Эпикур является самой крупной фигурой в философии греко-римского периода. Он был продолжателем учения атомиста Демокрита, но расходился с ним во взглядах в объяснении природы. Если Демокрит считал, что главной задачей философии является объяснение природы, то Эпикур главным считал задачу обоснования свободного, никем и ничем не стесненного поведения человека. Не отвергая существования богов, Эпикур тем не менее считал не допустимым их вмешательство в жизнь людей.
Главное отличие философии Эпикура от учения Демокрита состоит в том, что Эпикур ввел принцип отклонения атомов в ходе их движения в пустоте, в пространстве. У Демокрита же движение атомов изначально жестко задано в рамках прямолинейной траектории и не предполагает ее изменения. Напротив, у Эпикура отклонение атомов, т.е. их свобода является основным законом их существования. В применении к общественной жизни и к человеку, этот принцип означает свободу индивида, возможность и способность избирать им собственную траекторию полета, т.е. собственный жизненный путь, свою свободу. Таким образом, Эпикур сформулировал идею свободы человека, как возможность самостоятельно делать свой собственный выбор.
|
|
Большое внимание Эпикур уделял так же теме счастья человека. По его убеждению, нельзя чтобы страх предстоящий смерти заглушал в человеке тягу к благополучию, счастье - это всегда удовольствие или отсутствие страданий. Удовольствие всегда является началом и завершением счастливой жизни, с него мы начинаем и к нему возвращаемся.
Условием удовольствия по Эпикуру является здоровье тела и безмятежное состояние души. Эпикур был сторонником гедонизма, т.е. установки на наслаждение как основы человеческого счастья. И в связи с этим его творчество можно определить как философию счастья. Однако при этом Эпикур был противником вульгарности и всегда подчеркивал, что, нельзя жить счастливо, не живя разумно, справедливо и нравственно. Эпикур выдвинул теорию наслаждения, но основанную на разумных потребностях. Он считал, что существуют потребности естественные и необходимые. Это такие как голод, жажда, кров и т.д. И искусственные потребности в богатстве и роскоши. Он выдвинул лозунг: «Живи согласно природе - никогда не будешь беден. Живи согласно мнению - никогда не будешь богат».
Он считал, что, стремясь к счастью, человек должен не расширять свое богатство, а только уменьшать свою жадность. Это потому что изобилие зависит не от того, что вокруг нас, а от того, что внутри тебя. По Эпикуру счастье - это всегда состояние мудрости и невозмутимости духа, независимо от влияния внешнего мира и собственных страстей.
|
|
Эпикур учил: «Не надо бояться смерти и богов. Пока мы живы - смерти нет, а когда она все же придет, то нас уже не будет». «Надо жить свободно и быть счастливым» - итог философских размышлений Эпикура, тем самым он отстаивал свободу и достоинство человека
Эпикур тоже имел свою собственную философскую школу «Сад Эпикура», он просуществовал около 8 веков. Согласно обычаю на её воротах имелась надпись: «Странник, тебе будет здесь хорошо: здесь удовольствие - внешнее благо». После смерти философа словом «эпикуреец» несправедливо стали называть людей, чрезмерно придающимся чувственным (плотским) удовольствиям. В средние века эпикурейство было запрещено церковью, официальной церковью как якобы развращающее учение.