Структура философского знания

Прежде чем рассматривать вопрос о структуре философского знания, необходимо ввести некоторые понятия - это объект и субъект. В философии субъект - одно из фундаментальных понятий и означает источник активности, деятельности, познания. Субъект - это тот, кто действует, направляет на что то своё внимание. И поскольку источником активности выступает обычно человек, то его по преимуществу и именуют субъектом. Объект - это то, на что воздействует субъект, это пассивная сторона отношений. Объектом воздействия или познания, наблюдения может быть любой фрагмент мира: природа, другие люди, собственные мысли. Объект и субъект - это понятие соотносительные.

Существуют ещё два понятия - это объективное и субъективное.

Объективным называют всё, что не зависит от нашего сознания и воли, то есть от внутреннего мира.

Субъективное - это прямая противоположность объективному, это обозначение нашего внутреннего мира желаний, мыслей, чувств - всего того, что мы непосредственно переживаем.

В реальной жизни объективное и субъективное постоянно переходят друг в друга. Главным объектом внимания науки выступает объективный мир, то есть конкретные науки исследуют либо окружающий мир независимо от человека, либо человека независимо от мира. Предметом же Философии является человек в его отношении к миру, то есть какие существуют связи и взаимодействия между человеком и окружающим миром. Мир, который исследует философия - это и окружающий космос, земная природа, сфера человеческой коммуникации, то есть всё многообразие действительности, с которой человек соприкасается, все, что служит объектом для воздействия человека и активно влияет на нас.

Возможностей соотношения с миром у человека очень много, и поэтому в структуре философского знания можно выделить целый ряд разделов.

1. Онтология - это теория бытия, то есть это учение о сущем, о бытии и его формах. Для обозначения источника существования, то есть того начала, которое даёт любой вещи возможность быть, наличествовать и возникло понятие бытия. Таким образом онтологические проблемы - это проблемы объективного бытия действительности, той основы, которая и составляет повседневную реальность.

Для Древней Греции поиск бытия - это поиск первовещества, из которого как бы сделаны все вещи. Для средних веков бытиё приравнивалось к Богу, потому что именно Бог по религиозным представлениям всё творит и во всё вдыхает жизнь. Начиная с 16 - 17 веков проблема бытия рассматривается как проблема материи, с такими её проявлениями как пространство, время, причинность. В 20 веке возникает идея о том, что мировое бытиё может быть понято только через бытиё человека и поэтому бессмысленно искать его в сфере чистой науки. Понятие бытия можно прояснить только через человека, где объективное и субъективное неразрывно связаны.

2. Гносеология - это теория познания, это то, как человек, в каких формах, какими методами и с помощью каких средств познаёт мир. Уже у античных авторов мы находим рассуждения о том, каким образом человек получает знания о мире, правдивы они или ложны и можно ли вообще познать истину. К разделу гносеологии относят анализ таких познавательных процессов, которые приводят к знанию, соответствуют реальности, являются истиной.

Гносеология включает рассмотрение следующих проблем:

- взаимоотношение объекта и субъекта познания;

- отношение знания к действительности;

- возможности познавательного процесса;

- условия и критерии истинности и достоверности знаний.

Центральной проблемой гносеологии является понятие истины, концепция истины. Иногда даже подчёркивают, что философия представляет собой именно процесс поиска истины.

3. Теория сознания - относится в разных философских школах либо к онтологии, либо к гносеологии, потому что с одной стороны материя и сознание две противоположные реальности, с другой стороны центральной проблемой теории сознания является человек как познающий субъект. Теория сознания появляется позднее чем гносеология, она рассматривает сознание как особую действительность, обладающую иными законами, чем природная реальность. Тема сознания как особой сферы бытия в первые была затронута в знаменитом произведении раннехристианского философа Августина Аврелия (Августина Блаженного) "Исповедь". Но особенно подробная тема сознания начинает развиваться в конце 19 начале 20века, когда возникает новый раздел философского знания феноменология, который ставит задачу изучать внутреннюю природу сознания то, что делает его отличным от внешнего мира. Феноменология - это способ философского исследования сознания и познания, который призван раскрыть их сущность без каких -либо предвзятых мнений, затемняющих и искажающих природу сознания. Суть феноменологии в том, что она исключает из содержания сознание, то есть как бы вносит за скобки всё то, что не относится к его сущности: предметы и вещи, традиции, случайные и не прояснённые аспекты сознания, догматические допущения. Сторонники этого направления считают, что предметом философии являются лишь явления (феномены сознания), то есть субъективный мир как единственно и непосредственно данный человеку. Феномены не познаются, а лишь описываются и переживаются. Философия должна отказаться от попыток делать свои выводы, опираясь на данные опытных наук, а её методом должно быть чистое описание феноменов. Мышление человека должно быть направленно на самого себя и описывать уже накопленные знания об окружающем мире.

4. Аксиология - это теория ценностей - философское учение об основных принципах, определяющих деятельность человека, мотивы человеческого поведения и конкретных поступков. Ценности как определённые требования, вырабатываемые культурой служат регуляторами общественной жизни людей и их поведения, то есть имеют нормативный характер. Можно выделить ценности материальные и духовные, групповые и общечеловеческие, вечные и сиюминутные. Природа ценностей изучалась давно, но само понятие вошло в научный оборот в 18 - 19 веках, когда произошло разделение сферы бытия и сферы блага. Сам же термин был введён в начале 20 века. Основу аксиологической проблематики составляет категории Добра и Зла и связанные с ними понятие блага, справедливости и т. д.

5. Экзистенциальные проблемы - в этом разделе речь идёт о проблемах нашего повседневного существования, обыденной жизни. Это проблемы человеческого понимания и непонимания, человеческой судьбы и свободы, надежды и ответственности. Это направление оказывает самое большое влияние на массовое сознание.

Ключевыми понятиями экзистенциальной философии выступают три:

- существование;

- экзистенция;

- трансценденция.

Вокруг этих понятий группируются основные идеи философии существования и основные темы духовного мира человека и судьбы личности современном мире. Первое характеризует пребывание человека среди других людей, когда он выступает как один из многих. Второе выражает глубинную сущность существования, неповторимость, уникальность человека и его судьбы. Если существование представляет человека таки каков он есть, то экзистенция указывает на заключающиеся в нём возможности. Третье - это внеличностная реальность, это реальность, не зависящая от существования человека. Эта среда человеческого существования, мир его забот.

6. Антропология - это наука о месте человека в мире, которая стремится установить особые качества человека, отличающие его от животных, и выяснить родовую сущность человека. Суть философской антропологии заключается в раскрытии основ человеческого бытия, человеческой индивидуальности и творческих возможностей человека. Философская антропология пытается объяснить как собственную природу человека из него и через него самого, так и смысл, и значение окружающего мира. В широком смысле это философское учение о природе, сущности и предназначении человека, объединяющее целый ряд антропологических школ и течений. Это тип философствования, исходящий в своей концепции из человека и его бытийственных характеристик.

7. Философская теория культуры - слово культура предполагает два смысла. Первый оценочный, когда культура понимается как система личностных свойств то есть система общезначимых принципов, определяющих направленность и мотивацию человеческой деятельности, поведения и поступков человека. Более широкий смысл - это философский смысл, которым пользуются также культурологи, этнографы и другие учёные - культура - это человеческий способ действия, всё то, что появилось благодаря деятельности человека. Таким образом философия культуры - это особый раздел мировой философии, исследующий культуру как целостную определённость, и её типологические особенности и закономерности развития. Кроме проблем этнических культур, то есть культур разных народов, философия культура занимается также вопросами элитарной и массовой культуры, культурным наследованием, культурной самобытностью и т.д..

8. Методология и философия науки - если гносеология решает проблемы можно ли познать окружающий мир, то методология непосредственно решает задачи каковы должны быть способы познания, чтобы познание было адекватным, то есть знания, полученные в процессе познания, являлись истинными. Методология формулирует принципы, способы, методы и формы познания. Философия науки является продолжение традиционной методологической проблематики, но ареал её интересов шире.

Она рассматривает место и роль науки и ученых в современном мире. Хотя наука - это не такое уж давнее явление в жизни людей, поскольку как важный социальный она возникает только в 17 веке, но с тех пор ее значение в жизни общества постоянно возрастает. Вопросы, рассматриваемые философией науки таковы:

- коммуникационные отношения между учеными;

- интеграция и дифференцирование различных отраслей научного знания;

- современные научные модели мира;

- соотношение естественнонаучного и гуманитарного знания;

- философские проблемы физики, химии и так далее.

9. Социальная философия и философия истории - социальная философия, близкая к теоретической социологии, рассматривает внутреннюю организацию общества, его соотношение с природой, взаимоотношение, существующее между социальными группами, роль и положение личности в конкретном социальном организме. Философия истории изучает проблемы движущих сил истории, ее источника, целей, начала и конца.. Особой проблемой здесь выступает вопрос о соотношении субъективного и объективного в историческом процессе, о соотношении исторической свободы и необходимости, а также вопрос о том, носят ли законы общественного развития объективный характер или представляют собой хаотическое случайное нагромождение исторических событий и фактов.

10. Философия религии - сама религия не теоретична. Это вид мировоззрения, предполагающий Бога или богов как создателей и устроителей действительности. Для религии обязательно характерен культ, то есть практические действия для установления контакта с высшими силами реальности. Однако религия не сводится только к культу и обрядности, она имеет идейную собственно мировоззренческую сторону, вокруг которой ведутся философские дебаты. Кроме религиозной философии (христианской, мусульманской, буддистской) существует также эзотерическая философия.

11. Этика - это философская наука о нравственности, которая изучает нравственные критерии развития личности и то, как соотносятся реальные человеческие поступки с этическими нормами и представлениями о должном. Это теория нравственности.

12. Эстетика - это теория прекрасного, наука о сущности и формах творчества по законам красоты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: