Таблица 1
Значение и классификация пассажирского транспорта.
Общие положения по работе пассажирского транспорта страны.
Лекция 1
Структурированные типы
Type
Ограниченный тип (диапазон)
Type
Color = (red, yellow, green, black);
Animals = (cat, dog, horse);
Days = (Monday, Sunday, Tuesday, Friday);
Поскольку перечисляемый тип — это тип данных, при котором количество всех возможных значений конечно, значит типы целые, символьный, логический тоже можно считать перечисляемыми.
Любой перечисляемый тип упорядочен и имеет внутреннюю нумерацию: 1-й элемент имеет №0, 2-й - №1 и т.д. Номер каждого элемента можно получить функцией:ORD (x): longint.
Переменные перечисляемого типа можно сравнивать: больше та переменная, у которой больше порядковый номер.
Для переменных этого типа можно использовать функции SUCC(x) и PRED(x). Например: DEC (5) = 4; PRED (’b’) = ’a’. Не определены значения SUCC (последний элемент перечисления) и PRED (1-й элемент перечисления).
Содержит значения только из ограниченного поддиапазона некоторого базового типа (любой целочисленный тип, тип char, и любой из введенных программистом перечисляемых типов). Для задания этого типа надо указать границы, сначала меньшую, потом большую, между ними разделитель — 2 точки:
|
|
Digits = 1..8;
Symbols = ’b’..’m’.
Ограниченный тип наследует все свойства (допустимые операции) базового типа.
Перечислимые и ограниченные типы повышают наглядность программы и позволяют более надежно контролировать выходы значений за пределы заданного диапазона, как при трансляции, так и при выполнении программы.
В языке используются следующие структурированные типы:
массив;
запись;
множество;
файл.
[M1]В предыдущих разделах – формат с плавающей запятой.
Пассажирский транспорт занимает особое место в инфраструктуре городов, населенных пунктов и страны в целом, являясь наиболее распространенным, своеобразным видом перевозок со спецефическими требованиями к условиям перевозок.
Основной задачей пассажирского транспорта является полное и своевременное удовлетворение потребностей населения в перевозках в пределах города, района, страны и на межгосударственных маршрутах.
Работа пассажирского транспорта оказывает большое влияние на работу предприятий, на производительность труда работающих и использование свободного времени населения.
Поэтому развитие и становление пассажирских перевозок в стране является важной проблемой комплексной программы социального развития страны. Успешное развитие проблемы пассажирского транспорта зависит от степени совершенства и обоснованности системы организации перевозочного процесса на всех видах транспорта, занятых перевозкой пассажиров.
|
|
Классификация пассажирского транспорта по видам транспортных средств представлена на рисунке 1. Каждый вид транспорта отличается друг от друга рядом характеристик, технических особенностей, главным из который является применяемые транспортные средства и используемые пути сообщения и характеризуется:
- провозной способностью;
- скоростью движения;
- применяемым двигателем;
- видом топлива;
- спецификой путей сообщения (рельсовый, безрельсовый) и др.
Рисунок 1. Классификация пассажирского транспорта.
Примерное соотношение в характеристиках и показателях работы пассажирского транспорта приведены в таблице 1.
Вид транспорта | Перевозок пассажирских, % | Пассажирск. оборотов, % | Средняя дальность, км |
Железнодорожный Автомобильный (автобусный) Городской Морской Речной Воздушный | 5,3 62,8 31,4 0,1 0,2 0,2 | 33,3 39,4 10,6 0,2 0,5 16,0 | 93,0 9,2 5,0 46,5 38,0 1530,0 |
Всего | 100% | 100% |
Эффективность функционирования пассажирского транспорта достигается в условиях взаимодействия и развития всех видов транспорта, систем их функционирования, ремонта подвижного состава, технических средств связи и управления, технологией транспортного и перевозочного процессов, наличием высококвалифицированных работников транспорта.
2. Термины и характеристики пассажирского транспорта.
Для пассажирского, как и для любого транспорта применяются различные термины и определения:
Пассажиры – населения, люди, отдельные личности, пользующиеся общественным транспортом.
Транспортные средства – устройства, используемые для перевозки пассажиров (вагон, автобус, легковая машина, теплоход и т.д. – подвижной состав).
Пассажиропоток – количество пассажиров, которые перевозятся или необходимо перевезти в определенном направлении за определенное время.
Пассажирские остановки – места высадки и посадки пассажиров.
Маршрут движения – направление движения транспортного средства, имеют начало и конец.
Транспортное подразделение – организация, отвечающая за перевозки пассажиров, АТП, отделение дороги, речная компания и др.
Период работы транспорта – время начала и конца работы транспортного средства на маршрутах.
Интервал движения – время между отправлением транспортного средства одного маршрута.
Жилой массив – место проживания населения, место начала и конца маршрутов.
Промышленный район – место расположения заводов.
Городская транспортная сеть – общие маршруты движения всех видов пассажирских транспортных средств.
Каждый вид пассажирского транспорта имеет характерные особенности и специфику условий осуществляемых перевозок, рациональные области и сферы применения.
Работа пассажирского транспорта характеризуется прежде всего количеством перевозимых пассажиров, затем расстоянием при перевозках и качеством обслуживания пассажиров.
Рассмотрим четыре основных показателя.
Объем пассажирских перевозок – это пассажирооборот данного вида транспорта, измеряется количеством пассажиро-километров.
Q = an ln (1.1)
Дальность перевозок – расстояние при перевозках в км.
(1.2)
Уровень транспортного обслуживания определяется степенью удовлетворения потребностей при перевозке пассажиров.
Качество обслуживания зависит от вида транспорта, времени на поездку, удобств, предоставляемых пассажирам.
Железнодорожный транспорт применяется для осуществления дальних и массовых перевозок в пределах местного, межобластного и межгосударственного сообщения. Характеризуется устойчивостью и своевременностью перемещения пассажиров в больших объемах и на больших расстояниях, а также низкой стоимостью перевозок.
|
|
Проблемы и недостатки железнодорожного транспорта: необходимо строить колею, а для электротяги – контактные электросети и системы их энергоснабжения, т.е. требуются большие капиталовложения.
Автомобильный транспорт осуществляет перевозкипассажиров автобусами и легковым транспортом, которые выполняют помимо самостоятельной функции еще и обеспечивают подвоз пассажиров к ж.д., водному и воздушному видам транспорта, участвуя в смешанном сообщении.
В настоящее время широко распространено автобусное движение с использованием общественного, ведомственного и частного автомобильного транспорта.
Автобусы используются на городских, пригородных и междугородских видах сообщения, выполняя до 60, 30 и 10 процентов общего объема перевозок соответственно.
Преимущества автотранспорта: высокая маневренность, удобства доставки (остановка рядом с домом), массовость и индивидуальность (такси).
Часто используется смешанное сообщение двумя, тремя видами транспорта. Сравнительно небольшие начальные затраты (как правило, на подвижной состав).
Недостаток: потребность в высококвалифицированном персонале и довольно высокая себестоимость перевозок.
Морской и речной транспорт. Организуется в приморских городах и городах, расположенных на реках, имеет большие преимущества перед ж.д. и автотранспортом, так как не требуется строительства дорог, а используются естественные водные пути сообщения. Имеет умеренную стоимость и высокую комфортность (бары, рестораны, каюты, дискотеки и т.д.).
Недостатки: то, что они действуют только в определенных одних направлениях, привязанных к водным путям.
Воздушный – это наиболее удобный вид транспорта на дальние и сверхдальние расстояния с высокой скоростью движения, что сокращает время пути, однако имеет высокую стоимость перевозки и наименьшую надежность, связанную с риском для жизни при движении.