double arrow

Гносеологическая сторона основного вопроса философии

Гносеологическая сторона основного вопроса философии пред­ставлена: эмпиризмом (сенсуализмом) и рационализмом.

Основателем эмпиризма является Френсис Бэкон.

Эмпиристы считали, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения («Нет ничего в мыслях (в разуме), чего бы не было до этого в опыте и чувственных ощущениях»).

Основоположником рационализма (от лат. ratio — разум) счита­ется Рене Декарт.

Основная идея рационализма в том, что истинное (достоверное) знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта. (Во-первых, реально существует лишь сомнение во всем, а сомнение — мысль — деятельность разума. Во-вторых, существуют истины, очевидные для разума (аксиомы) и не нуждающиеся ни в каком опытном доказательстве, — «Бог существует», «У квадрата равные углы», «Целое больше, чем его часть» и т. д.)

В качестве особого направления выделяется иррационализм (Ницше, Шопенгауэр). Согласно иррационалистам мир хаотичен, не имеетвнутренней логики, а следовательно, никогда не будет познан разумом.;

С гносеологической стороной основного вопроса философии связаны понятия «гностицизм» и «агностицизм».

Представители гностицизма (как правило, материалисты) считают, что: мир познаваем, возможности познания неограничены.

Противоположной точки зрения придерживаются агностики (как правило, идеалисты): мир непознаваем, возможности познания ограничены познавательными возможностями человеческого разума.

В настоящее время, несмотря на тысячелетние искания филосо­фов, основной вопрос философии достоверно не решен ни с онтоло­гической, ни с гносеологической стороны и фактически является из­вечной (неразрешенной) философской проблемой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: