Понятие налогоплательщика. Законодательство о налогообложении предпринимателей

Структура источников нормативного регулирования налогообложения предпринимательской деятельности состоит из нескольких уровней: конституционный, федеральный, региональный (субъектов Федерации) и муниципальный.

Конституцией РФ (ст. 57) установлена всеобщая обязанность уплачивать налоги и сборы, но эта обязанность ограничена «законно установленными» налогами и сборами. Законность установления налогов и сборов регулируется ст. 71, 72 и 76 Конституции, по которым к компетенции федеральной власти отнесены федеральные законы, принимаемые исключительно через парламентские процедуры, а также – установление общих принципов налоговой системы РФ при совместной компетенции с субъектами РФ.

31 июля 1998 года принят Налоговый кодекс Российской Федерации, часть 1, призванный упорядочить систему налогового законодательства, состоявшую из значительного числа не во всем согласованных разрозненных нормативных актов.

П. 1 ст. 1 Кодекса устанавливает, что законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

П.2 ст. 1 Кодекса установлены: система налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации (в том числе, определены виды налогов и сборов, взимаемых в РФ). Кодексом установлены основания возникновения и прекращения обязанности налоговых платежей; определены основные начала налогообложения; права и обязанности налогоплательщиков; формы и методы налогового контроля; ответственность за совершение налоговых правонарушений и порядок обжалования действий налоговых органов и должностных лиц.

Законодательство субъектов Федерации о налогах и сборах состоит из законов и иных нормативных актов, принимаемых законодательными органами субъектов Федерации в соответствии с Кодексом.

Местные налоги и сборы устанавливаются нормативными и правовыми актами, принимаемыми представительными органами местного самоуправления в пределах, установленных Кодексом. Данное положение имеет исключение, указанное в Кодексе: муниципальные образования Москвы и Санкт-Петербурга не обладают правом установления местных налогов и сборов, такое право передано представительным органам этих городов как субъектов Федерации.

Статьей 3 Кодекса установлены основные начала, в которых, в частности, указывается: «каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов должна учитываться фактическая способность налогоплательщика к уплате налога, исходя из принципа справедливости.

Статья 8 Кодекса дает определение понятий «налог» и «сбор». Под налогом понимается обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащего им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. Сбором является платеж, как условие совершения юридически значимых действий.

В Кодексе указаны общие обязанности налогоплательщика, а также специальные обязанности организаций и индивидуальных предпринимателей.

Специальными требованиями установлена обязанность сообщать в налоговый орган по месту учета:

об открытии и закрытии счетов (в пятидневный срок);

обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях (в срок не позднее 1 месяца со дня их создания, реорганизации, ликвидации;

о прекращении своей деятельности, объявлении несостоятельности (банкротства), ликвидации или реорганизации в срок не позднее 3 дней со дня принятия такого решения.

Ст. 24 Кодекса дает определение «налогового агента» – лица, на которое возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечисления в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.

По отдельным видам налогов и сборов в настоящее время отношения регулируются специальными законами, в последствии они будут объединены второй частью Налогового кодекса.

Отдельные вопросы налогообложения регулируются такими специальными законами, как: «Об упрощенном порядке налогообложения и ведения бухгалтерского учета субъектами малого предпринимательства»; «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности»; «О налогообложении доходов со страховой деятельности» и др.

Отдельные нормы содержатся в неналоговых законах: «О недрах»; «Об охране окружающей природной среды», в Лесном кодексе и др.

Существенное влияние на налоговое нормотворчество оказывают указы Президента, которые в большинстве своем были погашены с принятием Налогового кодекса; а также – постановления Правительства; в частности, «О федеральном банке данных о нарушениях налогового законодательства РФ»; «Об образовании специализированной налоговой инспекции по работе с крупнейшими налогоплательщиками».

Налоговые отношения регулируются также ведомственными актами Госналогслужбы, Минфина, ЦБ РФ и др. Ведомственные акты могут вступить в законную силу только после регистрации их в Министерстве юстиции.

К компетенции субъектов Федерации отнесено региональное законодательство, которое должно соответствовать общим началам федерального законодательства.

Местные налоги и сборы отнесены к компетенции представительных органов местного самоуправления. Они устанавливаются нормативными и правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах установленных Налоговым кодексом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: