Межосевая муфта Haldex 4 поколение (с 2007 года)

Муфта применяется в ситемах полного привода таких автомобилей как Saab (9-3 XWD), Opel (Insignia), Audi A3, TT, VW Tiguan, Skoda Octavia, Superb и так далее. Системы предыдущего поколения можно встретить на машинах Volvo, Land Rover (Freelander), Ford (Kuga) и Seat. В качестве меж осевого дифференциала.

Главный агрегат полноприводной трансмиссии этих машин — многодисковая муфта Haldex, изготовленная одноименным шведским концерном, признанным экспертом в своей области. Муфта представляет собой отдельный модуль, который стыкуется с редуктором заднего моста и передает на него крутящий момент через пакет фрикционных дисков, «купающихся» в масляной ванне.

В отличие от других распространенных систем, доля тяги, приходящаяся на заднюю ось, плавно меняется в зависимости от дорожных условий, режима движения и ряда иных факторов.

Рисунок 4.23 – Схема повного приводу з багатодисковою муфтою Haldex

Муфта Haldex вместе с блоком управления, электронасосом и масляным картером образуют единый модуль, который пристыковывается к главной передаче задней оси.

Рисунок 4.24 – Муфта Haldex

За распределение крутящего момента отвечает электронный блок — своего рода интеллектуальный центр, куда стекается информация от различных систем автомобиля.

Посмотрим, как действует интеллектуальная трансмиссия. Автомобиль едет по сухой чистой дороге. В этом случае для уверенного движения хватит и одной пары ведущих колес. Поэтому компьютер направляет на переднюю ось до 95% крутящего момента. На задней оси сохраняется легкий «преднатяг»: система готова в любой момент заработать на полную мощь, но пока себя практически не проявляет, а потому расход топлива минимален. Теперь представим, что переднее колесо попало в лужу или наехало на влажную дорожную разметку. Возникла пробуксовка, которую моментально распознал датчик ABS. Сигнал о том, что одно из колес стало вращаться быстрее остальных, передается в систему управления электронной муфты. Ее диски сжимаются, и необходимая доля тяги перекидывается на заднюю ось, до того почти не задействованную. При необходимости назад передается до 50% крутящего момента. Это обеспечивает эффект блокировки межосевого дифференциала (такая опция встречается на серьезных внедорожниках). Таким образом, Haldex дает возможность преодолевать участки довольно тяжелого бездорожья. Это особенно актуально для Škoda Yeti, который эксплуатариуется не только в городе, но и на бездорожье.

Рисунок 4.25 Блок керування муфтою Haldex

Так выглядит электронный блок управления (рис. 4.25), «мозг» полноприводной трансмиссии. Он рассчитан на работу в условиях сильной вибрации, перепадов влажности и температуры.

Рисунок 4.26 – Схема муфти Haldex

На автомобилях Škoda используются муфты Haldex самого последнего, уже четвертого по счету поколения. У них, в отличие от более ранних моделей, нет механического гидронасоса, который срабатывал только при пробуксовке колес. Теперь его заменил насос с электроприводом. Он заранее создает необходимое давление в системе, которое поддерживается с помощью гидроаккумулятора и по команде электроники через специальный электромагнитный клапан подается на рабочие поршни, сжимающие пакеты дисков. Что это дает? В первую очередь — повышенное быстродействие системы. По сигналу блока управления она способна вступить в работу всего через 0,015 с.

Кроме того, теперь компьютер может распознавать опасные ситуации и заранее подготовить к ним автомобиль. Выше мы упоминали о том, что Haldex связан с другими системами машины, в том числе и с системой поддержания курсовой устойчивости (ESP). Когда датчики этой системы фиксируют слишком быстрое нарастание бокового ускорения, что косвенно говорит о начинающемся заносе, электроника заранее активирует заднюю ось, тем самым стабилизируя автомобиль. Причем, если Haldex ведает распределением крутящего момента по осям, то ESP помогает перераспределять тягу с одного колеса на другое, что заменяет блокировки межколесных дифференциалов. Иными словами, крутящий момент будет подан именно туда, куда нужно, на любое из четырех колес, в любой комбинации.

Эта трансмиссия очень компактна и экономична. Например, кроссовер Škoda Yeti при весе 1500 кг расходует лишь 8 л топлива на 100 км пробега — почти как обычный автомобиль гольф-класса.

с прошлыми поколениями


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: