Государственное регулирование уровня жизни населения

В мировой практике одним из индикаторов уровня жиз­ни населения является прожиточный минимум, который ис­пользуется в государственной социальной политике для опре­деления порога бедности и определения размеров социальных выплат.

В определении сущности и величины прожиточного миниму­ма в международной практике более всего распространен подход, основанный на установлении некоего минимума товаров и услуг, предполагающего удовлетворение минимальных потребностей человека - потребительская корзина. Она делится на продоволь­ственную и непродовольственную части. При этом в большинстве стран на долю продовольственных расходов в прожиточном ми­нимуме приходится от 25 до 50%.

Стоимость потребительской корзины определяется норматив­ным, статистическим или комбинированным методами. Широко распространена в развитых странах практика определения про­житочного минимума с учетом медианных доходов населения. В большинстве восточноевропейских стран в расчетах использует­ся нормативный метод. В странах СНГ он используется преиму­щественно и равняется стоимости минимальной потребительскойкорзины.

Практика убеждает в преимуществах использования комбини­рованного метода, когда величина прожиточного минимума за­висит от норм потребления продуктов питания и установленною соотношения между продовольственными и непродовольствен­ными расходами.

Существовавшее до 2005 года в Казахстане соотношение в прожиточном минимуме между продовольственной и непро­довольственной частью - 70 к 30 % - не отвечало реальной структуре расходов населения. Сложилась настоятельная не­обходимость в принятии новых минимальных норм потребления основных продуктов питания для различных групп населения. Это связано с тем, что действующие минимальные нормыпотребления пищевых продуктов во многом соответствовав­шие специфике кризисного периода развития экономики, не отвечают современному представлению о здоровом питании, нынешним реалиям развития экономики, наметившейся тен­денции демографической ситуации и уровню насыщенности продовольственного рынка страны основными пищевыми продуктами.

Соотношение в прожиточном минимуме между продо­вольственной и непродовольственной частью 70 к 30 % с 2006г. изменяется на соотношение 60 к 40%. Второе изменение каса­ется состава продовольственной корзины, который расширяется с учетом рекомендаций ВОЗ по полноценному и сбалансирован­ному питанию. Прежде всего, ассортиментным набором продо­вольственной корзины, который включает 43 наименования пред­метов вместо 20. Это позволяет разнообразить суточный рацион питания, существенно увеличить поступление питательных ве­ществ с выраженными полезными свойствами. Причем, для этого не потребуется значительного увеличения семейного бюджета. Достигается, как считают специалисты, сбалансированность по питательным микроэлементам.

Прожиточный минимум как социальный индикатор, является своеобразной точкой отсчета, его используют для оценки уров­ня жизни населения и измерения бедности и обоснования мини­мального размера заработной платы, пенсии и иных базовых со­циальных выплат.

Поэтому государственные социальные стандарты, начиная с 2006 года, устанавливаются с учетом прожиточного минимума а размеры основных социальных выплат - на уровне не ниже этого минимума.

С принятием новых подходов к определению прожиточного минимума изменится порог бедности. Здесь нужно выделить два фактора. Один из них - оценка уровня жизни населения, то есть определение удельного веса граждан, имеющих уровень жизни ниже прожиточного минимума. По данным статистики, доля на­селения, имеющего среднедушевые доходы ниже прожиточного минимума сократилась с 34,5 % в 1998 году, до 16,1 % 2004 году. Второй фактор - это оказание социальной помощи. Все страны, в зависимости от своих возможностей, определяют порог, за которым гражданину, семье оказывают социальную помощь. Так, в Казахстане адресная социальная помощь (АСП) предоставляется семьям, в которых среднедушевой доход ниже черты бедности, установленной в размере 40 процентов от прожиточного мини­мума.

В соответствии с Законом о государственном пособии семьям, имеющим детей, пособия детям до 18 лет (кроме единовремен­ных пособий на рождение ребенка) предоставляются семьям имеющим 60% от прожиточного минимума.

В Казахстане наблюдается постепенное сокращение бедности с точки зрения дохода. Однако ее уровень все еще остается высо­ким.

Доля населения, имеющего доходы ниже стоимости продо­вольственной корзины, сократились с 11,7% в 2000 г. до 4,3% в 2004 г. Величина прожиточного минимума увеличилась с 4007 тенге в месяц (28 долл. США) в 2000 г. до 5427 тенге (40 долл.) в 2004 г.; величина продовольственной корзины - с 2805 тенге (20 долл.) до 3799 тенге (28 долл.) Однако, эти увеличения на 35,4% перекрыты накопленной за эти годы инфляцией (29%), а при из­мерении в долларовом эквиваленте - дополнительно снижением среднегодового курса доллара на 4,6%. Таким образом, величина прожиточного минимума в 2004 г. достигла отметки нижней чер­ты бедности, измеряемой доходами в 1 доллар в день по крите­рию ООН, а по продовольственной корзине - нет. По величине среднедушевого денежного дохода (28270 тенге в месяц, или 94,3 долл.) критерий ООН превышен, но упомянутая величина нижесоответствующего повышенного критерия Всемирного банка - 4 долл. в день.

Вместе с тем, согласно Программе дальнейшего углубления социальных реформ на 2005-2007 годы будут реализованы меро­приятия по улучшению жизни населения: увеличение заработной платы, особенно в значительной степени работникам бюджетной сферы и государственным служащим; повышение государствен­ных социальных пособий всем категориям инвалидов и получате­лям пособий по возрасту; оказание поддержки семьям, потеряв­шим кормильца; введение дополнительной базовой пенсионной выплаты; повышение специальных государственных пособий многодетным матерям; назначение пособий по уходу за ребенком до 1 года; бесплатное обеспечение лекарствами некоторых кате­горий детей, подростков, беременных женщин. На сокращение бедности оказывают влияние повышение уров­ня доходов в сравнении с прожиточным минимумом, сокращение безработицы и оказание достаточной адресной социальной помо­щи.

Расчеты показывают, что корреляция между соотношением до­ходов с прожиточным минимумом и бедностью тесная - на уров­не 0,9. Для ликвидации бедности необходимо поднимать средний уровень доходов населения.

Сокращение безработицы также влияет на сокращение бедности. В 2004 г. в Казахстане уровень безработицы сло­жился в 8,4%. По расчетам сокращение безработицы до уров­ня 2,8% приводит к практической ликвидации влияния этого фактора на бедность, то есть значимость этого показателя по­степенно снижается. Одновременно повышается роль оплаты труда: основной причиной бедности является низкая оплата труда, на втором месте - отсутствие работы.

Постоянное отслеживание причин бедности и оценка влияния отдельных факторов на ее сокращение позволит сделать этот про­цесс управляемым и обеспечит достижение постатейных целей по сокращению бедности в стране.

В условиях рынка роль государства в регулировании оплаты труда ограничена. В настоящее время воздействие на оплату тру­да осуществляется с помощью законодательных актов или кос­венным путем через налоговый механизм.

В целях недопущения низкого уровня оплаты труда и социаль­ной защиты населения в ежегодно принимаемом законе «О ре­спубликанском бюджете» устанавливается минимальный размер заработной платы и минимальный размер пенсии. Предприятия и организации всех форм собственности, а также индивидуаль­ные предприниматели, осуществляющие наем рабочей силы, не имеют право платить работникам меньше установленного мини­мума.

Реальное значение минимальных показателей из-за инфляции постоянно падает. Правительство Казахстана, стремясь несколько оградить минимальную оплату от обесценивания, периодически увеличивает ее размеры.

Бюджетные организации в зависимости от выделенных бюд­жетных ассигнований самостоятельно определяют виды доплат, исходя из квалификации работника и сложности выполняемых трудовых обязанностей. В целом оплата в бюджетной сфере в 1,5 - 2 раза меньше, чем в промышленности, уже не говоря о финан­сово-кредитных учреждениях.

Региональные органы, учитывая слабую обеспеченность ра­ботников бюджетной сферы, оказывают им финансовую под­держку, исходя из размеров своего бюджета.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: