Налоговая система в Республике Казахстан находиться в стадии развития одновременно совершенствуется и налоговый механизм. В Республике Казахстан правовое регулирование налогообложения в своем развитии прошло четыре этапа:
Первый этап налоговой реформы (с 1991 по июнь 1994гг.) из-за отсутствия собственного опыта в создании налоговой системы Казахстан в основном использовал опыт соседних государств, и прежде всего, Российской Федерации. Практически Закон «О налоговой системе в Республике Казахстан», принятый 24 декабря 1991 года, является скопированным вариантомзаконодательства России. В результате чего в Казахстане была построена трехзвенная налоговая система, присущая федеративному государству.
Она включала в себя 3 группы налогов:
1. общегосударственные,
2. общеобязательные местные налоги и сборы,
3. местные налоги и сборы.
Большое количество налогов (43 вида: 16 общегосударственных, 10 общеобязательных, 17 местных налогов), нестабильность законодательства, наличие множества платежей, применение большого количества льгот сделало налоговую систему практически неуправляемой и совершенно неэффективной. Работа над совершенствованием налоговой системы Казахстана началась уже в 1992 г.
|
|
В истории развития налоговой системы в Республике Казахстан определенное место занимает 1994 год. Именно в этом году были сделаны первые шаги на пути реформирования налоговой системы. Изменения коснулись двух крупных налогов: подоходного налога с физических лиц и налога на прибыль предприятий. Были приняты Указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу закона «О налогообложении доходов с физических лиц» и «О налогах на прибыль и доходы юридических лиц». С принятием указанных законодательных актов произошли радикальные изменения в механизме исчисления двух основных налогов.
Так, в подоходном налогообложении физических лиц впервые был осуществлен переход от индивидуального налогообложения, применявшегося достаточно длительное время в республиках бывшего СССР, к глобальному обложению доходов физических лиц на основе определения совокупного годового дохода.
В части юридических лиц изменения коснулись следующих актов: отмена дифференцирования ставок налога на прибыль и утверждены две ставки: 30% - для всех юридических лиц и 45% для банков и страховых компаний.
Второй этап налоговой реформы (с июля 1995 по 1998гг.).
Задачами второго этапа были: снижение налогового бремени, сокращение количества налогов, приближение налоговой системы Казахстана к мировым стандартам. В основном этим требованиям отвечало принятие Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу закона «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 24 апреля 1995 года № 2235.
|
|
Вышеуказанный законодательный акт был введен в действия с 1 июля 1995 года. В его разработке принимали участие представители и эксперты международных организаций МВФ, Международной налоговой программы, ОЭСР. В этот период количество налогов сократилось до 11. Они подразделены на общегосударственные и местные налоги.
Согласно налогового законодательства в Казахстане функционировало 11 видов налогов и сборов с учетом особенностей унитарного государства: общегосударственные:
1. подоходный налог с юридических и физических лиц.
2. налог на добавленную стоимость,
3. акцизы,
4. налог на операции с ценными бумагами,
5. специальные платежи с недропользователей
Местные налоги и сборы:
1. земельный налог,
2. налог на имущество юридических и физических лиц,
3. налог на транспортные средства,
4. сбор за регистрацию физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью и юридических лиц.
5. сбор за право занятия отдельными видами деятельности
6. сбор с аукционных продаж.
С 1 января 1999 года в состав общегосударственных налогов и сборов включается: дорожный налог, социальный налог, сбор на социальное обеспечение и сбор за въезд автотранспортных средств на территорию РК. Ранее эти платежи выступали источником внебюджетных фондов; позже дорожный налог и сбор на социальное обеспечение были отменены.
Третий этап налоговой реформы (1999 – 2001 гг).
Основной задачей третьего этапа является усиление правовых актов взаимоотношений между государственными органами, имеющими отношение к бюджету, фискальными органами и налогоплательщиками. С 1 января 2002 года вводиться в действие кодекс РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет», который был принят 12 июня 2001 года № 209 – II.
Структура нового налогового Кодекса:
1. общая;
2. особенная;
3. налоговое администрирование.
Общая часть это «конституция» налогового законодательства. В ней четко определены принципы формирования налогового законодательства, введены жесткие принципы, в соответствии с которыми любые изменения в законодательстве могут допускаться только с принятием бюджета, а вводиться в действие – с началом календарного года. Однако, это не относится к акцизам и ставкам таможенных пошлин, регулирующих текущие изменения и конъюнктуру рынка. Что же касается Особенной части, то необходимо отметить, прежде всего, тот факт, что государство является сторонником стабильности и преемственности действующего налогового законодательства в части методики и базы налогообложения. В части налогового администрирования определяются процессуальные вопросы.
Четвертый этап налоговой системы (с 2002 года) характеризует максимизация доходной части бюджета путем стимулирования наращивания капитализированной стоимости субъектов налогообложения с целью расширения финансирования социально-экономических программ.