Философская и научная концепция (проблема) истины. Диалектика абсолютной и относительной истины

Целью всякого познания является получение знаний, но не просто знаний, а знаний истинных, то есть таких, которые адекватно отражают действительность. Понятие истины устанавливает отношение соответствия между нашим разумом и внешней действительностью. Оно фиксирует совпадение человеческих представлений с объективным положением, дел. Сами по себе природные или социальные процессы не истина, они действительность, а истина - это характеристика нашего знания о них, поэтому более точным выражением является «истинное знание», которое противостоит выражению «заблуждение», то есть знания, не соответствующего реальной действительности.

Существует два класса истин - логические и фактические.

Логическая истина - это тавтология (от греческого слова tauto - то же самое, logus-слоо), это выражение, повторяющее в новой словесной форме ранее сказанное. Пример тавтологии может служить 5-й постулат Евклида.

Логические истины не выводят за рамки наличного знания, в них нет прироста информации. Истинность тавтологии полностью определяется ее логической структурой. Если рассуждение совершается по схеме А есть А, то этого достаточно для его логической истины, но полученные суждения не прибавляют ничего нового к тому, что уже было сказано.

Фактические истины - это верное адекватное отражение действительности. Истинными знания могут называться тогда, когда они не противоречат, а соответствуют реальным предметам и процессам. Первая преграда при анализе истины - это определение ее «местопребывания».

Истины в материальных вещах и процессах нет как бы глубоко не проник человек в тайны микро-, макро- или мегамира, найти там истину в буквальном смысле слова нельзя, потому что истина идеальна.

Истина - это элемент сознания, продукт мыслительной деятельности. Истина есть не сами вещи, а знания об этих вещах. Истинными или ложными могут быть знания о вещах, а не сами вещи.

Вывод: Истина- это духовное образование, которое существует в форме понятий, суждений, умозаключений, гипотез и т.д. Следовательно, истина существует в сознании человека,который является природным существом. Носитель истины - отдельный человек, затем коллектив, социальная группа, класс и т.д. По изложенным причинам истина не только идеальна. Существует в форме духовного образования, но и субъективна, привязана к человеку и человечеству.

Между идеальным отражением (то есть нашими ощущениями, мыслями и т.д.) и самой действительностью существует соответствие, которое должно быть верно, независимо от воли человека и человечества, поэтому мы вправе сказать, что истина для всех одна, и она всегда объективна. Ум человека не создает истину, а открывает ее. Суждение, мысль тогда истины, когда они правильно воспроизводят действительность.

Вывод. Объективная истина есть такое содержание наших знаний, которое не зависит ни от субъекта, ни от человека, ни от человечества. Ключевым в этом определении являются два момента, которые выражены словами: содержание и не зависит.

Знания, которые переносят истину, конечно, зависят и от человека и от человечества, поскольку именно люди являются носителями знания, но содержание знания бывает различным. Знание можно «загрузить» субъективным материалом в соответствии с принципом «я так считаю» или «все так полагают», но такие знания лишены объективной значимости, так как они не выводят нас в существующий независимо от нашего сознания мир, поэтому пользы обществу от таких знаний нет. Ценностью обладают лишь те знания, которые в идеальной форме воспроизводят действительность. Содержание таких знаний не зависит от прихоти субъекта, его воли и желания, никакого значения здесь не имеет и мнение большинства, общепринятые взгляды. Истина не устанавливается голосованием. «Истина - дочь времени, а не авторитета» Ф.Бэкон.

Вывод: объективность истин связывается со следующими положениями:

1. источник знания – объективная реальность;

2. качество субъекта сами по себе не определяют истинность утверждаемого суждения;

3. вопросы истины не решаются арифметическим большинством;

4. категорией для выражения обозначения истины не создаются произвольной игрой воображения, а сформированы длительной эволюцией науки и социума.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: