Методические рекомендации. При изучении данной темы следует уяснить, что в настоящее время в пенсионной системе Российской Федерации выделились два типа пенсий

При изучении данной темы следует уяснить, что в настоящее время в пенсионной системе Российской Федерации выделились два типа пенсий, которые можно различать по источнику их финансового обеспечения.

Первый тип пенсий, считающийся основным, - трудовые пенсии. Указанные пенсии получают большинство пенсионеров в нашей стране. Право на такую пенсию возникает вследствие уплаты в течение определенного периода времени страховых взносов в систему обязательного пенсионного страхования. Основным источником выплаты этих пенсий являются средства, формируемые за счет указанных страховых взносов.

Второй тип пенсий - пенсии по государственному пенсионному обеспечению. Эти пенсии выплачиваются за счет средств федерального бюджета.

Таким образом, пенсии по государственному пенсионному обеспечению предоставляются вне системы обязательного пенсионного страхования. Право на эти пенсии возникает не от того, что в период работы или другой деятельности специально на цели пенсионного обеспечения за соответствующего гражданина отчислялись обязательные страховые взносы (единый социальный налог (взнос), а в силу других обстоятельств, определенных в законе.

Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении» выделяет четыре группы обстоятельств, в связи с которыми наступает право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению.

Такое право на пенсию возникает:

в связи с длительным выполнением гражданином особых функций, связанных с непосредственной деятельностью государства и государственных органов (государственная служба различных видов в системе органов государственной власти - гражданская государственная служба, военная служба, служба в правоохранительных органах);

в связи с необходимостью компенсации государством вреда, нанесенного здоровью человека радиационными или техногенными катастрофами. В данном случае государство, как правило, компенсирует нанесенный вред не полностью, а лишь гарантирует гражданину определенный уровень материального обеспечения в случае наступления постоянной или длительной утраты трудоспособности, который (уровень материального обеспечения) этот гражданин не может самостоятельно заработать в виде трудовой пенсии по не зависящим от него обстоятельствам (лишение здоровья, потеря кормильца и т.п. в связи с указанными катастрофами и соответственно снижение работоспособности, заработка и т.д.);

в связи с необходимостью предоставления гражданам, не приобретшим право на трудовую пенсию, материальной поддержки при наступлении престарелого возраста, инвалидности или в случае потери кормильца в виде пенсии по государственному пенсионному обеспечению (социальной пенсии);

в связи с необходимостью (целесообразностью) выделения отдельных категорий граждан, имеющих особые (специфические) заслуги перед государством с целью дополнительного (специального) пенсионного обеспечения этих граждан - в частности, пенсии по государственному пенсионному обеспечению предоставляются участникам Великой Отечественной войны из числа инвалидов (независимо от причины инвалидности). Право на такую пенсию обусловлено в первую очередь не столько наличием инвалидности, а фактом участия в боевых действиях по защите Отечества, что влечет за собой установление дополнительных социальных гарантий, в данном случае в виде второй пенсии (дополнительно к трудовой), если у такого участника войны наступает инвалидность.

Если вопросы предоставления пенсий, выплачиваемых за счет средств федерального бюджета, регулируются другими федеральными законами, то соответствующие изменения условий и норм назначения и выплаты таких пенсий осуществляются путем внесения необходимых изменений в эти другие федеральные законы.

Так, например, вопросы пенсионного обеспечения членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ регулируются Федеральным законом от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".

В отношении военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ, органов Государственной противопожарной службы, прокурорских работников, сотрудников таможенных органов РФ, сотрудников налоговой полиции, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и работников других силовых структур Закон N 166-ФЗ содержит лишь общие нормы пенсионного обеспечения. Конкретные условия назначения пенсий и нормы пенсионного обеспечения указанных категорий граждан определяются Законом РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" и другими нормативными правовыми актами.

Право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют:

1) федеральные государственные гражданские служащие;

2) военнослужащие;

3) участники Великой Отечественной войны;

4) граждане, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда";

5) граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;

6) граждане из числа космонавтов;

7) граждане из числа работников летно-испытательного состава;

8) нетрудоспособные граждане.

В соответствии с Федеральным законом № 166-ФЗ от 15.12.2001 г. назначаются следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению:

- пенсия за выслугу лет;

- пенсия по старости;

- пенсия по инвалидности;

- пенсия по случаю потери кормильца;

- социальная пенсия.

Пенсия за выслугу лет назначается федеральным государственным служащим, военнослужащим, гражданам из числа космонавтов и гражданам из числа работников летно-испытательного состава.

Пенсия по старости назначается гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф.

Пенсия по инвалидности назначается военнослужащим, участникам Великой Отечественной войны, гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда», гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, гражданам из числа космонавтов.

Социальная пенсия (по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца) назначается нетрудоспособным гражданам.

Социальная пенсия предоставляется нетрудоспособным гражданам, к которым согласно ст. 2 комментируемого Закона относятся инвалиды, в том числе инвалиды с детства, дети-инвалиды, дети в возрасте до 18 лет, потерявшие одного или обоих родителей, граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), граждане, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), не имеющие права на пенсию, предусмотренную Федеральным законом N 173-ФЗ.

Вопросы для самопроверки:

1. Понятие пенсии за выслугу лет.

2. Круг лиц, обеспечиваемых пенсией за выслугу лет.

3. Условия для назначения пенсии за выслугу лет государ­ст­венным гражданским служащим.

4. Какие надбавки начисляются к пенсии за выслугу лет?

5. Специальные правила обеспечения пенсией граждан, пострадавших в резуль­тате радиа­ци­онных или техногенных катастроф.

6. Каковы основания для назначения социальной пенсии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: