Тема 9.1 Организационная диагностика

Организационная диагностика — это систематический сбор и анализ информации о состоянии организации или отдельных ее подсистем с целью выявления проблем функционирования и определения путей их преодоления. Некоторые отечественные исследователи считают организационную диагностику разновидностью социальной диагностики В данном случае социальную (социологическую) диагностику можно охарактеризовать как процесс описания текущего состояния социальной системы (как объекта), целью которого является обнаружение проблем функционирования социальной системы и факторов их возникновения.

Таким образом, в процессе диагностики важно не только выявить имеющиеся проблемы, но и определить наиболее вероятные источники их возникновения, а также предусмотреть возможные последствия, которые закономерно наступят при дальнейшем воздействии ключевых факторов (либо при исключении их влияния). Часто организационную диагностику представляют частью или типом социальной технологии; она выступает одним из этапов комплексного обследования организации, обеспечивая информационное обоснование в принятии управленческих решений. Такая точка зрения подробно описана в работах некоторых российских специалистов. (взято с сайта Википедия).

Более краткое определение организационной диагностики – это выявление системных и бессознательных противоречий на всех уровнях управления компанией. Т.е. определение психологической динамики предприятия.

Когда нужна диагностика:

  • Если есть стагнация и ее причины неочевидны
  • Если необходимо решить иррациональные проблемы в организации

Задачи, которые решаются в ходе организационной диагностики:

  • Определить противоречия должностных обязанностей и функций сотрудников как с точки зрения самих сотрудников так и с точки зрения руководства.
  • Наладить коммуникации между руководством и исполнителями.
  • Определить межличностные конфликты, мешающие работе и переходящие в производственные конфликты и отсутствие результатов работы.
  • Определить формальное и неформальное лидерство в компании.

Методы работы:

  • Анкетирование.
  • Работа с документацией (анализ ДИ, уставных документов, бизнес-процессов и т.д.).
  • Непосредственное наблюдение
  • Групповая работа
  • Индивидуальное собеседование с собственниками и сотрудниками компании

Основа – это проблемная сессия, которая дает 2 среза:

  • 1 срез проблем в рациональной плоскости, т.е. те проблемы и противоречия, которые обозначили сами сотрудники компании (в т.ч. и руководство) в процессе работы.
  • 2 срез проблем в иррациональной плоскости, т.е. проблемы групповой динамики компании, личностной зрелости и мотивации сотрудников, а так же проблемы выстраивания коммуникаций на личностном уровне.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: