Необходимость социального страхования. Фонды социального страхования, принципы их формирования и использования

Социальное страхование представляет собой систему эконо­мических отношений по перераспределению стоимости обще­ственного продукта для материальной поддержки граждан в слу­чае потери трудоспособности, работы и охраны их здоровья.

Социальное страхование является одной из форм более общей системы - социального обеспечения. Однако различие между эти­ми двумя системами заложено в отношении к трудовой деятель­ности граждан и методами формирования фондов для нетрудо­способных.

Социальное страхование выражает отношения, возникающие в связи с формированием и использованием фондов для граждан временно или постоянно утратившим трудоспособность с приме­нением страхового метода. При этом имеются в виду те контин­гента граждан, которые работали или временно не работают по причине болезни; таким образом, важной особенностью социального страхования является то, что оно непосредственно связано с трудовой деятельностью работников в настоящем или прошлом.

Социальное обеспечение выражает отношения, связанные с формированием и использованием фондов для поддержки граж­дан утративших трудоспособность, или не обладавших ею, то есть для всех граждан, независимо от их участия в трудовой дея­тельности, для чего используется бюджетный метод формирова­ния указанных фондов.

Объективная необходимость действия категорий социального обеспечения и социального страхования вызывается требовани­ями процесса расширенного воспроизводства, а именно одной из его составляющих, воспроизводства рабочей силы. Наряду с основным источником средств для этого вида воспроизводства - фондом оплаты труда, других личных доходов, функционируют фонды социального обеспечения и социального страхования.

Существует два принципа формирования фондов социального назначения:

1) на основе солидарности поколений, когда работающее поколение обеспечивает неработающее, а в свою очередь, по мере утраты трудоспособности их заменяют новые поколения, входя­щие в трудовую деятельность;

2) на основе персональных отчислений граждан в социальные
фонды, преимущественно пенсионного обеспечения; при дей­ствии этого принципа размер выплат зависит от вложенной сум­мы конкретного лица за все время его работы.

Система, основанная на первом принципе и действовавшая в Казахстане до 1998 г характеризуется следующими особенностя­ми:

1) государственная монополия на пенсионное обеспечение;

2) обезличенность обязательных пенсионных взносов граж­дан в фонды социального обеспечения;

3) перераспределение средств внутри системы.

Подобная система эффективна при условии плановой дирек­тивной экономики, полной занятости трудоспособного населе­ния, всестороннего контроля со стороны государства, высокого соотношения работающего населения к пенсионерам. Существо­вавшая система характеризовалась наличием большого числа льгот для разных профессиональных и социальных категорий граждан.

Кризис экономики начала и середины 90-х годов усугубил кризис си­стемы социального страхования, выразившемся в низком уровне соби­раемости взносов на социальное страхование как из-за падения базовых показателей их взимания, так и незаинтересованности плательщиков в их полном и своевременном перечислении в социальные фонды; это привело к огромному размеру задолженности перед пенсионерами и получателями пособий; инфляционное обесценение средств социальных фондов не обе­спечивало потребности пенсионеров в прожиточном минимуме и вызывало необходимость постоянной индексации социальных выплат при все боль­шей ограниченности средств фондов.

Система, основанная на действии второго принципа, положенного в основу проводимой в Казахстане пенсионной реформы, характеризуется:

1) государственным регулированием пенсионного обеспечения;

2) гарантиями государства по соблюдению минимально установленного прожиточного минимума для граждан, участвовавших в формировании
пенсионных фондов не менее 30 лет;

3) разграничения пенсионных сбережений и других форм социального
обеспечения;

4) обязательным участием всех граждан трудоспособного возраста в
формировании пенсионных накоплений;

5) личной ответственностью трудоспособных граждан за свое пенсион­ное обеспечение в старости;

6) обеспечением эффективности инвестирования и безопасности пенсионных сбережений;

7) установлением права наследования граждан на накопления в накопительных пенсионных фондах;

8) предоставлением гражданам права на дополнительное добровольное пенсионное обеспечение;

9) инвестированием пенсионных сбережений в экономику, что содействует ее развитию

Помимо обязательного государственного социального страхо­вания применяется негосударственное пенсионное страхование — отношения социальной защиты граждан путем формирования дополнительной пенсии за счет добровольных взносов работни­ков и (или) их работодателей в соответствии с пенсионным до­говором и выплат пенсий через специализированные негосудар­ственные пенсионные фонды.

Переходный период от системы на основе солидарности на­коплений к системе персональных накоплений характерен тем, что требуется соблюдение прав состоявшихся пенсионеров на получение заслуженных пенсий, а также невозможностью нако­пления большинством граждан предпенсионного возраста достаточных пенсионных сбережений в негосударственной пенсион­ной системе. Поэтому состоявшимся пенсионерам государством гарантируется сохранение размеров получаемых пенсий из госу­дарственных пенсионных фондов. Размер государственных пен­сий гражданам, вышедшим на пенсию после начала пенсионной реформы, будет сокращаться пропорционально количеству лет их возможного участия в негосударственной пенсионной системе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: