Уровень налогообложения предпринимательской деятельности и его влияние на экономику страны

В журнале «Вопросы экономики» за 1998 г. № 11 была опубликована статья А.Илларионова «Как был организован российский кризис». Автор, основываясь на официальных данных статистики, показал, что суммарное налогообложение российских предприятий к 1998-му кризисному году достигло 64 % ВВП. Такого высокого процента нет ни в одной из стран, сопоставимых с Россией по величине ВВП на душу населения. Это означает, что у большинства предприятий легальной экономики России прибыль, как основной источник налоговых платежей, изымается на все 100% и этого оказывается мало. Общая задолженность российских предприятий по начисленным налоговым платежам составила к 2001 году 960 млрд руб, что превышало общий размер годовых налоговых поступлений в бюджет.

Наибольшую долю в налоговой нагрузке предприятий составляет налог на добавленную стоимость, изымающий из прибыли около 36%; собственный налог на прибыль предприятий изымает 24%, платежи в социальные фонды изымают еще более 30%. Оставшиеся 10% изымают с избытком остальные налоги и сборы.

Таким образом, уничтожается предпринимательство по определению, как деятельность, направленная на получение прибыли.

Вторичными эффектами полного изъятия прибыли являются:

Отсутствие возможности сформировать необходимые предприятию денежные фонды, полностью уничтоженные в 1992 – 1994 гг. инфляцией, (которая явилась следствием эмиссионного способа покрытия дефицита бюджета), в их числе: оборотные фонды, амортизационные, страховые, инвестиционные, фонды социального развития. Без этих фондов не может нормально функционировать и развиваться предприятие.

Предприятие не может получить внешних инвестиций для своего функционирования и развития, так как целью любого инвестора является возможность получения через прибыль предприятия соответствующих дивидендов на вложенный в него капитал, а если нет прибыли, нет и дивидендов.

Отсутствие прибыли сводит до нуля потребительскую стоимость предприятия, как имущественного комплекса, обесценивает его акции, которые исключаются таким образом из оборота рынка ценных бумаг и, как следствие, у этого имущественного комплекса нет шансов на получение эффективного собственника и оно обречено в условиях рынка на умирание.

Налогообложение, уничтожающее предпринимательство, вынуждает его с целью выживания находить способы уклонения от уплаты налогов, уклонения от государственного контроля его деятельности, создавать собственное негосударственное «право»; негосударственную систему защиты этого «права», что и является базовой основой криминализации страны.

Этот процесс хорошо иллюстрируется известной экономистам «Кривой Лаффера», он неизбежен, т.к. является естественным следствием действия объективных законов рыночной экономики.

Позитивное государственное законодательство в данных условиях противоречит естественному праву, противоречит интересам общества и с этой точки зрения является антигосударственным.

Установление завышенного налогообложения в 1993 году на короткое время решило задачу увеличения поступлений в бюджет, но уже в 1994 году привело к значительному снижению бюджетных поступлений, а также иным отрицательным последствиям для экономики страны.

Для исправления положения необходимо снизить уровень налогообложения предприятий, при этом следует учитывать так называемый эффект «храповика». Незначительное снижение уровня налогообложения не создаст условий для самоликвидации сложившейся системы «теневой экономики» с ее разветвленной структурой самоуправления и тотальными масштабами.

По оценкам С.Э. Жилинского, данным им в учебном пособии по предпринимательскому праву: «ежегодные доходы преступного мира в России составляют 2,5 – 3 триллиона рублей»; в то время, как доходная часть федерального бюджета всего около 400 млрд. рублей. Федеральное собрание двумя палатами приняло в 2000 году закон, предусматривающий снижение наиболее тяжелого для предпринимателей налога на добавленную стоимость с 20 до 10%. Но этот закон Президентом не был подписан, а налоговый гнет был еще более увеличен с введением налога с продаж и увеличением на часть предметов потребления величины НДС с 10 до 20%.

Отмена с 2004 года налога с продаж и незначительное снижение ставки НДС с 20 до 18% ситуацию не поправило.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: