Железные дороги обеспечивают экономичную перевозку крупных грузов, а также предлагают при этом ряд дополнительных услуг, благодаря чему они занимают практически монопольное положение на рынке транспортных услуг.
Основную долю грузооборота в железнодорожных перевозках составляет вывоз минерального сырья от источников добычи, расположенных вдалеке от водных путей. Но помимо этого железные дороги продолжают обращаться к специализации подвижного состава, благодаря чему появились двухъярусные контейнерные платформы, многоярусные платформы для перевозки автомобилей, а также сочленённые вагоны и составы специального назначения. Это позволяет сделать возможной транспортировку практически любых грузов железной дорогой. [1]
С точки зрения технико-экономических характеристик можно выделить следующие преимущества и недостатки железнодорожного транспорта:
Преимущества железнодорожного транспорта:
высокая эффективность использования при дальних перевозках;
относительная дешевизна перевозок в сравнении с автотранспортом;
|
|
возможность доставки “from door to door” за счёт строительства железнодорожных веток и подъездных путей предприятий;
высокая пропускная и провозная способность транспорта;
независимость от времени года, времени суток и погодных условий;
способность перевозки массовых грузов в короткие сроки.
Недостатки железнодорожного транспорта:
высокие затраты на строительство железных дорог;
высокие затраты на эксплуатацию и содержание инфраструктуры и подвижного состава.