Совокупный спрос – реальный объем ВВП, который потребители готовы приобрести при каждом данном уровне цен, или это общая сумма расходов на конечные товары и услуги, произведенные в стране, т.е.
AD = C + I +G + X, где
C – это потребление, совокупный спрос домохозяйств;
I – инвестиции, спрос предприятий на капитальное оборудование;
G – спрос правительства на товары и услуги;
X – чистый экспорт, т.е. разность между спросом иностранцев на отечественные товары и отечественным спросом на импортные товары.
<= Между AD и уровнем цен в стране при прочих равных условиях существует обратная зависимость.
При этом в макроэкономике действуют следующие три эффекта:
1. эффект процентной ставки(эффект Кейнса),
2. эффект богатства (эффект кассовых остатков, эф. Пигу),
3. эффект импортных закупок (или эффект обменного курса).
Первый эффект означает, что чем выше процентная ставка, тем ниже, при прочих равных условиях, величина совокупного спроса, предъявляемого на реальный объем выпуска, в том числе и в силу того, что растет цена кредита и сокращается реальный доход. Так, при фиксированном объеме денежной массы рост спроса на деньги повышает их цену – процентную ставку. Более высокая процентная ставка сокращает объем покупок на денежные суммы, взятые в кредит, т.е. сокращается реальный доход и совокупный спрос и кривая AD приблизится к оси абсцисс (опустится вниз по кривой).
|
|
Второй эффект означает, что с повышением цен упадет стоимость финансовых активов (акций, облигаций, срочных вкладов), а значит, располагающее ими население станет беднее. Таким образом, уменьшится AD на товары длительного пользования. Правда результат данного эффекта может быть и положительным и отрицательным, это зависти от степени роста цен. Например, незначительный рост цен подстегивает AD, а значительный сокращает AD.
Третий эффект означает, что в результате снижения курса национальной валюты товары, произведенные в данной стране, становятся относительно более дешевыми. Подобное изменение относительных цен ведет к уменьшению импорта и увеличению экспорта, а значит растет AD.
Эти три эффекта позволяют прогнозировать изменения в объеме производства ВВП с изменением AD, но только при неизменности следующих неценовых факторов:
1. потребительских расходов,
2. инвестиционных расходов,
3. расходов на чистый экспорт,
4. государственных расходов,
5. национальных доходов стран экспортеров,
6. колебания валютных курсов.
Если три эффекта связаны с изменением уровня цен, то последние 6 неценовых факторов действуют при данном фиксированном уровне цен. Следовательно, на графике первые отражаются движением по кривой AD, а последние сдвигом всей кривой.
|
|
Под совокупным предложением (AS) понимают сумму предложения всех конечных товаров и услуг всех предприятий страны населению, государству и друг другу при данном уровне цен.
Горизонтальная часть кривой соответствует объему производства, значительно ниже потенциального ВВП. Этот отрезок кривой часто называют «кейнсианским».
График AS состоит из трех частей:
1. горизонтальная, или кейнсианская, когда увеличение производства происходит при неизменном уровне цен,
2. восходящая, когда растут и цены и объем производства ВВП,
3. вертикальная или классическая, когда рост цен уже не вызывает роста производства.
Макроэкономическое равновесие на графике определяется точкой пересечения AD и AS.