Расчет величины прожиточного минимума

Россия была первой страной СНГ, в которой после начала рыночных преобразований в 1992 г. была принята официальная методика измерения бедности. В соответствии с этой методикой, как уже упоминалось, к бедным относятся все, кто имеет доходы (или расходы) ниже прожиточного минимума. Значимость показателя прожиточного минимума для социальной политики стимулирует интерес к нему со стороны государства, населения, общественных организаций, ученых, профсоюзов. В частности, нередко в средствах массовой информации ведутся дискуссии о том, является ли прожиточный минимум минимумом в смысле физиологического выживания, можно ли говорить о том, что он завышен или занижен. Внимательный читатель отметит, наверное, что минимум не может быть завышен, потому, что, он «минимум». Но в том и суть проблемы, что этот «минимум» очень относителен. Согласно российским стандартам, у семьи обязательно должен быть холодильник, а вот в Китае так не считают. Более того, и в России сто лет назад так не считали. Можно еще возразить, что раньше и жили меньше, и, может, в некоторой степени потому, что холодильников не было. Но в Китае и сейчас продолжительность жизни выше. Данный пример мы приводим для того, чтобы еще раз подчеркнуть относительность понятия «прожиточный минимум».

Вопросы, связанные с расчетом прожиточного минимума, — предмет большого спора ученых, длящегося более 100 лет, но мы остановимся на них очень коротко, чтобы только разъяснить суть проблемы. Начнем с комментария по поводу расчета прожиточного минимума для установления черты бедности. Процедура решения этого вопроса сводится к тому, чтобы оценить минимальную потребность человека в продуктах питания, непродовольственных товарах и услугах.

В советский период эта задача решалась непосредственно путем определения списка продуктов, товаров и услуг, включаемых в минимальную потребительскую корзину. Выполнялись эти расчеты не столько для целей оценки уровня бедности, сколько для расчета плана производства товаров и услуг первой необходимости, которые должны быть дешевыми, чтобы гарантировать всем возможность их приобретения. Страны с рыночной экономикой, имеющие более разнообразный и динамично меняющийся рынок товаров и услуг, не берут на себя обязательства прямого определения перечня необходимых товаров по причине того, что существует много взаимозаменяемых товаров, номенклатура и цена которых постоянно меняется (в первую очередь это относится к непродовольственным товарам). Поэтому, например, в США оценивается только стоимость минимальной продуктовой корзины, а минимально необходимые расходы на непродовольственные товары и услуги оцениваются исходя из анализа потребления 20 % самых бедных семей.

В 1992 г. выбор подхода к определению прожиточного минимума был обусловлен кризисным состоянием экономики и сводился к следующему:

1. На основе анализа расходов 20 % самых бедных оценивалась доля расходов населения на продукты питания, непродовольственные товары, услуги и обязательные платежи.

2. Специалистами по питанию нормативным методом определялась стоимость самой дешевой продуктовой корзины, гарантирующей питание по современным стандартам потребления белков, жиров, углеводов, витаминов и минеральных веществ.

3. Затем на основе двух указанных выше показателей устанавливалась величина прожиточного минимума.

4. В дальнейшем структура прожиточного минимума сохранялась неизменной, что позволяло определять черту бедности только по данным статистического наблюдения за динамикой стоимости минимальной продуктовой корзины.

В прожиточном минимуме 1992 г., рассчитанном в среднем для всего населения России, расходы на питание составляли 68,3 %; на непродовольственные товары – 19,1 %; на услуги – 7,4 %; на налоги и платежи – 5,2 %. Следует также отметить, что прожиточный минимум оценивался отдельно: для детей в возрасте до 6 лет; для детей в возрасте от 7 до 15 лет; для трудоспособного населения и для пенсионеров.

Начиная с первого квартала 2000 г. расчет величины прожиточного минимума ведется по новой методике, утвержденной постановлением Минтруда и Госкомстата РФ в апреле 2000 г. В новом прожиточном минимуме увеличены расходы на непродовольственные товары и услуги. В результате перехода к новому порядку расчетов его величина стала превышать стоимость прожиточного минимума 1992 г. на 15-20 %. Таким образом, кстати, с точки зрения набора товаров прожиточный минимум в России является более щедрым, чем американский. Прожиточный минимум 2000 г. определяется только на основе нормативного метода. Это означает, что устанавливается полный перечень товаров и услуг, входящих в состав минимальной потребительской корзины и производится стоимостная оценка такого набора. Теперь структура прожиточного минимума не фиксируется и меняется в зависимости от динамики цен на продовольственные и непродовольственные товары, услуги, налоги и обязательные платежи. Например, в 1 квартале 2000 г., когда стоимость нового прожиточного минимума соответствовала 1 138 рублей, доля расходов на питание оставляла 53 %, а в 3 квартале 2002 г. при общей стоимости прожиточного минимума в 1.817 рублей расходы на питание снизились до 46,6 %. Так или иначе, очередной «скачок» показателей бедности, вызванный пересмотром методики, привел лишь к увеличению числа людей, формально имеющих право на получение государственной помощи, но не к росту объемов помощи и не к улучшению положения бедных. И это неудивительно, так как при росте доли бедного населения, имеющего право на социальную помощь, у любой страны сокращаются возможности помочь им за счет оставшихся «небедных». Единственным выходом в этой ситуации является перевод всей системы социальной поддержки населения на принцип адресности, то есть концентрации социальных расходов на помощи наиболее нуждающимся.


Лекция 4, 5. тема 4. Приоритетные НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ (4 часа)

4.1. Муниципальная политика в области охраны здоровья и медицинского обслуживания населения

Важнейшей задачей управления социальной сферой на уровне муниципального образования (напрямую связанной с проблематикой экологической безопасности) является охрана здоровья населения. В современных условиях настоятельной необходимостью является определение стратегического направления, перспективных и текущих задач развития системы здравоохранения.

Состояние здоровья населения определяют значительное число факторов, среди которых определяющими считаются: 1) качество медицинского обслуживания; 2) состояние окружающей среды; 3) образ жизни населения.

В стратегии развития здравоохранения должны быть отражены его назначение, цели и содержательная основа. С этих позиций под охраной здоровья населения может пониматься совокупность мер медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья населения, предоставление гражданам медицинской помощи в случае утраты здоровья.

В рамках общего процесса децентрализации государственного управления в нашей стране произошла децентрализация управления здравоохранением. В государственной системе здравоохранения выделились федеральный, региональный и муниципальный уровни.

К муниципальной системе здравоохранения относятся муниципальные органы управления здравоохранением и находящиеся в муниципальной собственности организации, предприятия и учреждения, являющиеся юридическими лицами и осуществляющие свою деятельность согласно соответствующим законодательным и нормативно-правовым актам по вопросам здравоохранения.

Главной целью муниципального здравоохранения является удовлетворение потребностей местного населения в услугах сферы здравоохранения, отнесенного к предмету ведения муниципального образования (на уровне не ниже государственных минимальных социальных стандартов, выполнение которых законодательно гарантируется государством).

Наряду с главной целью в конкретных условиях финансирования системы здравоохранения в целом или ее отдельных элементов могут формироваться локальные цели управления муниципальным здравоохранением, выражающиеся, например, в удовлетворении потребностей населения в услугах здравоохранения на принципах общедоступности, в соблюдении гарантий предоставления объемов медицинских услуг и качестве лечения в соответствии со складывающимся спросом местного населения на лечебно-профилактические, оздоровительные, медико-диагностические и другие виды услуг в рамках муниципальной программы обязательного медицинского страхования.

Достижение поставленных целей предполагает решение широкого спектра задач, относящихся к предмету ведения органов местного самоуправления в области здравоохранения. К ним относятся следующие:

* реализация государственной политики и обеспечение исполнения федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации в области здравоохранения на территории муниципального образования;

* формирование органов управления муниципальной системой здравоохранения;

* организация и развитие учреждений муниципальной системы здравоохранения;

* формирование местных бюджетов в части расходов на здравоохранение в соответствии с нормативами, установленными субъектами Российской Федерации для муниципальных образований, и внебюджетных фондов охраны здоровья населения;

* осуществление мероприятий по охране окружающей среды и обеспечение должного санитарно-эпидемиологического состояния на территории муниципального образования;

* развитие на территории муниципальных образований сети муниципальных организаций здравоохранения различных организационно-правовых форм и координация их деятельности;

* разработка порядка оказания медицинской помощи гражданам на территории муниципального образования;

* участие в контроле деятельности муниципальных организаций здравоохранения.

В качестве главной задачи организации здравоохранения на муниципальном уровне рассматривается формирование и выполнение муниципальных программ здравоохранения, учитывающих особенности конкретного муниципального образования.

Муниципальная программа здравоохранения (как основа формирования соответствующего муниципального заказа) представляет собой комплексный план, содержащий объемные и финансовые показатели деятельности организаций здравоохранения муниципального образования, формируемый на базе анализа структуры потребностей населения в медико-оздоровительных услугах и имеющихся ресурсов медико-социального страхования, утверждаемый местной администрацией.

Муниципальные органы управления здравоохранением. Для реализации поставленных целей и задач в соответствии с уставами муниципальных образований формируются органы местного самоуправления в области здравоохранения, в пределах своей компетенции планирующие и осуществляющие меры по реализации государственной политики, выполнению муниципальных программ здравоохранения. Соответствующие органы местного самоуправления решают вопросы определения условий и порядка деятельности учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности.

Муниципальные органы здравоохранения наделяются полномочиями собственников по распоряжению муниципальным имуществом, предоставленным учреждениям здравоохранения муниципального сектора на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Взаимодействие между муниципальными органами здравоохранения и соответствующими органами федерального уровня и уровня субъектов федерации определяются законодательством РФ, нормативно-правовыми актами субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также существующими между ними договорами и соглашениями.

При муниципальных органах здравоохранения могут образовываться комиссии для коллегиального обсуждения вопросов охраны здоровья местного населения, рассмотрения и принятия муниципальных программ здравоохранения, в частности, определения видов, объемов и объектов медицинской помощи, источников ее финансирования, порядка предоставления бесплатной медицинской помощи, контроля за выполнением установленных норм и правил.

Организации здравоохранения, относящиеся к муниципальному сектору, создаются в организационно-правовых формах, установленных гражданским законодательством Российской Федерации. Учредителями муниципальных организаций здравоохранения являются муниципальные образования, представленные органом местного самоуправления в области здравоохранения.

Субъектами здравоохранительной деятельности на муниципальном уровне являются коммерческие и некоммерческие организации здравоохранения, номенклатура которых утверждается федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения. Коммерческие организации здравоохранения создаются в форме муниципальных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения; некоммерческие организации здравоохранения – в форме муниципальных учреждений, финансируемых за счет соответствующего бюджета.

Финансирование деятельности муниципальной системы здравоохранения осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней, средств обязательного медицинского страхования и иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Местные нормативы финансирования в области здравоохранения устанавливаются с учетом специфики муниципальных организаций здравоохранения, вида оказываемых ими услуг, структуры потребностей населения в определенных видах здравоохранительных услуг, местных особенностей и других факторов.

Финансовая помощь из бюджета субъекта Российской Федерации муниципальному бюджету на нужды здравоохранения осуществляется в форме предоставления дотаций (трансфертов) из территориального фонда финансовой поддержки муниципальных образований, доходная база которых недостаточна для финансирования расходов, обеспечивающих социальные стандарты в области здравоохранения.

Местные бюджеты обеспечивают содержание и развитие материальной базы учреждений и трудовых ресурсов здравоохранения, осуществляют взносы в территориальные фонды обязательного медицинского страхования за неработающее население, возмещают расходы на лечение заболеваний, не входящих в базовую программу обязательного медицинского страхования. Финансирование системы муниципального здравоохранения за счет бюджетных средств и средств обязательного страхования должно обеспечивать потребность населения в услугах здравоохранения на уровне соответствующей части государственного минимального социального стандарта и социальных норм.

Возможность решения поставленных перед муниципальным здравоохранением задач, реализации программ в определяющей мере зависит от рациональности системы управления муниципальным здравоохранением, эффективности ее влияния на процессы, происходящие в сфере здравоохранения. В условиях острого дефицита бюджетных средств обеспечение гарантированных прав населения в области здравоохранения требует оптимального использования предназначенных для этого ресурсов, что, в свою очередь, предполагает выбор правильных ориентиров развития здравоохранения, определение и финансирование наиболее эффективных форм медицинской помощи. В частности, следует в большей степени акцентировать внимание на профилактическом направлении охраны здоровья граждан с соответствующим перераспределением финансовых средств из стационарного в амбулаторно-поликлинический сектор.

Данное положение нашло отражение в «Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации» и учтено при определении финансовых нормативов на оказание медицинской помощи населению.

При определении направлений и объектов бюджетных ассигнований на нужды муниципального здравоохранения необходимо учитывать, что решение стратегических задач развития здравоохранения обеспечивается прежде всего из бюджетных источников финансовых средств, в то время как денежные средства фондов обязательного медицинского страхования предназначены для обеспечения текущей деятельности медицинских учреждений.

Использование системы обязательного медицинского страхования (ОМС) в качестве одного из основных источников финансирования здравоохранения требует серьезного анализа целого ряда аспектов ее функционирования. Это касается, в частности, разделения зон ответственности бюджета и страховых фондов, определения видов и объемов медицинской помощи, оказываемой в рамках ОМС, рационализации отношений в звене «субъект - объект» страхования и т.д.

Рациональное использование ресурсов, улучшение качества и доступности медицинской помощи сельскому населению муниципальных образований предполагает формирование на базе центральных районных больниц лечебно-диагностических комплексов, включающих муниципальные медицинские учреждения, передвижные формы лечебно-диагностической и консультационной помощи, межрайонные клинико-диагностические центры.

Развитие системы здравоохранения, в том числе муниципальной, находится в непосредственной связи с перспективами развития учреждений и организаций здравоохранения, находящихся в настоящее время в сложном положении, вынужденных решать целый ряд серьезных проблем организационного и экономического характера. К их числу относится недостаточное финансирование, не позволяющее обеспечить нормальное функционирование материально-технической базы этих учреждений и организаций.

На решение проблем в системе здравоохранения, в том числе на ее модернизацию направлен национальный проект «Здоровье», реализация которого началась с 2005 г.

Перспектива развития здравоохранения на муниципальном уровне напрямую связана с реализацией данного национального проекта, как долгосрочной концепции развития всей системы здравоохранения, связанной, в свою очередь, с концепцией социально-экономического развития страны.

До последнего времени основным видом экологической деятельности на всех уровнях управления была охрана природы и окружающей среды, которая, во-первых, осуществляется неэффективно и, во-вторых, составляя важный раздел природопользования, не исчерпывает содержания этого процесса.

Существующая система управления природоохранной деятельностью представлена многочисленными органами управления, которые дифференцируются не только по признаку принадлежности, но и по уровню иерархии управления на региональные, областные, районные и муниципальные; осуществляют, в основном, покомпонентное управление природоохранной деятельностью и контроль использования какого-либо вида природного ресурса. Ни один орган управления не имеет полного охвата всех функций - прогнозирование, программирование, планирование, организация, координирование, нормирование, учет, контроль, активизация и регулирование природоохранной деятельности и использования природного ресурса.

В успешной реализации экологического регулирования на муниципальном уровне ведущую роль играет формирование хозяйственного механизма рационального природопользования в единстве его административно-правовой и экономической составляющих. Очевидно, что такой механизм выступает составным звеном механизма хозяйствования и призван обеспечить увязку интересов различных природопользователей, а также интеграцию основного и природоохранного видов деятельности, расположенных в границах муниципального образования предприятий и организаций. Речь идет об организации экономических взаимоотношений предприятий и территорий на эквивалентной основе. Только эквивалентный обмен между экономическими хозяйствующими субъектами или их группами в соответствии с законом стоимости может обеспечить действительную сбалансированность воспроизводственного процесса.

Экологическая политика в системе местного самоуправления. Эффективность экологического регулирования на муниципальном уровне может быть достигнута только при вычленении в структуре местного управления экологической политики как специфического вида местной управленческой деятельности. Разработка стратегии и тактики регионального экоразвития может составить суть муниципальной экополитики, в которой в качестве главного практического инструмента сопряженности процессов социально-экономического и экологического развития выступают соответствующие хозяйственные и правовые механизмы, посредством которых вводятся экологические ограничения и запреты.

Экологическая политика должна осуществляться территориальными органами власти и базироваться на тщательно разработанном экологическом законодательстве, которое свое практическое применение находило бы благодаря инструментарию государственных регламентаций, системе мониторинга окружающей среды и разного рода санкций. Составной частью экологической политики являются и методы косвенного экологического регулирования, включающего разного рода платежи за потенциальное и фактическое загрязнение, льготные займы, налоговые скидки и т.п.

Проведение самостоятельной экологической политики субъекта муниципального управления в государственной таксономической иерархии не освобождает его от ответственности перед субъектом более высокого уровня. Одновременно, будучи частью таксономической государственной системы, любое административно-территориальное образование вправе, как часть целого, рассчитывать на привлечение всей полноты ресурсных возможностей этого целого.

Многие стороны муниципальной экологической политики еще недостаточно фундаментально разработаны. В частности, слабо разработан вопрос о принципах ее формирования. Природные и социально-экономические условия и их дифференциация на территории, сложившиеся в границах муниципального образования (экономика, население и расселение) - это объективные предпосылки и факторы местной экологической политики. Другое дело - принципы этой политики: они всегда субъективны. Под принципами экологической политики понимаются правила деятельности (руководящие идеи) субъекта власти (или претендента на превращение в такого субъекта) по формированию системы целей и задач экологической политики в муниципальном образовании, разработке соответствующей системы приоритетов и предпочтений и созданию механизма их реализации.

Если принципы муниципальной экологической политики соотнести с принципами равновесного природопользования, то первые имеют преимущественно тактический и даже оперативный характер (достаточно, например, смены субъекта власти, и муниципальная экологическая политика может быть изменена), а вторые ориентированы на реализацию в течение длительного периода перехода от экстенсивного природопользования к интенсивному, т.е. имеют стратегический характер.

Принципы муниципальной экологической политики должны обязательно отражать специфику данного административно-территориального образования (не только экологическую, но и все аспекты социально-экономической специфики) и одновременно его роль и место в жизни страны и региона. Выполнение последнего требования позволит каждому субъекту сформировать собственную систему принципов муниципальной экологической политики и уже на этой основе формировать ресурсы и механизмы для ее реализации.

Среди инструментов экологической политики следует, прежде всего, назвать эмиссионные стандарты как для стационарных, так и для мобильных (например, средств транспорта) источников загрязнения. Эти стандарты должны опираться на общенациональные требования, но с обязательной их корректировкой применительно к местным условиям.

Исходя из сущности и содержания местной экологической политики в качестве ее основных задач можно выделить следующие:

· создание долгосрочной стратегии управления окружающей средой, включая и рациональное использование местных природных ресурсов;

· создание системы административных мер и экономических рычагов, обеспечивающей достижение стратегических и тактических целей экологического развития;

· формирование местной экологической инфраструктуры;

· создание действенной системы экологического мониторинга;

· регулирование землепользования в пределах муниципального образования;

· формирование системы поощрения общественных и частных инициатив по улучшению экологической ситуации;

· организация экологического просвещения, образования во всех формах обучения от дошкольных учреждений до высшей школы, включая системы повышения квалификации, переподготовки и подготовки кадров в области маркетинга, менеджмента и предпринимательской деятельности.

Основой для формирования местной экологической политики должно стать четкое понимание той экологической обстановки, которая объективно существует на данный момент в конкретном муниципальном образовании, а также инерционных тенденций ее развития. Для того чтобы получить такое представление, необходимо рассмотреть три основные составляющие экологической обстановки [1].

Во-первых, необходимо учитывать экологическую емкость территории муниципального образования: превышена уже эта емкость наличным масштабом хозяйственной деятельности или пока еще остаются определенные резервы в данной природной среде. Это значит, что необходим хорошо разработанный кадастр региональной экологической обстановки и последующий систематический ее мониторинг.

Во-вторых, как особую составляющую экологической обстановки необходимо учитывать здоровье населения. Именно состояние здоровья людей сильно зависит от экологической обстановки в целом. Но, с другой стороны, оно само является показателем и общих, и конкретных качеств местной среды обитания. Медицинская география неопровержимо показывает территориальную «привязку» многих заболеваний и их связь с качеством среды обитания. Другие заболевания (в том числе многие аллергические), характерные для горнопромышленных и агропромышленных регионов, - отнюдь не профессиональные (как это нередко полагают) заболевания, а реакции организма на различные загрязнения (в т.ч. и токсические) атмосферы, почв, гидросферы. Более того, по распространению отдельных заболеваний можно делать многозначительные выводы об экологической обстановке в пределах границ муниципального образования.

В-третьих, выявление и учет факторов, обусловливающих конкретную экологическую ситуацию в муниципальном образовании. Разумеется, набор факторов, обусловивших ту или иную экологическую ситуацию в данном образовании, конкретен и, соответственно, специфичен. Однако ряд факторов следует отнести к числу общих, но имеющих конкретные проявления.

Актуальной задачей является создание муниципальных органов управления, обладающих полным набором функций и позволяющих на основе разграничения компетенции по функциональному признаку, формам собственности, видам и уровням иерархической подчиненности делегировать значительную часть функций управления на муниципальный уровень с целью достижения экологической безопасности населения, стабилизации и дальнейшего улучшения качества компонентов окружающей среды и всей экологической обстановки в целом.

Следует также особо подчеркнуть, что достижение успеха в решении чрезвычайно актуальных для большинства муниципальных образований нашей страны экологических проблем может быть обеспечено лишь при согласованной деятельности органов управления разных иерархических уровней, при четком определении прав и обязанностей каждого из этих уровней в выборе различных вариантов сочетания административных и экономических методов экологического регулирования.

Наконец, обеспечение экологической политики, осуществляемой на уровне муниципального образования, должно опираться на развитую и действенную систему экологического мониторинга, которая является необходимой предпосылкой для выработки стратегии экологического развития, разработки мер по уменьшению загрязнения окружающей среды, ликвидации катастрофических загрязнений и т.п. Внедрение системы комплексного мониторинга окружающей природной среды в виде интегральной территориальной сети на всех уровнях, состоящего из подсистем общего, фонового и покомпонентного мониторингов, следует считать одной из главных стратегических задач на всех уровнях управления - от федерального до муниципального.

Вопросы для обсуждения:

1. Сформулируйте понятие муниципальной системы здравоохранения, цели и задачи ее функционирования. Каковы источники ее финансирования?

2. Определите порядок формирования, состав и полномочия муниципальных органов управления здравоохранением.

3. Выделите основные проблемы и направления развития муниципального здравоохранения.

4. Каковы сущность, содержание и принципы формирования муниципальной экологической политики?

4.2. Муниципальная политика в сфере образования

Одним из приоритетных направлений социальной политики в муниципальных образованиях в соответствии с законодательством о местном самоуправлении и отраслевым законодательством в социальной сфере в целом является организация и содержание сети учреждений образования в целях сохранения уровня и качества образования и его повышения на основе новых технологий.

Правовыми основами развития и функционирования сферы образования в Российской Федерации являются документы, принятые международными организациями (Международная Конвенция о правах ребенка, Декларация прав ребенка), законы Российской Федерации (Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации «Об образовании»), Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, Федеральная программа развития образования, нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность системы образования. Нормативная правовая база Российской Федерации, регулирующая сферу образования состоит из законодательных актов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, ведомственных правовых актов, а также из законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ в области образования. Общий массив нормативно-правовой базы только по дошкольному образованию составляют более пятнадцати законов, четыре указа Президента РФ, около десяти постановлений и распоряжений Правительства РФ, а также ряд нормативных правовых актов Министерства образования и науки РФ. В свете правовых аспектов в области образования следует особо выделить основной законодательный акт – Конституцию Российской Федерации. В статье 43 Конституции закреплены две важные государственные гарантии реализации права на образование: общедоступность образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и бесплатность получения образования в указанных образовательных учреждениях. Закреплением указанных гарантий наше государство превзошло уровень требований, изложенных в п. «а» ст. 4 «Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования» (принята в г. Париже 14 декабря 1960 г. на 11-ой сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО), в котором, в частности, говорится, что только начальное образование является обязательным и бесплатным. Следует отметить, что на субъекты Российской Федерации возложена обязанность обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов), в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. № 973 «О порядке и условиях предоставления в 2008-2010 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату компенсации части родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования» утверждены Правила предоставления в 2008–2010 гг. субсидий из федерального бюджета бюджету субъектов РФ и методика распределения между субъектами РФ субсидий на выплату компенсаций части родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Положения ст. 43 Конституции РФ получили свое развитие в таких законах, как Закон РФ «Об образовании», Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющих детей», Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий», Бюджетный кодекс Российской Федерации, постановление Правительства РФ «О федеральных компонентах государственных образовательных стандартов дошкольного образования» (от 08 апреля 2000 г. № 309 с изменениями от 01 февраля 2005 г.) и др. Правовым вопросам управления в Законе РФ «Об образовании» посвящена самостоятельная и достаточно объемная глава «Управление системой образования».

Отметим, что базовыми показателями оценки деятельности в области управления качеством образованиянарегиональном уровне являются:

· удовлетворение потребности населения в услугах образования, его доступность;

· условия содержания и образования детей в образовательных учреждениях;

· кадровый потенциал системы образования;

· экономическая эффективность деятельности системы образования.

Высокая миссия стандарта как государственной нормы, установление которой отнесено к компетенции Российской Федерации (ст. 43 Конституции РФ), т. е. высших органов законодательной и (или) исполнительной власти, требует четкого определения статуса стандарта и его места в системе образования. В данной системе стандарт становится единственным нормативно-правовым актом, устанавливающим от имени Российской Федерации определенную совокупность норм и правил, регулирующих деятельность системы образования.

Цель политики модернизации образования в среднесрочной перспективе состоит в обеспечении конкурентоспособности России на мировом уровне. Указанная цель достижима, если в ближайшее годы обеспечить оптимальное соотношение затрат и качества в сферах образования и науки. Для этого необходимо внедрить в систему образования новые организационно-экономические механизмы, обеспечивающие эффективное использование имеющихся ресурсов и способствующие привлечению дополнительных средств, повысить качество образования на основе обновления его структуры, содержания и технологий обучения, привлечь в сферу образования квалифицированных специалистов, повысить его инновационный потенциал и инвестиционную привлекательность.

На модернизацию сферы образования направлен и национальный проект «Образование», реализующийся на всех уровнях власти РФ[2].

Организационной основой реализации государственной политики Российской Федерации в сфере образования должна стать Федеральная целевая программа развития образования на 2010-2015 годы (далее – Программа), обеспечивающая продолжение модернизации российское образования. Решение указанных задач достигается также благодаря использованию системы мер по совершенствованию нормативно-правовой базы, кадровому, информационному и материально-техническому обеспечению сферы образования.

Решение стратегической задачи совершенствования содержания и технологий образования обеспечивается за счет реализации программных мероприятий по следующим основным направлениям:

· создание системы образования детей старшего дошкольного возраста с целью обеспечения равных стартовых возможностей для последующего обучения в начальной школе;

· оптимизация нагрузки учащихся общеобразовательных учреждений и расширение возможностей дополнительного образования детей;

· внедрение новых государственных образовательных стандартов общего образования;

· внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию моделей непрерывного образования, в том числе с использованием современных информационных и коммуникационных технологий.

Решение стратегической задачи развития системы обеспечения качества образования достигается за счет реализации программных мероприятий по следующим основным направлениям:

- совершенствование государственной системы оценки деятельности образовательных учреждений и организаций с целью обеспечения ее соответствия развивающейся системе образования;

- развитие новых форм и механизмов оценки и контроля качества деятельности образовательных учреждений, в том числе с привлечением общественности и профессиональных объединений;

- совершенствование механизмов признания эквивалентности документов об образовании с целью повышения академической мобильности и увеличения экспорта образовательных услуг, а также интеграции России в мировое образовательное пространство;

- создание общероссийской системы оценки качества образования, согласованной по всем уровням и ступеням образования, что в итоге позволит обеспечить его качество и доступность;

- совершенствование государственной аттестации научных и научно-педагогических кадров с целью повышения качества и результативности системы подготовки кадров высшей квалификации и обеспечения воспроизводства и развития кадрового потенциала образования и науки, а также приведения отечественных процедур аттестации научных и научно-педагогических кадров в соответствие с международной практикой.

Решение стратегической задачи повышения эффективности управления в сфере образования обеспечивается за счет реализации программных мероприятий по следующим основным направлениям:

· внедрение моделей интегрированных образовательных учреждений реализующих образовательные программы различных уровней образования, для обеспечения адекватной реакции системы образования на динамично изменяющиеся потребности личности, общества и государства;

· внедрение моделей государственно-общественного управления образовательными учреждениями в целях развития институтов общественного участия в образовательной деятельности и повышения открытости и инвестиционной привлекательности сферы образования;

· повышение эффективности институционального управления при изменении организационно-правовых форм деятельности учебных заведений в целях обеспечения развития экономической самостоятельности образовательных учреждений, усиления их ответственности за конечные результаты деятельности, повышение результативности и прозрачности финансирования сферы образования;

· организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений для развития мобильности в сфере образования, совершенствования информационного обмена и распространения эффективных решений;

· совершенствование системы управления образованием на основе эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в рамках единого образовательного пространства.

Решение стратегической задачи совершенствования экономических механизмов в сфере образования обеспечивается за счет реализации программных мероприятий по следующим основным направлениям:

· Внедрение новых моделей финансирования образовательных организаций на всех уровней образования;

· Внедрение механизмов, способствующих развитию экономической самостоятельности образовательных организаций (учреждений);

· Реализация комплекса мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности сферы образования, способствующих притоку инвестиций, а также финансовых, материальных. Интеллектуальных и иных ресурсов в систему образования.

В результате реализации Программы будет обеспечено выравнивание доступа к получению качественного образования всех уровней за счет введения образования для детей старшего дошкольного возраста. Профильного обучения, создания общероссийской системы оценки качества образования, системы непрерывного профессионального образования, а также опережающего развития общенациональных университетов и системообразующих вузов как центров интеграции науки и образования для подготовки высокопрофессиональных кадров.

Среди долгосрочных программ государства в области образования является «Национальная доктрина образования в Российской Федерации»(одобрена постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000г. № 751).

Доктрина определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 года.

Доктрина отражает интересы граждан многонационального Российского государства и призвана создать в стране условия для всеобщего образования населения, обеспечить реальное равенство прав граждан и возможность каждому повышать образовательный уровень в течение всей жизни.

Доктрина признает образование приоритетной сферой накопления знаний и формирование умений, создание максимально благоприятных условий для выявления и развития творческих способностей каждого гражданина России, воспитания в нем трудолюбия и высоких нравственных принципов, а также признает образование сферой трудовой занятости населения, прибыльных долгосрочных инвестиций и наиболее эффективного вложения капитала.

Она отражает новые условия функционирования образования, ответственность социальных партнеров – государства, общества, семей, работодателей – в вопросах качества общего и профессионального образования, воспитание подрастающего поколения. Доктрина определяет основные направления совершенствования законодательства в области образования и является основой для разработки программ развития образования.

Принятие нормативных актов, противоречащих доктрине, в том числе снижающих уровень гарантий прав граждан в области образования и уровень его финансирования, не допускается.

Доктрина отражает решимость и волю государства принять на себя вместе с общественностью ответственность за настоящие и будущее отечественного образования, являющегося основой социально-экономического и духовного развития России.

В Доктрине выделены основные цели и задачи образования. Система образования призвана обеспечить:

- историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

- воспитанию патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям культуре других народов;

- формирование культуры мира и межличностных отношений;

- разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности;

- формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений;

- формирование у детей, молодежи, других категорий граждан трудовой мотивации, активной жизненной и профессиональной позиции, обучение основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;

- организацию учебного процесса с учетом современных достижений науки, системное обновление всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий;

- непрерывность образования в течение всей жизни человека;

- многообразие типов и видов образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию образования, личностно-ориентированное обучение и воспитание;

- преемственность уровней и ступеней образования;

- создание программ, реализующих информационные технологии в образовании и развитие открытого образования;

- академическую мобильность обучающихся;

- развитие отечественных традиций в работе с одаренными детьми и молодежью, участие педагогических работников в научной деятельности;

- подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий;

- воспитание здорового образа жизни, развитие детского и юношеского спорта;

- противодействие негативным социальным процессам;

- экологическое воспитание, формирующие бережное отношение населения к природе.

Выделено, что образование является сферой ответственности и интересов государства и его институтов. Государство в сфере образования призвано обеспечить:

- реализацию конституционного права и равные возможности доя различных социальных слоев и территориальных групп населения на получение бесплатного образования высокого качества;

- сохранение и развитие единого образовательного пространства России;

- участие органов государственной власти в обеспечении деятельности муниципальных образовательных учреждений;

- формирование в общественном сознании отношения к образованию как высшей ценности гражданина, общества и государства;

- расширение участия общества в управлении образованием;

- участие профессиональных образовательных сообществ в разработке образовательной политики на федеральном и региональном уровнях;

- светский характер образования;

- условия для полноценного и ответственного обучения и воспитания детей в семье, образовательных учреждениях всех форм, типов и видов;

- всестороннюю заботу о сохранности жизни, здоровья и физическом воспитании и развитии детей, учащихся и студентов;

- создание социально-экономических условий для приоритетного развития системы образования;

-открытость системы образования и учебных заведений для общественного контроля;

- нормативное финансирование образовательных учреждений;

- стимулирование негосударственных инвестиций в систему образования, в том числе путем предоставления установленных законодательством налоговых и иных льгот для юридических и физических лиц, участвующих в развитии образовательных учреждений;

- привлечение работодателей и других заказчиков, специалистов к социальному партнерству и организации профессионального образования с целью удовлетворения потребностей рынка труда;

- доступ обучающихся и преподавателей каждого образовательного учреждения к информационно-дидактическим программам, технологиям, сетям и базам данных, методической, учебной и научной литературе;

- государственную поддержку образовательных учреждений всех форм собственности, обеспечивающих реализацию государственной политики в области образования;

- создание правовых условий получения образования как за счет средств бюджетов всех уровней, так и за счет средств обучающихся и их семей, предприятий, организаций;

- активное включение средств массовой информации в пропаганду и реализацию основных целей и задач образования.

Проводя кадровую политику в сфере образования, государство признает ведущую роль педагога в достижении целей образования и призвано обеспечить дошкольные и общеобразовательные учреждения учителями и воспитателями, как правило, с высшим образованием. Создать условия для творческого роста, повышения квалификации и своевременной переподготовки педагогов всех уровней образования, порядок проведения которых определяется учредителем и уставом образовательного учреждения.

Государство должно привлекать в систему образования талантливых специалистов, способных на высоком уровне осуществлять учебный процесс, вести научные исследования, осваивать новые технологии и информационные системы, повысить ответственность педагогических и научных работников за качество обучения и воспитания детей и молодежи.

Оно создает условие для неуклонного повышения престижа и социального статуса преподавателей и работников сферы образования.

Таким образом, государство обязано заботиться о соблюдении правил организации образовательных учреждений независимо от их правовой основы. Каждый гражданин страны имеет право на получение образования. Местные органы государственной власти следят за соблюдением нижнего и верхнего пределов содержания образовательной системы, включая перечень дисциплин, их информационную полноту, квалифицированность педагогов, нагрузку, временные показатели, уровень образованности на каждом этапе и т.д. В задачи органов организации и регулирования в системе образования входит также контроль соблюдения права человека на возможность самореализации и самоопределения. В современной системе образования наблюдается все большая децентрализация, т.е. передача ряда полномочий местным органам управления. Положительной стороной этого шага является то, что местные власти глубже изучают специфику региона, и т.д. Высшие органы управления при этом могут сосредоточить усилия на решении общегосударственных глобальных вопросов образования, адаптирующихся низшими органами для условий конкретного региона.

Муниципальная система образования складывается из органов управления образованием и сети образовательных учреждений, состоящей из муниципальных учреждений общего и среднего профессионального образования, перешедших в муниципальную собственность при децентрализации государственной системы образования; ведомственных учреждений образования, переданных в муниципальную собственность при приватизации предприятий; сети внешкольных учреждений образования, направленных на организацию досуга и развитие детского творчества; частных образовательных и досуговых учреждений.

В соответствии с законодательством органы местного самоуправления формируют местные бюджеты в части расходов на образование и соответствующие фонды развития сферы образования; разрабатывают и принимают местные нормативы финансирования системы образования; устанавливают дополнительные налоги и льготы, стимулирующие развитие образования; регулируют в пределах своей компетенции отношения собственности в системе образования; устанавливают контроль условий аренды зданий, помещений и иных объектов собственности образовательными учреждениями; создают, реорганизуют и ликвидируют муниципальные образовательные учреждения; строят здания и сооружения муниципальных образовательных учреждений, обустраивают прилегающие к ним территории. Органы местного самоуправления, как собственники муниципальных учреждений образования, имеют право назначать их руководителей, если иное не предусмотрено решением органа местного самоуправления, а также типовыми положениями или уставами образовательных учреждений.

Кроме того, органам местного самоуправления в целях осуществления государственной политики в области образования переданы полномочия по планированию, организации, регулированию деятельности местных (муниципальных) органов управления образованием, определению их структуры и полномочий, назначению и увольнению руководителей местных органов управления образованием.

Для реализации государственных полномочий в сфере образования муниципальные органы управления образованием, как правило, наделяются следующими функциями:

- управления (планирование, организация, регулирование и контроль деятельности) всеми расположенными на территории муниципального округа учреждениями образования;

- оказания помощи в организации научно-методического обеспечения деятельности подведомственной сферы;

- осуществления контроля условий аренды зданий, помещений и иных объектов собственности образовательных учреждений;

- обеспечения содержания и развития материально-технической базы учреждений образования;

- обеспечения подведомственных учреждений образования оперативной и долгосрочной информацией в целях развития системы образования;

- осуществления координации деятельности учреждений образования на своей территории;

- осуществления контроля исполнения в муниципальном образовании законодательства Российской Федерации об образовании;

- соблюдения государственных образовательных стандартов и нормативов;

- осуществления анализа состояния системы образования в муниципальном округе и прогнозирование его развития, и т.п.

В отношении муниципальных органов управления образованием соответствующие органы субъектов РФ выполняют информационные, научно-методические, координационные и контрольные функции. Современный контроль, согласно Закону РФ «Об образовании», в основном заключается в контроле над исполнением учреждениями образования всех форм собственности государственных образовательных стандартов и нормативов.

В настоящее время структура органов управления образованием на муниципальном уровне не регламентирована и осуществляется в разных формах в зависимости от финансовых возможностей муниципального образования, сложившейся системы управления, разветвленности сети образовательных учреждений, а также наличия необходимых специалистов.

На практике органы управления образованием в муниципалитетах организуются либо как отдел образования в структуре местной администрации на базе бывшего государственного органа - РОНО (ГОРОНО), либо органы местного самоуправления сами являются органом управления образованием и в структуре местной администрации выделяется специалист по образованию. При этом функции, возложенные на обе управленческие структуры, будут одинаковы. Различия же заключаются в системе их финансирования: в первом случае органы управления образованием финансируются по бюджетному разделу «образование», во втором – по разделу «государственное и муниципальное управление».

Местные органы управления образованием являются учредителями муниципальных учреждений образования. На основании их решения органы управления муниципальным имуществом закрепляют за последними в оперативное управление объекты собственности и в бессрочное бесплатное пользование – участки земли. При этом муниципальная собственность, закрепленная за образовательным учреждением, может отчуждаться собственником в порядке и на условиях, которые установлены законодательством РФ и субъектов РФ, а также правовыми актами органов местного самоуправления, принятыми в пределах их полномочий.

Уставом образовательного учреждения может быть предусмотрена его предпринимательская деятельность (сдача в аренду основных фондов и имущества, оказание посреднических услуг и т.п.). Но органы местного самоуправления вправе приостановить такого рода практику образовательного учреждения, если она идет в ущерб собственно образовательной деятельности, предусмотренной уставом учреждения.

4.3. Обеспечение общественной и личной безопасности населения муниципального образования

Становление в Российской Федерации демократической системы территориального самоуправления позволило на практике предоставить широкие полномочия местным органам по самостоятельному осуществлению охраны общественного порядка. Проводимые исследования показывают, что для общества проблема безопасности находится сегодня на одном из первых мест. Основной причиной столь четко выраженной социальной потребности является неудовлетворенность населения состоянием охраны общественного порядка.

В соответствии со ст.1 Закона РФ «О безопасности» безопасность трактуется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. При этом под жизненно важными интересами понимается совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности общества и государства.

Основным субъектом обеспечения безопасности признается государство, и оно выполняет функции в данной области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Непосредственное выполнение функций по обеспечению безопасности личности, общества и государства возложено на государственные органы обеспечения безопасности, которые образуются в системе исполнительной власти, а так же на органы местного самоуправления. В целях обеспечения безопасности данные органы обязаны согласовывать свои усилия и действовать в пределах компетенции. Их компетенция определяется рядом законодательных актов.

Реальные и потенциальные угрозы интересам, исходящим от внутренних и внешних источников опасности, определяют содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности. Закон называет несколько видов безопасности: военную (оборонную), экономическую, социально-политическую (общественную), экологическую, информационную, государственную и другие виды безопасности.

Концепция национальной безопасности Российской Федерации вводит новое понятие – «национальная безопасность», которое объединяет все виды безопасности.

В числе важнейших задач обеспечения национальной безопасности России Концепция наряду с укреплением правопорядка и социально-политической стабильности общества, российской государственности, федерализма, совершенствования законодательства называет укрепление местного самоуправления.

В условиях кризисной ситуации, сложившейся в экономике России и сопровождающейся серьезным обострением проблем и противоречий в национальной, политической и социальной сферах общественной жизни, что, в свою очередь, разрушает государственность и сдерживает развитие России, местное самоуправление, являясь средством вовлечения каждого индивида в социально-экономическое регулирование посредством целеполагания и самоорганизации субъектов хозяйствования и населения, позволяет учитывать многообразие их интересов, удовлетворять социально-культурные и бытовые потребности за счет средств и ресурсов хозяйствующих субъектов и населения территориальных образований, а также государства и, таким образом, выступая как мощный фактор стабилизации, уже само по себе является важной составляющей обеспечения национальной безопасности.

В соответствии с Концепцией национальной безопасности Российской Федерации одним из основных принципов обеспечения национальной безопасности Российской Федерации является сочетание централизованного управления силами и средствами обеспечения безопасности с передачей (в соответствии с федеральным устройством России) части полномочий в этой области органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления.

Согласно Концепции, органы государственной власти России и органы местного самоуправления должны действовать в пределах своих полномочий и согласовывать усилия в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Другими словами, Концепция прямо указывает на органы местного самоуправления как на субъекты обеспечения национальной безопасности, которые действуют в пределах своих полномочий и принимают участие в обеспечении конкретных видов безопасности.

Наиболее очевидна роль органов местного самоуправления в обеспечении общественной безопасности.

Общественная безопасность в данном случае понимается как состояние защищенности личности, общества и государства от угроз, исходящих от преступных и иных противоправных деяний, нарушения порядка пользования источниками повышенной опасности, предметами и веществами, изъятыми из гражданского оборота, явлений негативного техногенного и природного характера, а также других особых обстоятельств.

Общественная безопасность тесно связана с понятием правопорядок, под которым понимается состояние упорядоченности общественных отношений посредством правовых норм, результат претворения правовых требований и предписаний в общественных отношениях. Правопорядок составляет ядро общественной безопасности, так как государство посредством правовых норм регулирует отношения в сфере общественной безопасности, которые становятся правовыми и охраняются государством, а при необходимости поддерживаются мерами государственного принуждения.

В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к предметам ведения местного самоуправления, имеющим непосредственное отношение к обеспечению общественной безопасности, относятся:

· охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью;

· обеспечение противопожарной безопасности в муниципальном образовании, организация муниципальной пожарной службы.

В пределах своей компетенции органы местного самоуправления принимают меры к обеспечению безопасности проводимых на их территории собраний, митингов, шествий, пикетирования и других публичных мероприятий, проводимых в соответствии с законом.

В целях реализации задачи защиты частной, государственной, муниципальной и иной форм собственности в системе органов милиции созданы специализированные подразделения охраны (подразделения вневедомственной охраны), которые на договорной основе охраняют различные объекты независимо от форм собственности - квартиры, магазины, банки и так далее; сотрудники этих подразделений могут обеспечивать безопасность кассиров при перевозке денежных средств, могут выполнять и некоторые другие функции. При этом полиция вправе задерживать на срок до трех часов лиц, незаконно проникнувших, либо пытавшихся проникнуть на охраняемые территории и объекты, проверять у них документы, производить их личный досмотр и досмотр их транспортных средств, с помощью которых были совершены проникновение либо попытка проникновения на охраняемые полицией территории и объекты.

Полиция обязана оказывать содействие органам здравоохранения, осуществляя привод для оказания медицинской помощи по представлениям учреждений здравоохранения санкционированным судом (судьей), уклоняющихся от явки лиц, страдающих заболеваниями и представляющих непосредственную опасность для себя или окружающих. На нее так же возлагается обеспечение наблюдения совместно с органами здравоохранения за лицами, страдающими психическими расстройствами, больными алкоголизмом или наркоманией, представляющими опасность для окружающих, в целях профилактики правонарушений.

В пределах своих полномочий полиция обязана помогать депутатам, должностным лицам органов государственной власти и органов местного самоуправления, представителям общественных объединений в осуществлении их законной деятельности, если им оказывается противодействие или угрожает опасность, а так же обеспечивать безопасность должностных лиц правоохранительных органов и должностных лиц, контролирующих органов, применять предусмотренные федеральным законодательством меры по охране потерпевших, свидетелей и других лиц, содействующих уголовному судопроизводству, их близких.

Органы местного самоуправления в настоящее время имеют возможность оказывать влияние на состояние общественной безопасности и правопорядка на подведомственной территории. Эти возможности заложены в ст. 132 Конституции Российской Федерации. Главы местных администраций и органы местного самоуправления вправе заслушивать начальника полиции общественной безопасности о состоянии охраны общественного порядка и принимаемых мерах по улучшению правопорядка. В случае признания работы полиции неудовлетворительной органы местного самоуправления вправе поставить вопрос перед руководством УВД, МВД об освобождении начальника полиции от занимаемой должности. Кроме этого органы местного самоуправления вправе разрабатывать самостоятельные программы по совершенствованию деятельности полиции, выделяя для этого дополнительные средства.

Местное самоуправление является уровнем власти, наиболее приближенным к населению и поэтому на них и их правоохранительные формирования ложится реальная ответственность за состояние общественного порядка на территории соответствующих муниципальных образований. Поэтому в целях повышения роли органов местного самоуправления в соответствии с Указом Президента Российской Федерации 1115 от 17 сентября 1998 года «О проведении в ряде муниципальных образований эксперимента по организации охраны общественного порядка органами местного самоуправления» проводились эксперимен


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow