Изменение чистых налогов

Под чистыми налогами понимается разность ЧН=Налоги–Трансферты.

Таким образом, этот способ выхода из кризиса подразумевает изменение структуры налоговых выплат, которая оказывает воздействие на экономику через потребление С.

Пусть экономика находится в точке 1, и необходимо переместиться в точку 0, затратив 100 р. Принято решение сделать это через увеличение пенсий, и необходимо рассчитать требуемый размер увеличения. Для достижения того же результата мы могли бы увеличить G на 25 р., но какое изменение ЧН необходимо? Нужно найти мультипликатор налогов.

Если, не учитывая механизм мультипликатора, мы повысим пенсии на 100 р., то это приведет к цепи повышения потребления согласно предельной норме с=3/4.

С®175®256,25®3

Таким образом, рост трансфертов привел в действие механизм мультипликатора, как это было и в случае повышения государственных заказов. Аналогично, снижение налогов приведет к росту совокупного спроса также по мультипликативному эффекту. В таком случае можно сделать вывод о том, что изменения в чистых налогах воздействуют на СС независимо от метода изменения: либо путем трансмутирования объектов трансфертных платежей, либо путем изменения налоговых поступлений. Рост чистых налогов ведет к падению совокупного спроса и наоборот.

Найдем мультипликатор.

Y=C(Y-T)+G-I

 
 

Пусть DТ=-h, при условии, что DG=0. В этом случае возникает бюджетный дефицит, равный DТ-DG=-h-0=-h. Дифференцируем:

В итоге получаем

 
 

Опять, изменение ЧН на 1 единицу вызовет большее по размеру увеличение совокупного спроса. В то же время, этот мультипликатор влияет на СС в меньшей пропорции, нежели мультипликатор государственных расходов:

Таким образом, более сильное давление на уровень ВНП оказывает изменение государственных расходов, а не изменение налогов. Поэтому в период депрессии более выгодно для достижения быстрого эффекта повышать G, а не снижать ЧН. В нашем случае государство, используя налоговый механизм, должно затратить 33,3… р.

И в том, и в другом случае возникает дефицит бюджета, который надо финансировать, и желательно неинфляционными методами, так как это может привести к усиленной инфляции вместо выхода из кризиса. Наиболее заманчивым в этом случае выглядит возможность одновременного увеличения государственных заказов на h и чистых налогов на такую же величину. Что же происходит в экономике при такой политике сбалансированного бюджета?

       
   

Пусть DG=DТ=h.

Общий же прирост совокупного спроса составит DY0=DYg+DYt=h.

Равное увеличение государственных расходов и налогов вызовет увеличение ВНП на ту же величину без возникновения дефицита бюджета. Этот мультипликатор называется «мультипликатор сбалансированного бюджета».

Выбор между различными способами выхода из кризиса сильно зависит от конкретной экономической ситуации в стране. Если опасности инфляции нет, разумно использовать 1-й способ, особенно при наличии в предыдущие периоды профицита бюджета. Но если бюджет и до кризиса сводился с дефицитом, то дальнейшее его увеличение не представляется разумным, и предпочтителен вариант сбалансированного бюджета либо использование инструментов денежно-кредитной политики.

Тема 8. Антиинфляционнaя политика.

Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику. Значительное внимание всегда уделялось государством регулированию денежной массы. Антиинфляционная политика насчитывает богатый ассортимент самых разных денежно-­кредитных, бюджетных мер, налоговых мероприятий, программ стабилизации и действий по регулированию и распределению доходов.

Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней три общих подхода. В рамках первого (предлагаемого сторонниками современного кейнсианства) предусматривается активная бюджетная политика - маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос: государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. Однако, одновременно может произойти спад инвестиций и производства, что может привести к застою и даже к явлениям, обратным первоначально поставленным целям, развиться безработица.

Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях спада. При недостаточном спросе осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов (даже в условиях значительного бюджетного дефицита), понижаются налоги. Считается, что таким образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами, как показал опыт многих стран в 60-70е годы, может усиливать инфляцию. К тому же большие бюджетные дефициты ограничивают правительственные возможности маневрировать налогами и расходами.

Второй подход рекомендуется авторами-сторонниками монетаризма в экономической теории. На первый план выдвигается денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Этот вид регулирования проводится неподконтрольным правительству центральным банком, который определяет эмиссию, изменяет количество денег в обращении и ставки ссудного процента. Сторонники этого подхода считают, что государство должно проводить дефляционные мероприятия для ограничения платежеспособного спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание занятости путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.

Пытаясь обуздать вышедшую из-под контроля инфляцию, правительства многих стран, начиная с 60-х годов, проводили так называемую политику цен и доходов, главная задача которой по существу сводится к ограничению заработной платы - третий метод. Поскольку эта политика означает административную, а не рыночную стратегию борьбы с инфляцией, она не всегда достигает объявленной цели.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: