Модель совокупного спроса и совокупного предложения

Совокупный спрос – реальный объем ВВП, который потребители готовы приобрести при каждом данном уровне цен, или это общая сумма расходов на конечные товары и услуги, произведенные в стране, т.е.

AD = C + I +G + X, где

C – это потребление, совокупный спрос домохозяйств;

I – инвестиции, спрос предприятий на капитальное оборудование;

G – спрос правительства на товары и услуги;

X – чистый экспорт, т.е. разность между спросом иностранцев на отечественные товары и отечественным спросом на импортные товары.

<= Между AD и уровнем цен в стране при прочих равных условиях существует обратная зависимость.

При этом в макроэкономике действуют следующие три эффекта:

1. эффект процентной ставки(эффект Кейнса),

2. эффект богатства (эффект кассовых остатков, эф. Пигу),

3. эффект импортных закупок (или эффект об­менного курса).

Первый эффект означает, что чем выше процентная ставка, тем ниже, при прочих равных условиях, величина совокупного спроса, предъявляемого на реальный объем выпуска, в том числе и в силу того, что растет цена кредита и сокращается реальный доход. Так, при фиксированном объеме денежной массы рост спроса на деньги повышает их цену – процентную ставку. Более высокая процентная ставка сокращает объем покупок на денежные суммы, взятые в кредит, т.е. сокращается реальный доход и совокупный спрос и кривая AD приблизится к оси абсцисс (опустится вниз по кривой).

Второй эффект означает, что с повышением цен упадет стоимость финансовых активов (акций, облигаций, срочных вкладов), а значит, располагающее ими население станет беднее. Таким образом, уменьшится AD на товары длительного пользования. Правда результат данного эффекта может быть и положительным и отрицательным, это зависти от степени роста цен. Например, незначительный рост цен подстегивает AD, а значительный сокращает AD.

Третий эффект означает, что в результате снижения курса национальной валюты товары, произведенные в данной стране, становятся относительно более дешевыми. Подобное изменение относительных цен ведет к уменьшению импорта и увеличению экспорта, а значит растет AD.

Эти три эффекта позволяют прогнозировать изменения в объеме производства ВВП с изменением AD, но только при неизменности следующих неценовых факторов:

1. потребительских расходов,

2. инвестиционных расходов,

3. расходов на чистый экспорт,

4. государственных расходов,

5. национальных доходов стран экспортеров,

6. колебания валютных курсов.

Если три эффекта связаны с изменением уровня цен, то последние 6 неценовых факторов действуют при данном фиксированном уровне цен. Следовательно, на графике первые отражаются движением по кривой AD, а последние сдвигом всей кривой.

Под совокупным предложением (AS) понимают сумму предложения всех конечных товаров и услуг всех предприятий страны населению, государству и друг другу при данном уровне цен.


 
 
 
По форме кривой AS не существует единства мнений. По-разному интерпретируется в классической и кейнсианской школах форма кривой. Вертикальный отрезок кривой AS отражает ситуацию, когда экономика приближается к состоянию, обеспечивающему полную занятость. Этот отрезок кривой AS называют «классическим».

Горизонтальная часть кривой соответствует объему производства, значительно ниже потенциаль­ного ВВП. Этот отрезок кривой часто называют «кейнсианским».

График AS состоит из трех частей:

1. горизонтальная, или кейнсианская, когда увеличение производства происходит при неизменном уровне цен,

2. восходящая, когда растут и цены и объем производства ВВП,

3. вертикальная или классическая, когда рост цен уже не вызывает роста производства.

Макроэкономическое равновесие на графике определяется точкой пересечения AD и AS.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: