Подбор и изучение литературных источников и практических материалов

Основной задачей данного этапа является подбор и составление списка литературных источников к каждой главе курсовой работы.

Список используемых источников позволяет в значительной степени оценить качество проделанного исследования. Так, при отсутствии в перечне новейших материалов или признанных в научной среде трудов по избранной теме можно сделать вывод, что курсовая работа не отличается требуемой глубиной исследования и не основывается на последних достижениях научной мысли.

Знакомство с опубликованной по теме курсовой работы литературой начинается с разработки идеи, то есть замысла предлагаемого исследования. При этом исследуются материалы, опубликованные в различных отечественных и зарубежных изданиях, официальные материалы, практические документы организации.

Подбор литературы осуществляется в учебных, публичных и научных библиотеках при помощи каталогов и библиографов, а также во Всемирной сети Интернет.

При подборе литературы необходимо ориентироваться на следующие ее типы:

1. Научные специализированные журналы по тематике выбранной специальности.

2. Информационные издания по определенным тематическим направлениям, цель выпуска которых - оперативная информация, как о самих изданиях, так и о существенных сторонах их содержания.

3. Периодические издания (научно-популярные, специализированные газеты и журналы).

4. Учебники и учебные пособия, рекомендованные к использованию Министерством образования Российской Федерации или отраслевыми министерствами.

5. Монографии известных ученых и практиков.

6. Справочники.

7. Научные отчеты научно-исследовательских и других учреждений.

8. Государственные, отраслевые и территориальные нормативные документы (законы, кодексы, постановления правительства, приказы и инструкции отраслевых министерств).

Существует несколько подходов для организации такого поиска в библиотеках и читальных залах. Если вам известны фамилии авторов, работающих по исследуемой проблеме, то их последние публикации можно найти с помощью алфавитного каталога. Если фамилии авторов неизвестны, то поиск литературы можно вести по системным каталогам, в которых перечень литературных изданий представлен по отраслям знаний.

Количество источников, использованных при написании работы, должно быть не менее 30, из них 3-5 законодательных и нормативных актов, монографии, научные сборники и статьи. Их соотношение зависит от избранной темы.

При небольшом количестве литературы непосредственно по исследуемой теме необходимо использовать литературу по смежным темам. Допустимо и приветствуется использование литературы на иностранных языках, экспертных исследований. Учебники и учебные пособия могут быть использованы при написании теоретической части работы.

При написании курсовой работы должна быть использована литература последних 5 лет. Исключение составляют основополагающие теоретические труды по избранной теме; историческая тематика, а так же отсутствие в последние два-три года радикальных изменений в той области, по теме которой пишется курсовая работа, либо в смежных областях.

Изучение литературы по выбранной теме нужно начинать с общих работ, чтобы получить представление об основных вопросах, к которым примыкает избранная тема, а затем уже вести поиск нового материала.

Детальное изучение литературных источников заключается в их конспектировании и систематизации, при этом характер конспектов определяется возможностью использования данного материала в работе (выписки, цитаты, краткое изложение содержания литературного источника или характеристика фактического материала).

При изучении литературы не нужно стремиться только к заимствованию материала. Параллельно следует обдумать найденную информацию. Этот процесс должен совершаться в течение всей работы над темой, тогда собственные мысли, возникшие в ходе знакомства с чужими работами, послужат основой для получения нового знания.

Систематизацию получаемой информации следует проводить по основным разделам курсовой работы, предусмотренным планом. При изучении литературы не стоит стремиться освоить всю информацию, заключенную в ней, а следует отбирать только ту, которая имеет непосредственное отношение к теме работы. Критерием оценки прочитанного является возможность его использования в курсовом исследовании.

Сбор фактического материала – один из наиболее ответственных этапов подготовки курсовой работы. От того, насколько правильно и полно собран фактический материал, во многом зависит своевременное и качественное написание работы. Поэтому, прежде чем приступить к сбору материала, студенту совместно с научным руководителем необходимо тщательно продумать, какой именно фактический материал необходим для курсовой работы, и составить, по возможности, специальный план его сбора в период практики.

В зависимости от объекта исследования это могут быть данные международной и государственной статистки РФ, материалы министерств, ведомств и иных государственных органов, общественных организаций, бухгалтерская отчетность предприятий.

После изучения литературных источников и практических материалов, а также после консультаций с научным руководителем план курсовой работы может быть скорректирован. Научный руководитель совместно со студентом составляют окончательный план (содержание) работы, которым студент будет руководствоваться в процессе её выполнения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: