Эк. рост не может быть обеспечен только рыночным механизмом, а значит, нужна высокая активность государства в регулировании эк. роста. В макроэкономической теории существуют различные точки зрения на вопрос о роли государства в регулировании эк. роста. Кейнсианцы рассматривают эк. рост преимущественно с позиции факторов спроса. Они считают, что государство может реализовать эк. рост с помощью фискальной и монетарной политики.
Другая точка зрения у сторонников теории экономики предложения. Они считают, что эк. рост связан в первую очередь с факторами предложения. Т.е. государство должно его регулировать определенной системой налогообложения. В любом случае государство должно взять на себя то, что не решается рыночным механизмом. (Например, увеличение расходов на стимулирование НТП, на фундаментальные исследования и разработки, антиинфляционное регулирование, продуманная социальная политика)
Важный компонент государственного регулирования эк. роста – антициклическое регулирование, которое предполагает стимулирование спроса на ресурсы, потребительские товары и ценные бумаги с целью приведения спроса и предложения в равновесное состояние и тем самым придание эк. росту б о льшей устойчивости.
Другая важная составляющая госрегулирования эк. роста – структурное регулирование. Например, в воспроизводственной структуре, чем выше доля накопления в НД, тем выше в результате будут темпы эк. роста.
Структурное регулирование предполагает:
- стимулирование предприятий в освоении новых направлений экономики,
- поддержку экспортеров и производителей импортозаменяющих товаров,
- стимулирование тех сфер экономики, которые способны дать наибольшее количество новых рабочих мест.