Реорганизация и ликвидация коммерческой организации

Реорганизация юридического лица

В соответствии со ст. 57 ГК РФ реорганизация юридического лица может осуществляться в формах слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования. Пункт 4 ст. 57 устанавливает, что юридическое лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. Исключение составляет реорганизация в форме присоединения. В этом случае юридическое лицо считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный реестр записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Слиянием называют реорганизацию двух или более юридических лиц, в результате которой права и обязанности каждого из них переходят ко вновь возникшему юридическому лицу. Указанные права и обязанности должны быть сформулированы и определены в передаточном акте, в соответствии с которым они передаются новому юридическому лицу. Реорганизацией в форме присоединения называется такой юридически значимый процесс, в результате которого все права и обязанности присоединенного юридического лица, в соответствии с передаточным актом, переходят к другому юридическому лицу. Под реорганизацией юридического лица в форме разделения понимается прекращение юридического лица с передачей всех его прав и обязанностей вновь возникшим юридическим лицам.

Выделением юридического лица признается создание одного или нескольких юридических лиц с передачей ему (им) части прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица без прекращения последнего. Преобразование юридического лица состоит в его прекращении и образовании на его основе юридического лица другой организационно-правовой формы.

При реорганизации юридического лица в форме слияния, разделения, выделения или преобразования участники (учредители) реорганизуемого юридического лица должны представить в органы Министерства по налогам и сборам следующие документы:

- заявление о государственной регистрации каждого вновь возникшего юридического лица;

- учредительные документы каждого вновь возникшего юридического лица;

- решение о реорганизации юридического лица;

- в тех случаях, когда юридическое лицо имеет кредиторов, необходимо представить доказательства уведомления всех известных кредиторов юридического лица о реорганизации;

- передаточный акт либо разделительный баланс;

- федеральными законами могут быть установлены случаи, когда при слиянии юридических лиц требуется представить договор о слиянии;

- документ об уплате государственной пошлины.

Заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица должно быть оформлено по форме N Р12001, установленной в приложении 2 к Постановлению Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439, и заверено нотариально. В заявлении помимо прочих сведений указывается, что передаточный акт или разделительный баланс содержат сведения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех без исключения его кредиторов, а также указывается, что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены о реорганизации в письменной форме. В установленных законом случаях требуется, чтобы вопрос о реорганизации был согласован с государственными органами или органами местного самоуправления. Такие сведения также указываются в заявлении. Заявителями могут выступать:

- руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица;

- иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;

- руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;

- иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.

Учредительными документами являются устав и учредительный договор.

Решение о реорганизации юридического лица должно быть принято в письменной форме и в том случае, если реорганизуемое юридическое лицо имеет только одного учредителя. Если решение принимается двумя или более учредителями - то протоколом общего собрания участников юридического лица. В протоколе должны быть отражены данные: 1) о реорганизации юридического лица в соответствующей форме; 2) об утверждении разделительного баланса или передаточного акта; 3) об утверждении учредителями уставов вновь создаваемых юридических лиц; 4) о заключении учредительного договора вновь создаваемых юридических лиц; 5) об избрании исполнительных органов вновь создаваемых юридических лиц.

В соответствии со ст. 92 Гражданского кодекса для принятия решения о реорганизации общества с ограниченной ответственностью требуется единогласное решение всех его участников. В соответствии со ст. 112 ГК РФ производственный кооператив может быть преобразован в хозяйственное товарищество или общество также только по единогласному решению его членов.

По общему правилу в течение 30 дней со дня принятия решения о реорганизации юридического лица оно обязано уведомить о принятом решении всех известных ему кредиторов, а также опубликовать принятое решение в органе печати, где публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц. В свою очередь, кредиторы юридического лица, принявшего решение о реорганизации, вправе требовать досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств, а также возмещения убытков, вызванных досрочным прекращением или исполнением обязательств. Требования кредиторов должны быть направлены юридическому лицу, принявшему решение о реорганизации, в письменном виде.

Передаточный акт или разделительный баланс должен включать в себя положения обо всех без исключения обязательствах реорганизованного юридического лица, в том числе оспариваемых обязательствах в отношении всех без исключения известных юридическому лицу кредиторов. По передаточному акту либо разделительному балансу определяют правопреемников реорганизуемого юридического лица. Правопреемники при реорганизации юридического лица приобретают право собственности на имущество этого юридического лица, права постоянного пользования земельным участком, права получателей ренты по договорам постоянной ренты и др.

Правопреемники несут ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица. Если передаточный акт либо разделительный баланс не содержат положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица, органы ИМНС отказывают в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. Если передаточный акт либо разделительный баланс содержит положения о правопреемстве, но тем не менее в отношении отдельных обязательств правопреемство остается неопределенным, то вновь возникшие юридические лица несут солидарную (совместно) ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами.

Государственная пошлина, взимаемая при государственной регистрации реорганизуемых юридических лиц, в том числе создаваемых путем реорганизации, составляет 2000 руб.

При реорганизации юридического лица зачастую возникают вопросы, связанные с выбором регистрирующего органа, в частности, где регистрировать вновь возникшие юридические лица - по месту вновь создаваемого юридического лица или по месту реорганизуемого юридического лица?

Государственная регистрация юридических лиц осуществляется органами ИМНС по месту их нахождения. Местом нахождения, как уже указывалось, считается место нахождения исполнительных органов юридического лица. Но в соответствии с Правилами взаимодействия регистрирующих органов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. N 110, в тех случаях, когда место нахождения вновь создаваемого в результате реорганизации и реорганизуемого юридических лиц различны, регистрирующий орган определяется по месту нахождения реорганизуемого юридического лица (в том числе прекращающего свою деятельность), а не того, которое вновь создается.

При реорганизации юридических лиц в форме слияния место государственной регистрации определяется по месту нахождения одного из реорганизуемых юридических лиц, по выбору их участников. Регистрация вновь создаваемых в результате реорганизации юридических лиц осуществляется в течение 5 дней.

Для осуществления государственной регистрации юридического лица, реорганизуемого в форме присоединения, производится государственная регистрация прекращения деятельности присоединенного юридического лица, но по месту нахождения того юридического лица, к которому оно присоединяется.

При прекращении в результате реорганизации деятельности юридических лиц соответствующий орган ИМНС вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись о прекращении деятельности указанных юридических лиц после того, как будет зарегистрировано вновь созданное юридическое лицо, на основании информации об этом из соответствующего регистрирующего органа. Исключение составляют те случаи, когда реорганизация осуществляется в форме присоединения. В этих случаях запись о прекращении деятельности юридического лица вносится на основании заявления о государственной регистрации прекращения деятельности присоединяемого юридического лица.

Реорганизация юридических лиц в форме слияния считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица. Реорганизация в форме присоединения считается законченной после того, как в Единый государственный реестр юридических лиц будет внесена запись о прекращении деятельности последнего присоединяемого юридического лица. Реорганизация в форме разделения считается завершенной с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц. С этого же момента юридическое лицо, реорганизованное в форме разделения, считается прекратившим свою деятельность. Реорганизация юридического лица в форме выделения считается завершенной с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц. Реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица. Преобразованное юридическое лицо с этого же момента считается прекратившим свою деятельность.

В соответствии со ст. 75 Трудового кодекса РФ новый собственник имущества, в том числе ставший им в результате реорганизации юридического лица, имеет право расторгнуть трудовые отношения с руководителем организации, его заместителями и главным бухгалтером в течение трех месяцев со дня возникновения у него права собственности. По истечении этого срока новый собственник имущества теряет право на расторжение договора по своей инициативе. В то же время смена собственника имущества не является основанием для расторжения трудовых договоров с иными, кроме указанных, работниками организации.

В случаях, предусмотренных законом, допускается реорганизация юридического лица по решению суда. По решению суда реорганизация проводится только в формах разделения и выделения. Как правило, принудительная реорганизация проводится во исполнение нормы права, предусмотренной ст. 10 Гражданского кодекса РФ, о недопущении использования гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребления доминирующим положением на рынке.

Ликвидация влечет прекращение коммерческой организации без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (п.1 ст. 61 ГК). Она может быть добровольной или принудительной. Добровольная – по решению их учредителей (участников) либо органа коммерческой организации, уполномоченного учредительными документами.

Основания ликвидации (примерный перечень): истечение срока, на который создана организация; достижение цели, ради которой она создана; признание судом недействительной регистрации коммерческой организации.

Принудительная ликвидация осуществляется решением суда по основаниям: осуществление деятельности запрещенной законом; осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии); осуществление деятельности с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов (этот перечень исчерпывающий) – ст. 61 ГК; уменьшение стоимости чистых активов ниже уровня минимального размера уставного капитала (п. 4 ст. 90, п.4 ст.99 и п.5 ст. 114 ГК).

Требование о ликвидации может быть предъявлено в арбитражный суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому такое право предоставляет закон

Суд непосредственно не занимается осуществлением ликвидации, эта обязанность возлагается на учредителей, либо орган уполномоченный учредительными документами (п. 3 ст. 61 ГК). О решении суда незамедлительно извещается орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, который вносит в реестр сведение о том, что организация находится в процессе ликвидации. Назначается ликвидационная комиссия (ликвидатор), определяются порядок и сроки ликвидации. К ликвидационной комиссии переходят все полномочия по управлению делами организации.

Стадии ликвидации:

Ликвидационная комиссия помещает в орган печати публикацию о ликвидации, в объявлении указываются порядок и сроки заявления кредиторами своих требований (не менее 2 месяцев); комиссия должна выявить кредиторов и персонально письменно уведомить их; установить должников организации и взыскать с них задолженность путем предъявления исков в суд.

После истечения срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который должен содержать сведения об имуществе и требованиях кредиторов. Промежуточный баланс передается на утверждение лица, принявшего решение о ликвидации, После утверждения он является основанием для удовлетворения требований кредиторов, признанных ликвидационной комиссией.

При недостаточности денежных средств для удовлетворения требований кредиторов ликвидационная комиссия должна осуществить продажу с публичных торгов имущества в порядке, установленном для исполнения судебных решений и в размере, обеспечивающем удовлетворение всех признанных требований кредиторов.

Ликвидационная комиссия осуществляет выплату денежных сумм кредиторам в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом:

- первая очередь – требования из причинения вреда жизни и здоровью (путем капитализации повременных выплат);

- вторая – выплаты выходных пособий и оплата труда лицам, работающим по трудовому договору; по авторским договорам;

- третья – по обязательствам обеспеченным залогом имущества организации;

- четвертая – по платежам в бюджет и внебюджетные фонды;

- пятая - с другими кредиторами.

При ликвидации банков и других кредитных организаций в первую очередь – требования граждан, являющихся кредиторами банков.

Требования 5-й очереди удовлетворяются через месяц после промежуточного баланса. Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди.

При недостаточности имущества для полного удовлетворения требований кредиторов оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.

Неудовлетворенные требования считаются погашенными.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет окончательный ликвидационный баланс, который утверждается лицом, принявшим решение о ликвидации по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.

Оставшееся имущество передается учредителям (участникам) коммерческой организации, имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этой коммерческой организации, если иное не предусмотрено законом или учредительными документами.

По окончании ликвидации вносится запись в Реестр.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: