 2, 4, 5, могут проводиться с использованием средневзвешенной часовой тарифной ставки.

Общий плановый ФОТ рабочих рассчитывается как сумма (п. 1-7) указанных выплат и доплат.

Среднегодовая заработная плата рассчитывается по формуле:

,

Среднемесячная заработная плата:

,

где – общий плановый ФОТ;

– списочная численность работников.

Планирование ФОТ служащих.

ФОТ служащих (руководителей, специалистов и служащих) на планируемый период рассчитывается исходя из установленных месячных должностных окладов и численности работников.

,

где – численность работников, имеющих одинаковый должностной оклад, чел.

– месячный оклад данной группы работников, грн.

Для руководителей, специалистов и служащих определяется среднегодовая и среднемесячная заработная плата, а для рабочих среднегодовая, - месячная, - дневная,- часовая.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Назовите задачи плана по труду и персоналу.

2. Раскройте содержание методов планирования производительностей труда.

3. Назовите и охарактеризуйте основные методы планирования численности персонала.

4. Сформулируйте цель и задачи планирования средств на оплату труда.

5. Назовите состав статей фонда оплаты труда; фонда заработной платы; средств, направляемых на потребление.

6. Какие методы планирования фонда оплаты труда вам известны? Раскройте их суть.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: