Транспортный налог

Отличительной особенностью предприятий и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в сфере автотранспортных услуг, является то, что автомобиль здесь выступает как главное средство производства. Поэтому транспортный налог — это важнейшийфактор регулирования экономических процессов и взаимодействия с государственной властью.

Транспортный налог введен в практику с 1 января 2003 г. в соответствии с Законом № 110 ст. 3 «О внесении изменений и дополнений в часть вторую налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации». Он заменил ранее действующие налоги: налог с владельцев транспортных средств и налог на имущество с физических лиц. Транспортный налог является региональным, т.е устанавливается и вводится решением законодательных (представительных) органов власти субъектов РФ. В частности, указанные органы могут устанавливать:

• ставку транспортного налога в пределах ставок, установленных
главой 28 НК РФ;

• свой порядок и сроки уплаты налога;

• собственную форму отчетности по транспортному налогу;

• региональные налоговые льготы и основания для их использова-ния налогоплательщиком.

Плательщиками транспортного налога являются физические лица, на которых зарегистрированы автотранспортные сред-
ства, являющиеся объектом налогообложения согласно НК РФ, т. е.
собственники транспортных средств. Кроме того, плательщиками на-
лога выступают организации или физические лица, имеющие право
владения и распоряжения зарегистрированными транспортными сред-
ствами по доверенности. Физические лица, на которых зарегистриро-
ваны указанные средства, должны уведомить налоговый орган по месту
своего жительства о передаче средств на основании доверенности. При
этом собственникам транспортных средств, не использующим их по
какой-либо причине, все равно придется платить транспортный налог
до момента снятия с регистрации. Исключения составляют автомобили, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона
(кражи) документом, выданным органом внутренних дел.

В целях проведения налогового контроля все предприятия и индивидуальные предприниматели — владельцы автотранспортных средств должны встать на налоговый учет в налоговую инспекцию по поводу исчисления и уплаты транспортного налога.

Процедура постановки на учет зависит от категории налогоплательщика и неодинакова для организаций и индивидуальных предпринимателей.

При постановке на учет по месту нахождения транспортных средств организация подает в налоговый орган заявление установленного образца.

Заявление заполняется в одном экземпляре и представляется в налоговый орган одновременно со свидетельством о постановке на учет
налоговом органе и копиями документов, подтверждающих право собственности на транспортное средство.

В свою очередь налоговые органы выдают организации уведомление о постановке на учет в налоговом органе.

Налогоплательщикам-организациям следует иметь в виду, что при приобретении в собственность транспортных средств необходимо становиться на налоговый учет по месту их нахождения только в ом
случае, когда место регистрации организации и место нахождения ее
транспортных средств различны. Если же место фактического нахождения и регистрации приобретенного транспортного средства совпадает с местом нахождения организации, повторно вставать на налоговый учет не нужно.

Заявление о постановке на налоговый учет физического лица, осу-
ществляющего деятельность без образования юридического лица, по-
дается в налоговый орган по месту нахождения или по месту житель-
ства в течение 10 дней после регистрации транспортного средства. При
этом налоговые органы получат сведения из соответствующих органов
о факте регистрации и поставят физическое лицо на учет с использо-
ванием ИНН, присвоенного в связи с постановкой на учет в качестве
индивидуального предпринимателя.

Легковые автомобили, используемые для целей социальной защиты,
не являются объектом налогообложения в двух случаях:

• если они специально оборудованы для использования инвали-
дами;

• если они получены (приобретены) через органы социальной за-
щиты населения в установленном порядке и при этом имеют дви-
гатель мощностью до 100 л. с.

Базовые ставки транспортного налога на автомобили устанавливаются на единицу мощности двигателя. Они дифференцированы по ти-
пам автомобилей (легковые, грузовые, автобусы, мотоциклы и мотороллеры) (табл. 11.4).

Базовые ставки могут быть увеличены или уменьшены законами субъектов РФ, но не более чем в 5 раз.

Транспортный налог уплачивается один раз в год. При этом сумма налога исчисляется в отношении каждого автомобиля как произведение
соответствующей налоговой базы (мощность двигателя) и налоговой
ставки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: