Социология

Содержание лекционного курса Тема 1. Социология как наука об обществе

Специфика научного познания мира. Общественные науки в изуче­нии социального мира. Первоосновы социальной жизни.

Специфика социологии как общественной науки. Объект и предмет социологии. Дискуссионность вопроса о предмете социологии. Микро-и макроуровни социальной жизни. Характеристика основных методов социологии (опросные методы, анализ документов, наблюдение, экспе­римент и др.) и варианты их классификации (теоретические и эмпири­ческие; методы естественных наук, количественные методы, качествен­ные методы).

Структура современного социологического знания. Уровни и отрас­ли социологии. Основные функции социологии в современном обществе (познавательная, гуманистическая, прогностическая, социального кон­троля, идеологическая и т.д.). Общество как объект управления. Соци­альная диагностика и социальные технологии.

Тема 2, Основные этапы развития социологичес­кой теории

Предыстории социологии: социологические идеи в религиозных и философских произведениях древности, средневековья и эпохи просвещения. Социологическая мысль в России в 17-18 в. Взгляды Ю. Крижанича, А. Радищева и В, Татищева на проблемы человека и общес­твенного развития.



Возникновение и развитие социологии как науки. О. Конт о необ­ходимости создании науки об обществе. Основные идеи представителей классической социологии (Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, К. Маркс, М. Ве-бер). Развитие социологии в России в середине 19-иачале 20 в.в. Мно­гообразие социологических школ (натуралистическое направление Л.И. Мечникова, психологическая школа Е.В. Роберти, плюралистическая теория М.М. Ковалевского и др.).

Современные социологические теории: структурный функционализм (Т. Парсонс, Р. Мертон), теории социального конфликта (Ч. Миллс, Р. Дарендорф, Л. Козер), бихевиоризм (теория социального обмена Дж. Хоманса и П. Блау, символический иитеракционизм Дж. Мид), феноме­нологическая социология (П. Бергер, Т. Лукман, Г. Гарфинкель). Проб­лемы развития советской и российской социологии. Алтайская соци­ологическая школа.

Тема 3. Общество как социальная и социокультур­ная система

Общее понятие системы. Основные направления системного анали­за. Основные типы систем (технические, биологические и социальные). Отличительные черты социальной системы. Общество как социальная система: многовариантность подходов. П. Сорокин и социокультурный подход. Основные элементы социальной системы и ее функции. Куль­турная система общества, ее основные элементы (значения, ценности, нормы). Взаимодействие социальной и культурной систем общества.

Возможности социокультурного подхода в исследовании актуаль­ных проблем современного российского общества. Модернизационный процесс в России.

Тема 4. Социология личности

"Индивид", "индивидуальность" и "личность" как понятия, раскрываю­щие сложную биопсихосоциальную природу человека. Различия в со-


циологической и философской трактовке понятия личности. Теории лич­ности 3. Фрейда, Дж. Мида и Э. Берна.

Социальный статус человека: сущность и разновидности (личный и социальный; предписанный и приобретённый; формальный и неформаль­ный). Социальный статус и социальное положение человека. Иерархия социальных статусов. Социальная роль как поведенческая характерис­тика личности. Теория социальных ролей. Понятие ролевого конфликта.

Социализация личности. Общество и личность. Основные теории социализации (теория "Зеркального Я" Ч. Кули, сценарная теория Э. Берна, взгляды Дж. Г. Мид и др.). Факторы социализации. Виды специ­ализации (первичная и вторичная) и их особенности. Ценностные ори­ентации и формирование личности. Понятие агентов социализации и их виды. Возрастная социализация. Основные этапы жизненного цикла раз­вития и возрастные кризисы в теории Э. Эриксона. Адаптация и раз­витие. Свобода выбора личности. Проблемы социализации личности в современном российском обществе.

Понятие девиации. Социальная норма, социальная патология, ано­мия. Девиантное и делинквентное поведение. Причины девиации (би­ологический подход Ч. Ломброзо и У. Шелдона; психологическое объ­яснение 3. Фрейда; социологическая теория Э. Дюркгейма; культуроло­гическое объяснение девиации Селлина и Миллера, теория стигматиза­ции Г. Беккера). Типы девиации Р. Мертона: конформизм, инновация, ритуализм, ретриатизм, бунт. Девиация и социальный контроль. Фор­мальный и неформальный социальный контроль.

Тема 5. Социальные общности и группы

Понятие и основные признаки социальной общности. Сущность со­циальной группы. Классификация социальных групп: различия в осно­ваниях. Первичные и вторичные группы, малые и большие группы. Фор­мальные и неформальные группы. Понятие "референтная группа". Тол­па как форма деперсонифицированного поведения людей. Этническая общность. Раса, нация, национальность, народность. Молодежь как со-


циально-демографическая группа общества. Групповые ценности и нор­мы.

Тема 6. Социальные институты

Понятие и основные признаки социального института. Социальный институт как совокупность функций, социальных учреждений, социаль­ных ролей и статусов, социальных норм и правил. Общественная пот­ребность и социальный институт. Функция и дисфункция социального института. Явные и латентные функции социального института. Типы социальных институтов: экономические, политические, социокультур­ные, институты родства; распределительные, коммуникативные, контро­лирующие, репродуктивные, воспитательные, нормативно-ориентирую­щие, нормативно-контролирующие социальные институты. Факторы раз­вития социального института.

Семья как социальный институт. Функции семьи. Основные типы семьи и брака. Тенденции развития и проблемы современной семьи. Се­мья и разводы. Нетрадиционные типы семьи. Проблемы семьи в совре­менном российском обществе.

Тема 7. Социальная структура общества

Понятие социальной структуры и ее основные элементы. Социаль­ная структура и проблема социального неравенства. Сущность неравен­ства и его виды (естественное и социальное). Причины социального не­равенства. Относительное и абсолютное равенство в обществе: истори-ко-социологический аспект проблемы.

Основные подходы к изучению социальной структуры общества. Со­циально-классовый подход марксистской социологии. Основные поло­жения теории социальной стратификации (идеи М. Вебера и П. Сороки­на). Основные критерии социальной стратификации: уровень доходов, объем власти, престиж профессии, уровень образования. Типы соци­альной стратификации: экономическая, политическая, профессиональ-


ная. Профиль социальной стратификации, его типы. Основные слои сов­ременного общества.

Закрытые и открытые общества и проблема социальной мобильнос­ти. Типы социальной мобильности: горизонтальная, вертикальная, вос­ходящая, нисходящая. Каналы социальной мобильности. Маргиналь-ность: основные подходы к определению и виды.

Тенденции изменения социальной структуры современного россий­ского общества. Проблема социального расслоения, основания диффе­ренциации общества в настоящее время. Богатые и бедные в России. Проблема формирования среднего класса. Маргинализация и крими­нализация российского общества: причины и следствия.

Тема 8. Культура как социальная реальность

Многообразие дефиниций культуры. Специфика трактовки культуры как социального явления. Культура как совокупность ценностей и норм, являющихся общими для членов социальной группы и придающими ей целостность и устойчивость (Э. Дюркгейм) или мотив социального по­ведения личности (М. Вебер). Основные содержательные элементы куль­туры как системного явления. Место и роль культуры в обществе: пози­ции марксистской и понимающей социологии. Функции культуры в об­ществе. Тенденции функционирования культуры в обществе (тенденция сохранения и тенденция развития).

Типы культуры в контексте развития человеческой цивилизации. За­падная и восточная социокультурные суперсистемы. Культурно-исто­рические типы в теориях Н.Я. Данилевского, А. Тойнби, О. Шпенгле­ра. Мировая и национальная культуры. Тенденция унификации наци­ональных культур и угроза национально-культурной идентичности сов­ременных обществ. Типы культур внутри общества: центральная куль­тура, субкультура, контркультура. Элитарная, народная и массовая куль­туры. Факторы развития массовой культуры.

II


Тема 9. Социальные изменения

Социальные процессы. Социальное изменение и социальное разви­тие. Виды социальных изменений. Прогресс и регресс. Понятие прог­ресса и его виды: материальный, духовный, интеллектуальный прогресс. Объективные to субъективные критерии прогресса. Основные макросо-циологичсские теории социальных изменений. Социокультурная теория Сорэхина. Индустриально-технологические теории У. Ростоу, Р. Арона, Д. Белла. Социально-экономическая теория К. Маркса.

Механизмы и направления социальных изменений. Характерные приз-паки эволюционного(0. Конти Г. Спенсер) и революционного (К. Маркс) социальных изменений. Социальные реформы и инновации в контек­сте эволюционного развития общества. Субъект социальных измене­ний: творческое меньшинство и народные массы. Основные концепции развития общества: линейное, спиралевидное, циклическое развитие. Кон­цепция длинных волн Н.Д. Кондратьева.

Теория модернизации (М. Вебер, Г. Алмонд, М. Лсви). Процесс мо­дернизации современного российского общества и переход к рынку. Три волны модернизаций в России. Особенности третьей волны — совре­менного этапа; модернизации.

Тема 10. Прикладная социология, ее цель и задачи. Программа социологического исследования

Понятие прикладной социологии, ее цели и задачи. Связь теорети­ческой и прикладной социологии. Методология как основанная на опре­деленной парадигме позиция исследователя, лежащая в основе интер­претации социальной проблемы, предметной области анализа, а также результатов исследования.

Социальное измерение в социологии. Квантификация социальной ин­формации, количественные и качественные показатели измерения. Шка­лирование и его виды. Структурные и факторные индикаторы.

Этапы проведения социологического исследования. Программа со-


циологического исследования и се основные структурные элементы: фор­мулировка и обоснование проблемы исследования, определение цели и задач, объекта и предмета исследования, интерпретация и операциона-лизация понятий, выдвижение гипотез, определение исследуемой сово­купности, разработка инструментария исследования.

Основные этапы обобщения социологических данных. Выбор приз­наков группировки статистических данных. Построение рядов распре­делений. Наглядность в представлении результатов. Правила составле­ния графиков, диаграмм и таблиц. Основные принципы интерпретации социологических данных.

-



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: