Фрагмент акта о завесе тары 4 страница

2.16.7. Товарные потери вследствие боя, порчи, лома

Потери от порчи, боя, лома актируются и списываются за счет виновных лиц. При обнаружении порчи, боя, лома комиссией составляется акт по форме N ТОРГ-15.

В акте указывают:

- обязательные реквизиты товара - наименование, цену, количество, артикул, сорт;

- причину и виновников товарных потерь;

- возможности дальнейшего использования (сдача в утиль, продажа по более низкой цене, сдача в переработку или уничтожение).

Испорченный товар уничтожают в присутствии комиссии во избежание повторного списания и актирования.

Сдачу товаров в переработку, утиль и откормочным пунктам оформляют товарно-транспортной накладной.

Акты о бое, порче, ломе товаров передают в бухгалтерию для проверки правильности заполнения, а затем руководителю для утверждения. Руководитель принимает решение, за чей счет списывать товарные потери.

Указанные потери, как правило, возникают вследствие бесхозяйственности (неудовлетворительных условий хранения, неправильного обращения с товарами при транспортировке, хранении и отпуске), поэтому взыскиваются с виновных лиц. Если конкретных виновников товарных потерь установить невозможно, они списываются за счет прочих расходов (в дебет субсчета 91/2).

Если материально ответственное лицо отказывается возмещать причиненный ущерб, организация обращается в суд. Если суд откажет в удовлетворении иска организации, товарные потери также относятся к прочим расходам.

Потери от порчи, боя, лома товаров отражаются в бухгалтерском учете в общеустановленном порядке.

Пример. Магазин ведет учет товаров по продажным ценам.

Заведующая отделом розничного магазина нарушила температурный режим хранения фруктов. Из-за этого произошла порча бананов. Комиссия в составе заместителя директора магазина, заведующей отделом и главного бухгалтера установила, что полностью испорчено и подлежит списанию 10 кг бананов, о чем был составлен акт по форме N ТОРГ-16. По решению руководителя торговой организации полная сумма порчи товара подлежит удержанию из заработной платы материально ответственного лица - заведующей отделом, допустившей нарушение температурного режима хранения фруктов. Решено произвести удержание из месячного заработка в течение двух месяцев: по 50% суммы взыскания в каждом.

Розничная цена бананов составляет 28 руб. за 1 кг, в т.ч. торговая надбавка - 8 руб. (цена поставщика без НДС: 28 - 8 = 20 руб.).

На основании акта N ТОРГ-16 в бухгалтерском учете сделаны записи:

Д-т 94 К-т 41/2 - 280 руб. (28 руб. x 10 кг) - списана стоимость испорченного товара по розничным ценам;

Д-т 94 К-т 19/3 - 36 руб. (20 руб. x 10 кг x 18%) - списана сумма предъявленного поставщиком НДС, исчисленного со стоимости испорченного товара.

Примечание. Если предъявленный поставщиком НДС уже был принят к налоговому вычету, следует сделать проводки:

Д-т 94 К-т 68 (субсчет "Расчеты с бюджетом по НДС") - 36 руб. - восстановлена сумма ранее принятого к вычету НДС, исчисленного со стоимости испорченного товара;

Д-т 73/2 К-т 94 - 316 руб. (280 + 36) - сумма порчи товара и вычета НДС, приходящегося на этот товар, отнесена на виновное лицо;

Д-т 42 К-т 98/4 - 80 руб. (8 руб. x 10 кг) - сумма торговой надбавки, приходящаяся на испорченный товар, отражена в составе доходов будущих периодов.

При расчете заработной платы бухгалтер удержал 50% суммы ущерба из заработной платы зав. отделом:

Д-т 70 К-т 73/2 - 158 руб. (316 руб. x 50%) - на сумму ущерба (в размере 50% общей суммы).

Одновременно 50% суммы торговой надбавки, которая возмещена виновным лицом, должно быть включено в состав прочих доходов:

Д-т 98/4 К-т 91/1 - 40 руб. (80 руб. x 50%) - на сумму торговой надбавки пропорционально возмещенной сумме ущерба (50% общей суммы торговой надбавки, приходящейся на испорченный товар).

В следующем месяце при начислении заработной платы будут сделаны такие же проводки:

Д-т 70 К-т 73/2 - 158 руб. - на сумму ущерба (в размере 50% общей суммы);

Д-т 98/4 К-т 91/1 - 40 руб. - на сумму торговой надбавки пропорционально возмещенной сумме ущерба (50% общей суммы торговой надбавки, приходящейся на испорченный товар).

2.16.8. Потери, вызванные чрезвычайными обстоятельствами

Чрезвычайные (форс-мажорные) обстоятельства - это пожары, наводнения, аварии, стихийные бедствия, другие экстремальные события.

Потери, вызванные чрезвычайными обстоятельствами, относятся к некомпенсируемым. В бухгалтерском учете они отражаются по дебету субсчета 91/2 "Прочие расходы" по статье "Чрезвычайные расходы".

Включить в состав убытков указанные товарные потери можно при наличии заключения компетентных органов о признании происшедшего события чрезвычайным.

2.16.9. Товарные потери в налоговом законодательстве

Для целей налогообложения в состав материальных расходов относятся потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке материально-производственных запасов в пределах норм естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном Правительством РФ (пп. 2 п. 7 ст. 254 НК РФ).

Постановлением Правительства РФ от 12.11.2002 N 814 "О порядке утверждения норм естественной убыли при хранении и транспортировке материально-производственных запасов" установлено: указанные нормы разрабатываются с учетом технологических условий хранения и транспортировки материальных ценностей, климатического и сезонного факторов, влияющих на естественную убыль. Эти нормы должны пересматриваться по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет. Далее в Постановлении приведен перечень министерств и ведомств, обязанных разработать нормы, а также порядок их утверждения и введения в действие.

Поскольку в установленный Правительством РФ срок (до 1 января 2003 г.) новые нормы в основном разработаны не были, ст. 7 Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ было разрешено применять нормы естественной убыли, утвержденные ранее соответствующими федеральными органами исполнительной власти. Старые нормы можно применять до утверждения новых. Данное положение Закона распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 г. (ст. 8 Закона N 58-ФЗ).

Таким образом, товарные потери, образовавшиеся в процессе хранения и транспортировки товаров, в пределах норм естественной убыли включаются в состав материальных расходов.

Товарные потери, возникающие в процессе реализации товаров, являются технологическими отходами, связанными с особенностями технологии торгового процесса. Для целей налогообложения их следует относить к потерям от брака либо прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, на основании пп. 47 и 49 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Технологические потери (отходы) могут также возникать в процессе транспортировки товаров. Они учитываются для целей налогообложения на основании пп. 3 п. 7 ст. 254 НК РФ.

Порядок определения (расчета) и списания технологических потерь устанавливается локальными актами торговой организации, ведомственными нормативными актами, санитарными правилами и нормами (СанПиН), государственными стандартами.

На основании пп. 5 п. 2 ст. 265 НК РФ в состав внереализационных расходов торговые предприятия могут включить:

- расходы в виде недостачи материальных ценностей в случае отсутствия виновных лиц;

- убытки от хищений, виновники которых не установлены.

В этих случаях факт отсутствия виновных лиц должен быть документально подтвержден уполномоченным органом государственной власти.

Налогоплательщик вправе включить убытки от хищения имущества в состав внереализационных расходов в соответствии с пп. 5 п. 2 ст. 265 НК РФ на основании копии постановления о приостановлении уголовного дела в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого. Указанные убытки учитываются в составе расходов того отчетного (налогового) периода, в котором вынесено постановление о приостановлении уголовного дела (Письмо Минфина России от 02.05.2006 N 03-03-04/1/412).

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 208 Уголовно-процессуального кодекса РФ в случае неустановления лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, предварительное следствие по уголовному делу приостанавливается, о чем следователь выносит соответствующее постановление, копию которого направляет прокурору. На основании пп. 13 п. 2 ст. 42 УПК РФ потерпевший вправе получить копию указанного постановления, подтверждающего факт отсутствия виновных лиц (Письмо МНС России от 08.06.2004 N 02-5-10/37).

2.16.10. Расходы на списание (в размере покупной стоимости)

и утилизацию товаров, срок годности которых истек

Расходы на списание (в размере покупной стоимости) и утилизацию товаров, срок годности которых истек, признаются в целях налогообложения прибыли, если утилизация (уничтожение) проведена в порядке, установленном законодательством, и подтверждена документально (см. Письма Минфина России от 04.07.2011 N 03-03-06/1/387, от 15.04.2011 N 03-03-06/1/238, от 05.03.2011 N 03-03-06/1/121, от 08.07.2008 N 03-03-06/1/397, Письмо ФНС от 16.07.2009 N 3-2-09/139):

1) изначально товары приобретались именно для того, чтобы при их перепродаже получить доход, т.е. выполняется требование п. 1 ст. 252 НК РФ о направленности понесенных расходов на получение дохода;

2) обязанность изъять из оборота и уничтожить товары с истекшим сроком годности - обязанность продавца, установленная законодательством:

- п. п. 4 и 5 ст. 5 Закона N 2300-1;

- п. п. 2, 4, 18 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.09.1997 N 1263;

- ст. 59 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ (ранее - п. 2 ст. 31 Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ); Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 N 674 (ранее - п. 2 Инструкции, утв. Приказом Минздрава России от 15.12.2002 N 382);

- ст. 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ;

- Санитарными правилами и нормами (СанПиН);

3) ответственность за продажу товаров с истекшим сроком годности и несоблюдение порядка их утилизации (уничтожения) лежит на их владельце. За продажу товаров с нарушением санитарных правил организацию и должностных лиц могут привлечь к административной ответственности (а должностных лиц - и к уголовной).

По мнению финансового ведомства, в случаях, когда нормативно-правовыми актами не установлена обязанность продавца по уничтожению (утилизации) просроченных товаров, а также при списании неликвидных и морально устаревших товаров расходы на их приобретение и ликвидацию не могут быть признаны для целей налогообложения прибыли (Письма Минфина России от 21.07.2011 N 03-03-06/1/428, от 14.06.2011 N 03-03-06/1/342, от 07.06.2011 N 03-03-06/1/332).

Арбитражная практика складывается в пользу налогоплательщика (см. Определение ВАС РФ от 19.05.2008 N 6127/08, Постановления ФАС Московского округа от 01.02.2008 N КА-А40/14839-07-2, от 11.10.2007 N КА-А40/10338-07, от 22.06.2005 N КА-А41/5477-05, Северо-Западного округа от 02.12.2005 N А56-1114/2005).

2.16.11. Обзор арбитражной практики по товарным потерям

1. Для списания потерь в пределах норм естественной убыли на основании пп. 2 п. 7 ст. 254 НК РФ документальное подтверждение уполномоченным органом государственной власти факта отсутствия виновных в недостаче лиц не требуется (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 02.07.2008 N А05-6193/2007).

2. Отсутствие норм естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном Правительством РФ, не может служить основанием для отказа организации в праве на включение затрат в материальные расходы в целях обложения налогом на прибыль (Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 29.01.2007 N Ф04-9155/2006(30637-А03-15), Ф04-9155/2006 (30334-А03-15)).

3. Довод налогового органа, что налогоплательщик до утверждения в установленном порядке норм естественной убыли не имеет права включать в расходы при налогообложении прибыли потери от недостачи или порчи при хранении и транспортировке материальных ценностей, судами правомерно отклонен. Несовершение государственными органами действий, связанных с разработкой и утверждением соответствующих норм естественной убыли, не должно приводить к невозможности реализации установленных законом прав налогоплательщика на уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму соответствующих расходов (Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 27.12.2005 N А19-13273/05-45-Ф02-6493/05-С1, Западно-Сибирского округа от 04.09.2006 N Ф04-5368/2006(25679-А27-14)).

4. Организации вправе учитывать в составе материальных расходов при исчислении налога на прибыль потери при хранении товаров в торговом зале магазина самообслуживания в пределах норм, установленных Приказом Министерства торговли СССР от 23.03.1984 N 75 "Об утверждении дифференцированных размеров списания потерь товаров в магазинах самообслуживания" (Постановление ФАС Уральского округа от 11.03.2009 N Ф09-1165/09-С2 по делу N А07-1768/2008-А-ВЕТ).

5. Оптовая организация на основании пп. 47 и 49 п. 1 ст. 264 НК РФ правомерно относила в расходы, связанные с производством и реализацией, стоимость бракованного товара, в состав которого входили продукты питания, а также корма для животных с истекшим сроком годности и непоправимыми дефектами упаковки, полученными в процессе перевозки и хранения на складе. Отнесение бракованного товара, подлежащего уничтожению, в расходы осуществлялось по его себестоимости.

Организация представила документы, подтверждающие списание бракованного товара, а также соблюдение ею процедуры отнесения товаров к браку.

Товары, впоследствии оказавшиеся бракованными из-за полученных дефектов и истечения сроков годности, приобретались именно с целью их дальнейшей реализации. Появление брака является объективным следствием предпринимательской деятельности, связанной с оптовой торговлей пищевыми продуктами и продуктами для животных, то есть реализацией товаров (Постановление ФАС Московского округа от 01.02.2008 N КА-А40/14839-07-2 по делу N А40-3291/07-115-46).

6. Оптовая организация правомерно отнесла в расходы для целей налогообложения прибыли брак пищевой продукции в виде лома, боя, потери товарного вида, порчи, брака, бомбажа, истечения срока реализации. Указанные расходы возникали в процессе транспортировки товара, хранения его на складах, перемещения между складами подразделений. Указанный брак организация списывала на основании актов формы N ТОРГ-15 (Постановление ФАС Уральского округа от 31.10.2008 N Ф09-8084/08-С3 по делу N А60-8429/08).

2.17. Состав расходов на продажу

Статьи расходов на продажу. В торговых организациях затраты группируются по статьям типовой номенклатуры:

- транспортные расходы;

- расходы на оплату труда;

- отчисления на социальные нужды;

- расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования, инвентаря (включая охрану, не состоящую в штате организации);

- амортизация основных средств;

- расходы на ремонт основных средств;

- расходы на санитарную и специальную одежду;

- расходы на топливо, газ, электроэнергию для производственных нужд;

- расходы на водоснабжение;

- расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров;

- расходы на рекламу;

- потери товаров и технологические отходы;

- расходы на тару;

- прочие расходы.

Транспортные расходы. На статью "Транспортные расходы" относятся:

- транспортные услуги сторонних организаций по перевозке товаров;

- плата за раскредитовку, подачу вагонов, взвешивание грузов и т.п.; услуги сторонних организаций по погрузке товаров в транспортные средства и их выгрузке;

- плата за экспедиционные операции;

- стоимость материалов, израсходованных на оборудование транспортных средств (щиты, люки, стойки, стеллажи и др.);

- стоимость материалов, израсходованных на утепление транспортных средств (солома, опилки, мешковина и т.п.);

- плата за временное хранение грузов на станциях, пристанях, в портах, аэропортах и т.п. в пределах нормативных сроков, установленных для вывоза грузов в соответствии с заключенными договорами;

- плата за обслуживание подъездных путей и складов необщего пользования, в т.ч. по договорам, заключенным с железной дорогой.

Расчет транспортных расходов на остаток товаров производят по формуле:

ТР = С x (ТР + ТР): (С + С),

о н т п о

где ТР - транспортные расходы на остаток товара на конец отчетного

месяца;

ТР - сумма транспортных расходов на остаток товара на начало отчетного

н

месяца (транспортные расходы, не списанные на себестоимость продаж в

предыдущем отчетном периоде);

ТР - транспортные расходы текущего отчетного месяца;

т

С - стоимость остатка товарных запасов на конец отчетного месяца в

о

учетных ценах;

С - себестоимость проданных за отчетный месяц товаров (стоимость

п

проданных товаров в учетных ценах).

Пример.

  Товар (44 б/с), руб. Транспортные расходы на доставку (41 б/с), руб.
1. Остаток товаров на начало месяца 800 000 80 000
2. Поступило товаров за месяц 1 200 000 140 000
3. Продано товаров за месяц 1 400 000 X
4. Остаток товаров на конец месяца 600 000 X
5. Показатель для расчета пропорции 2 000 000 (п. 3 + п. 4) 220 000 (п. 1 + п. 2)
6. Процент транспортных расходов на остаток товаров: (220 000 руб.: 2 000 000 руб.) x 100 = 11%
7. Транспортные расходы на остаток товаров (п. 4 x п. 6) 66 000
8. Транспортные расходы, подлежащие списанию в текущем месяце (п. п. 5 - 7) 154 000

Расходы на тару. По статье "Расходы на тару" учитываются:

- расходы на ремонт тары (в т.ч. тары-оборудования);

- расходы на перевозку, погрузку и выгрузку порожней тары при возврате ее поставщикам или отправке тарособирающим организациям и тароремонтным предприятиям;

- амортизация тары-оборудования;

- амортизация многооборотной тары, возмещаемая поставщику в соответствии с условиями договора поставки;

- расходы, связанные с ремонтом и естественным износом тары-оборудования, в части, возмещенной поставщикам (владельцам тары-оборудования);

- стоимость тары, списанной из-за естественного износа;

- расходы на очистку и обработку (дезинфекцию) тары;

- разница в ценах: между приемными ценами (при оприходовании тары под товаром) и сдаточными ценами (при возврате порожней тары);

- другие расходы на тару.

Расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров. К ним относят:

- стоимость материалов (оберточной бумаги, пакетов, клея, шпагата, гвоздей, опилок, стружки, соломы, проволоки и т.п.), использованных при подработке, переработке, сортировке, фасовке и упаковке товаров;

- услуги сторонних организаций по фасовке и упаковке товаров;

- расходы на содержание холодильного оборудования (электроэнергия, вода, смазочные материалы и др.);

- расходы на техобслуживание холодильных установок сторонними организациями;

- стоимость льда, потребленного для охлаждения товаров и продуктов;

- плату за временное хранение товаров на складах сторонних организаций;

- расходы на дезинсекцию (уничтожение вредных насекомых) и дератизацию (истребление грызунов);

- расходы на создание условий для хранения товаров и продуктов - газовой среды, искусственного охлаждения, активной вентиляции и т.п.

Расходы на упаковочный материал. Если торговая организация приобретает упаковочные материалы, их следует учитывать в составе материалов. Стоимость упаковочного материала отражается по дебету балансового счета 10 (субсчет "Сырье и материалы") и списывается по мере отпуска материально ответственным лицам для упаковки товара в расходы на продажу (дебет балансового счета 44). Отпуск материалов производится на основании требования-накладной унифицированной формы N М-11 или лимитно-заборной карты формы N М-8, утв. Постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а.

Уход за помещениями и прилегающей территорией. По этой статье отражают:

- расходы на вывоз мусора;

- расходы на уборку прилегающей территории (дворов, улиц, тротуаров);

- расходы на содержание в чистоте помещений;

- стоимость предметов и средств ухода за помещениями (моющих средств, тряпок, ведер, щеток, метел, веников и т.п.).

Техобслуживание основных средств. В расходы на техобслуживание включают:

- расходы на поверку и клеймение весов, водомеров, электрических и газовых счетчиков и других измерительных приборов;

- расходы на содержание и ремонт сигнализационных устройств;

- расходы на проведение противопожарных мероприятий;

- расходы на техобслуживание лифтов, других подъемно-транспортных механизмов сторонними организациями.

Санитарная и специальная одежда. По этой статье отражают:

- износ санитарной и специальной одежды;

- услуги прачечных, ремонтных мастерских, других организаций по стирке, дезинфекции и починке санитарной и специальной одежды и санитарных принадлежностей;

- стоимость материалов (мыла, моющих средств, иголок, ниток, пуговиц, тканей и т.п.), израсходованных на стирку и починку санитарной и специальной одежды и санитарных принадлежностей.

В соответствии со ст. 221 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить в соответствии с установленными нормами своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 321 обязанность принимать типовые нормы бесплатной выдачи работникам сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты возложена на Минздравсоцразвития России.

В настоящее время в торговле применяются:

- Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам торговли, утв. в Приложении N 7 к Постановлению Министерства труда и социального развития РФ от 29.12.1997 N 68;

- Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам полиграфического производства и книжной торговли, утв. Постановлением Минтруда России от 16.12.1997 N 63.

Кроме специальных отраслевых норм, существуют межотраслевые нормы для работников сквозных профессий:

- Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (Приказ Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 N 290н);

- Типовые нормы, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 01.10.2008 N 541н (для работников сквозных профессий всех отраслей экономики);

- Нормы бесплатной выдачи работникам теплой специальной одежды и теплой специальной обуви по климатическим поясам (утв. Постановлением Минтруда России от 31.12.1997 N 70).

Порядок ведения бухгалтерского учета указанных активов установлен Методическими указаниями по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды (Приказ Минфина России от 26.12.2002 N 135н).

В налоговом учете затраты на средства индивидуальной защиты включаются в материальные расходы в полном объеме по мере передачи работникам на основании пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ. Если локальным документом организации установлены нормы выдачи средств индивидуальной защиты выше типовых, расходы на средства индивидуальной защиты для целей налогообложения признаются полностью (см. Письмо Минфина России от 23.04.2007 N 03-04-06-01/128).

2.18. Формирование себестоимости товаров, приобретенных

для перепродажи, в бухгалтерском и налоговом учете

При оприходовании товаров, поступивших в торговую организацию, следует определить их фактическую себестоимость, т.е. стоимость, по которой они будут числиться в складском и бухгалтерском учете.

Фактическая себестоимость приобретенных товаров складывается из суммы фактических затрат организации на их приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством).

К фактическим затратам на приобретение товаров относятся:

- суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);

- суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материально-производственных запасов;

- таможенные пошлины;

- невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением единицы товара;

- вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую они приобретены;

- затраты на доставку товаров до места их использования, включая расходы на страхование.

Данные расходы, в частности, включают:

- затраты на содержание складского подразделения организации;

- затраты на услуги транспорта по доставке материально-производственных запасов до места их использования, если они не включены в цену товаров, установленную договором;

- начисленные проценты по кредитам, предоставленным поставщиками (коммерческий кредит);

- проценты по заемным средствам, начисленные до принятия товаров к учету (если они привлечены для приобретения этих товаров);

- затраты на доведение товаров до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях. Сюда включаются затраты организации на подработку, сортировку, фасовку и улучшение технических характеристик полученных запасов, не связанные с производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг;

- иные затраты, непосредственно связанные с приобретением товаров.

Не включаются в фактические затраты на приобретение товаров общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением указанных запасов (п. 6 ПБУ 5/01).

Порядок определения себестоимости поступивших товаров закрепляется в бухгалтерской учетной политике организации.

Если учетной политикой предусмотрено включение в себестоимость товаров (их покупную стоимость) расходов, непосредственно связанных с приобретением конкретной партии товара, в покупную стоимость товаров эти расходы включают.

Как правило, себестоимость поступивших товаров определяется следующим образом: цена поставщика (без НДС), плюс невозвратная тара (если товар подлеж ит перепродаже в этой таре), плюс транспортные расходы, если они предъявлены самим поставщиком. Данный способ определения себестоимости поступившего товара можно сформулировать так: "Включаем в себестоимость товара все, что предъявил поставщик".

Налоговый учет торговых операций регулируется ст. 320 НК РФ. Порядок формирования себестоимости покупных товаров закрепляется в налоговой учетной политике. Организация вправе выбрать один из следующих способов формирования себестоимости покупных товаров:

- только цена поставщика;

- цена поставщика и транспортные расходы на доставку товаров;

- цена поставщика и иные расходы на приобретение товаров.

Выбранный способ формирования себестоимости покупных товаров организация не вправе изменять в течение двух лет.

2.19. Принятие к бухгалтерскому учету товаров

в оптовой и розничной торговле

Оптовая торговля:

Д-т 41/1 К-т 60 (субсчет "Расчеты с поставщиками") - оприходован товар по ценам поставщика;

Д-т 19/3 К-т 60 (субсчет "Расчеты с поставщиками") - учтен НДС, предъявленный поставщиком.

Розничная торговля (учет по покупным ценам):

Д-т 41/2 К-т 60 (субсчет "Расчеты с поставщиками") - оприходован товар по ценам поставщика;

Д-т 19/3 К-т 60 (субсчет "Расчеты с поставщиками") - учтен НДС, предъявленный поставщиком.

Розничная торговля (учет по продажным ценам):

Д-т 41/2 К-т 60 (субсчет "Расчеты с поставщиками") - оприходован товар по цене поставщика;

Д-т 19/3 К-т 60 (субсчет "Расчеты с поставщиками") - учтен НДС, предъявленный поставщиком;

Д-т 41/2 К-т 42 - отражена торговая наценка при поступлении товара.

Если организация не является плательщиком НДС:

Д-т 41-1 (41/2) К-т 60 (субсчет "Расчеты с поставщиками") - оприходован товар по цене поставщика с учетом НДС;

Д-т 41/2 К-т 42 - торговая наценка на приобретенный товар (для розничных организаций, учитывающих товары по продажным ценам).

2.20. Способы списания себестоимости реализованных товаров


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: