Целью всякого познания является получение знаний, но не просто знаний, а знаний истинных, то есть таких, которые адекватно отражают действительность. Понятие истины устанавливает отношение соответствия между нашим разумом и внешней действительностью. Оно фиксирует совпадение человеческих представлений с объективным положением, дел. Сами по себе природные или социальные процессы не истина, они действительность, а истина - это характеристика нашего знания о них, поэтому более точным выражением является «истинное знание», которое противостоит выражению «заблуждение», то есть знания, не соответствующего реальной действительности.
Существует два класса истин - логические и фактические.
Логическая истина - это тавтология (от греческого слова tauto - то же самое, logus-слоо), это выражение, повторяющее в новой словесной форме ранее сказанное. Пример тавтологии может служить 5-й постулат Евклида.
Логические истины не выводят за рамки наличного знания, в них нет прироста информации. Истинность тавтологии полностью определяется ее логической структурой. Если рассуждение совершается по схеме А есть А, то этого достаточно для его логической истины, но полученные суждения не прибавляют ничего нового к тому, что уже было сказано.
|
|
Фактические истины - это верное адекватное отражение действительности. Истинными знания могут называться тогда, когда они не противоречат, а соответствуют реальным предметам и процессам. Первая преграда при анализе истины - это определение ее «местопребывания».
Истины в материальных вещах и процессах нет как бы глубоко не проник человек в тайны микро-, макро- или мегамира, найти там истину в буквальном смысле слова нельзя, потому что истина идеальна.
Истина - это элемент сознания, продукт мыслительной деятельности. Истина есть не сами вещи, а знания об этих вещах. Истинными или ложными могут быть знания о вещах, а не сами вещи.
Вывод: Истина- это духовное образование, которое существует в форме понятий, суждений, умозаключений, гипотез и т.д. Следовательно, истина существует в сознании человека,который является природным существом. Носитель истины - отдельный человек, затем коллектив, социальная группа, класс и т.д. По изложенным причинам истина не только идеальна. Существует в форме духовного образования, но и субъективна, привязана к человеку и человечеству.
Между идеальным отражением (то есть нашими ощущениями, мыслями и т.д.) и самой действительностью существует соответствие, которое должно быть верно, независимо от воли человека и человечества, поэтому мы вправе сказать, что истина для всех одна, и она всегда объективна. Ум человека не создает истину, а открывает ее. Суждение, мысль тогда истины, когда они правильно воспроизводят действительность.
|
|
Вывод. Объективная истина есть такое содержание наших знаний, которое не зависит ни от субъекта, ни от человека, ни от человечества. Ключевым в этом определении являются два момента, которые выражены словами: содержание и не зависит.
Знания, которые переносят истину, конечно, зависят и от человека и от человечества, поскольку именно люди являются носителями знания, но содержание знания бывает различным. Знание можно «загрузить» субъективным материалом в соответствии с принципом «я так считаю» или «все так полагают», но такие знания лишены объективной значимости, так как они не выводят нас в существующий независимо от нашего сознания мир, поэтому пользы обществу от таких знаний нет. Ценностью обладают лишь те знания, которые в идеальной форме воспроизводят действительность. Содержание таких знаний не зависит от прихоти субъекта, его воли и желания, никакого значения здесь не имеет и мнение большинства, общепринятые взгляды. Истина не устанавливается голосованием. «Истина - дочь времени, а не авторитета» Ф.Бэкон.
Вывод: объективность истин связывается со следующими положениями:
1. источник знания – объективная реальность;
2. качество субъекта сами по себе не определяют истинность утверждаемого суждения;
3. вопросы истины не решаются арифметическим большинством;
4. категорией для выражения обозначения истины не создаются произвольной игрой воображения, а сформированы длительной эволюцией науки и социума.