Логистические процедуры выбора альтернативы
Автомобильного подвижного состава
Эксплуатация транспортных средств | Техническое обслуживание и ремонт подвижного состава |
1. Разработка плана по эксплуатации подвижного состава 2. Оптимизация структуры парка 3. Оптимальная маршрутизация перевозок 4. Распределение подвижного состава по маршрутам 5. Организация диспетчерского управления работой 6. Планирование себестоимости перевозок и расчет тарифов 7. Планирование потребности в ГСМ, автомобильных шинах, эксплуатационных материалах | 1. Планирование производственной программы по обслуживанию и ремонту подвижного состава 2. Оперативное планирование и диспетчерское управление техническим обслуживанием и ремонтом 3. Планирование потребности и организация снабжения автомобильными запасными частями и материалами для обслуживания и ремонта 4. Планирование инвестиций в производственно-техническую базу |
- Финансовое планирование и управление - Управление персоналом - Управление качеством |
(1) задачи, связанные с эксплуатацией парка подвижного состава, и
(2) задачи поддержания технической готовности парка (технического обслуживания и ремонта транспортных средств).
Для собственного парка автотранспортных средств основные задачи указанных групп перечислены в табл.7.1.
В большинстве случаев фирмы-производители прибегают к услугам специализированных транспортных фирм, поэтому в дальнейшем рассматривается именно эта альтернатива. Логистические процедуры выбора включают:
(1) выбор вида транспортировки (иногда называемый в специальной литературе способом перевозки или системой доставки грузов);
(2) выбор вида (или нескольких видов) транспорта;
(3) выбор основных и вспомогательных логистических посредников в транспортировке.
Выбор вида транспортировки, вида транспорта и логистических посредников производится на основе системы критериев, основными их которых являются:
(1) минимальные затраты на транспортировку;
(2) заданное время транзита (доставки груза);
(3) максимальная надежность и безопасность;
(4) минимальные затраты, связанные с запасами в пути (транзитный запас), и ущерб от несвоевременной доставки;
(5) мощность (в смысле провозных возможностей, технико-эксплуатационных показателей) и пространственная доступность вида транспорта;
(6) продуктовая дифференциация;
(7) обеспечение сохранности груза в пути, выполнение требований стандартов качества груза и международных экологических требований.
Как правило, основными критериями выбора вида транспорта и способа перевозки являются транспортные затраты и время доставки.
7.2.3. Выбор вида транспортировки
(способа перевозки или системы доставки грузов)
Перевозка около 90% российских внешнеторговых грузов осуществляется с использованием нескольких видов транспорта. Использование смешанных схем перевозок позволяет:
- экономить время,
- умело устранять недостатки различных видов транспорта, используя преимущества другого,
- повышать качество обслуживания клиентов и
- снижать транспортные расходы.
К основным видам транспортировки относятся:
(1) унимодальная (одновидов а я) транспортировка;
(2) смешанная транспортировка грузов (раздельная смешанная транспортировка);
(3) комбинированная транспортировка;
(4) интермодальная (интегрированная) транспортировка;
(5) мультимодальная транспортировка.
1. Унимодальная (одновидов а я) транспортировка осуществляется одним видом транспорта, например, автомобильным. Обычно применяется, когда заданы начальный и конечный пункты транспортировки (или ЗЛС логистической цепи) без промежуточных операций складирования и грузопереработки.
2. Смешанная транспортировка грузов (раздельная смешанная перевозка) осуществляется обычно двумя видами транспорта, например, железнодорожный - автомобильный, речной - автомобильный, морской - железнодорожный и т.п. При этом груз доставляется первым видом транспорта в так называемый пункт перевалки или грузовой терминал без хранения или с кратковременным хранением с последующей перегрузкой на другой вид транспорта.
3. Комбинированная транспортировка - транспортировка грузов в одной и той же грузовой единице, в одном и том же транспортном оборудовании, к которым относятся крупнотоннажные контейнеры, съемные кузова, полуприцепы и автодорожный состав (автофургоны), с использованием более двух видов транспорта.
4. Интермодальная транспортировка – транспортировка грузов несколькими видами транспорта, при которой один из перевозчиков организует всю доставку от одного пункта отправления через один или более пунктов перевалки до пункта назначения, и в зависимости от деления ответственности за перевозку выдаются различные виды транспортных документов.
В интермодальных системах укрупненные грузовые места перевозятся по единым тарифам и перевозочным документам с равными правами всех участвующих видов транспорта.
5. Мультимодальная транспортировка – транспортировка, при которой лицо, организующее перевозку, несет за нее ответственность на всем пути следования независимо от количества принимающих участие видов транспорта при оформлении единого перевозочного документа.
В мультимодальных перевозках один из видов транспорта выступает в роли перевозчика, а взаимодействующие виды транспорта – как клиенты, оплачивающие его услуги.
7.2.4. Выбор вида транспорта
По отношению к конкретной ЛС транспорт подразделяется на два вида: (1) внешний транспорт (или транспорт общего пользования) и (2) внутренний транспорт.
Внешний транспорт включает:
- автомобильный транспорт;
- железнодорожный транспорт;
- трубопроводный транспорт;
- водный транспорт (речной и морской);
- воздушный транспорт.
Каждый из видов транспорта имеет конкретные особенности с точки зрения логистического менеджмента, достоинства и недостатки, определяющие возможности его использования в ЛС. В табл.7.2 приведены сравнительные логистические характеристики различных видов транспорта, которые должен учитывать логистический менеджер при выборе способа транспортировки, транспортного средства и конкретного перевозчика.
Таблица 7.2